Галетов

Валерий Малыхин
    Хотелось бы рассказать о своём приятеле Олеге Галетове, с которым я познакомился в сентябре 1983 года на первом курсе факультета иностранных языков Красноярского педагогического института. Мы учились в параллельных группах англо-немецкого отделения. Олег запомнился мне, когда мы ездили копать картошку и морковку на колхозные поля. Ему было 17 лет, школу закончил в Казачинском, темноволосый паренёк почему-то говорил со среднеазиатским акцентом. Сначала подумал, что у него родственники в тех республиках. Когда мы начали учиться в институте, оказалось, что Олег прикалывался с тем акцентом. Его бабушка – татарка, и он в детстве говорил по-татарски.

  С Галетовым было здорово ходить на колхозный рынок, расположенный рядом с пединститутом, особенно зимой. Я со своим одногруппником Сашкой Донским часто наблюдал такую картину. Олег ходил по торговым рядам и выискивал продавцов из Азербайджана или Узбекистана, говорящих соответственно на тюркских языках. Наш приятель на чисто русском языке спрашивал цены на фрукты. В ответ ему называли высокие цены. Затем Галетов включал свой акцент, и цены постепенно снижались. Я с Донским с удовольствием наблюдал за театральной игрой этого талантливого человека. В итоге Галетов полностью переходил на язык этих торговцев и даже обнимался с ними, как их земляк и мусульманин.  Фрукты доставались вообще бесплатно, нам тоже перепадало, как внимательным зрителям. Просто Олегу очень легко давались языки, и неважно говорил он с ошибками или нет. Наш приятель закончил с нами первый курс, потом попал в онкологический центр: что-то с лёгкими. Врачи запретили ему жить в экологически грязном городе. Пришлось прервать учёбу в институте. К тому времени я научил его языку Эсперанто. Галетов участвовал в Эсперанто-лагере на Красноярском море в августе 1984 года. Потом Олег уехал к себе на Родину, в Казачинское. 

    В 1988 году наш приятель объявился в Москве, работал мастером производственного обучения в ПТУ, заочно учился на инязе Горьковского пединститута,  а в свободное время подрабатывал переводчиком, снимал со знакомым однокомнатную квартиру в Свиблово.

    В 1988 году я закончил наш пединститут, иняз и получил диплом учителя английского и немецкого языков. В начале августа 1988 года приехал в Москву для получения визы в Нидерланды, остановился у Галетова. В посольстве мне обещали дать визу только через 10 дней. Я же рассчитывал получить визу сразу, чтобы участвовать в международном Эсперанто-конгрессе в Роттердаме. Поэтому я вернулся домой в Красноярск на поезде, как говорится, не солоно нахлебавшись, зато приобрёл опыт и встретился с другом.

    В следующий раз я приехал в Москву в начале января 1989 года, также остановился у Олега. Мне удалось получить визу Нидерландов, поменять рубли на гульдены и купить билет на поезд до Амстердама, где меня ждала подруга по переписке на Эсперанто Еннеке ван Венендаал, женщина пенсионного возраста. Галетов проводил меня до самого вагона, и я поехал в Голландию.

    Весной 1990 я останавливался в Москве, у Олега для получения визы во Францию. Потом следы Галетова потерялись. Я даже написал письмо в Казачинское его матери, которая ответила мне и дала координаты сына в Америке.

    В декабре 1993 года я созвонился с Олегом, который вскоре собирался прилететь в Алма-Ату в качестве переводчика американской фирмы по добыче полезных ископаемых. Тогда я работал в коммерческой фирме “Новация”, шеф которой командировал меня в Алма-Ату, дав образцы Саянского мрамора. С Олегом удалось встретиться в последнюю ночь моего пребывания в Казахстане, в гостинице в Медео. Галетов был одет в белый костюм, сильно изменился внутренне: чётко прослеживалась западная философия “купи-продай”. Я попросил у него фотоплёнку фирмы Кодак. Олег мне сказал: “Семь долларов, за сколько купил, за столько и продаю!” Мне оставалось достать рубли и рассчитаться с приятелем по курсу доллара.

    И вот какую историю мне поведал Галетов. Живя в Москве, он часто подрабатывал переводчиком с иностранными туристами. И вот однажды мой приятель переводил сенатору из штата Колорадо. Работа была сделана качественно. Сенатор предложил Олегу переехать жить в США с условием, что поможет ему туда прилететь, а дальше быть в свободном полёте. Так Галетов оказался в Денвере, в столице штата Колорадо. В церкви познакомился с местной американской девушкой. Через несколько месяцев они поженились. Олег работал в нескольких фирмах переводчиком, а его жена – дизайнер. Сейчас у них уже взрослая дочь.

    В настоящее время с Алексом, так его там зовут американцы, общаюсь в Фейсбуке. Политические темы мы не обсуждаем, это ни к чему, да и точки зрения у нас совершенно разные. А вот на бытовые темы общаемся до сих пор.