Такяуслышал6БПВадья

Ольга Крубер-Федорова
6. Об обретении богатства
                [Учение Господа Будды]

Стремление накопить богатство является всеобщим.  Основой, на которой зиждется наша цивилизация, являются финансы.  Власть гражданина, даже в демократическом государстве, заключается в его мешках с деньгами.  С другой стороны, все великие мудрецы упоминали бедность как добродетель, необходимую для высшей жизни;  новый подход к практике бедности возникает из созерцания идеала раджарши.  Пример Джанаки и других указывает на то, что идея опекунства, на которую обращал особое внимание совершенный брахман двадцатого века, Ганди, не является новой.  Его любимый стих из Ишопанишад, как он объяснял, раскрывает тот факт, что йоги и риши могут умело разрешать монетам золота и серебра катиться на благо всего и всех. 
Накопление богатства – это ремесло, которое обычно нельзя не отнести к черному ремеслу.  Могущественную магию денег чаще всего практикуют те, чьи мотивы и методы не являются ни чистыми, ни бескорыстными.  «Преуспевайте, приобретайте уважение и будьте честными» - таков общепринятый план, и тысячи молодых мужчин и женщин терпели крах, продвигаясь шаг за шагом, на каждом из трех этапов.  Когда наступает последний этап, когда некоторые из богатых готовы жить честно, многие находят свои надежды разрушенными, а плоды их трудного сева и жатвы становятся кислыми и горькими. 
Есть, однако, некоторые намеки в высказываниях мудрецов, которые учат, что накопление богатства может быть практикой искусства белой магии.  Так, в китайском Каноне знаменитой книги Дхаммапада мы нашли совет одного из самых практических умов в истории человечества, который привел своих собратьев к Благородной Жизни.  В Песне XIX китайского текста под названием «Старость» Учитель справляется с этим предметом с его обычным непревзойденным мастерством.  Вот, эта история:
Просветленный жил в монастыре Джетавана.  В соседней деревне была школа браминов, где 500 юношей обучались тайным знаниям своей касты.  Они были полны пренебрежения ко всем остальным и с презрением говорили о Будде: «Его таланты едва ли можно сравнить с нашими. Мы бросаем ему вызов, прийти побеседовать с нами».  Учитель ответил и пришел со своими бхиккху.  Пока они ждали, в это место пришёл старый брамин с женой и просил их дать им поесть.  Учитель знал эту старую пару.  Он спросил юношей, знают ли они этого старика.  «Мы прекрасно знаем его, он раньше был богатым, но не заботился о своих деньгах и глупо использовал их. Теперь посмотри на него. Глупец!» 
На это Будда сказал: «Есть четыре вещи, которые трудно выполнить; те, кто может их выполнять, непременно обретут награду и избегнут бедности. Что это за четыре вещи? Они связаны с четырьмя периодами жизни людей.
Во времена расцвета молодости  не будьте высокомерными. Узнавайте, как правильно зарабатывать деньги. В расцвете сил не стремитесь к чувственным удовольствиям. Учитесь приобретать богатство и не растрачивать его. В среднем возрасте будьте благоразумны в милосердии. Нелегко правильно совершать милосердие.  В старости ищите Мудрого в искусстве стать опекуном всего вашего имущества.
Именно из-за несоблюдения этих четырех правил этот старый брамин пришел к своему нынешнему состоянию и похож на старого аиста, сидящего рядом с высохшим прудом. 
Учитель продолжал: «Любой способен обогатить жизнь четырьмя способами. В эпоху расцвета юности воспользуйтесь любой возможностью для достижения высоких моральных качеств. В расцвете сил воспользуйтесь возможностью планировать справедливое распределение богатства.  В среднем возрасте воспользуйтесь возможностью увеличить способность приобретения большего достоинства.  В старости воспользуйтесь возможностью приобрести знание Трёх Достопочтенных».