Фильм Сад режиссёра Аленикова

Светлана Шакула
   ПРЕКРАСНЫЕ МЕЧТЫ МАЛЕНЬКОГО ФОТОГРАФА

      И даже, если ты – не ты,
      А только отзвук сна, мечты.
      Лишь только образ чистоты.
      Явись и воскреси цветы
      В саду души моей...

   Эти слова красной нитью проходят через весь фильм «Сад», акцентируя внимание на тонкой душевной организации – и его автора, и его героя.
   Главный герой фильма «Сад» – обычный фотограф, добросовестно выполняющий свою работу, фотографируя различных посетителей фотоателье, а режиссёр Алеников и его добровольные помощники – талантливые актёры – создают различные психологические портреты, причём создают абсолютно без слов – одним только взглядом и мимикой. Конечно, фильм «Сад» наполнен различными звуками – классической музыкой, песнями, уличным шумом, стихами, радиопередачами, но речь в нём идёт прежде всего о людях…
   Жизнь простого фотографа в большом городе очень непритязательна, потому что каждый его день состоит из дома (комнаты в коммуналке) и работы, но дорога от дома к месту работы, словно дорога жизненного Сада, идёт и через глухие дворики-переулочки, и через широкие проспекты, и конечно же, через огромный сад…
   
   Фотограф, как и все романтики, мечтает встретить свою Принцессу, и однажды мистические подсказки по дороге на работу предупреждают его о долгожданной встрече, которая и происходит – в фотоателье! Прекрасная Принцесса пришла фотографироваться, правда не сама, а со своим спутником, но разве это имеет какое-то значение, если у героя осуществилась его МЕЧТА?   
   Поэтому дорога домой идёт у него уже не через парк с голыми деревьями, а через благоухающий цветами САД, а солнечная музыка Божественного Вивальди словно подтверждает его счастье – счастье маленького человека!..   

   Этот короткий пересказ сюжета фильма не исчерпывает огромной сложности и многогранности картины «Сад», где затронуты не только характеры отдельных людей, но и глобальные проблемы общества, а какие именно – пусть каждый зритель решит по-своему…

   На МОЙ взгляд, фильм «Сад» – глубоко философская и символическая работа, где образы детей (мальчик, бегущий по саду, и мальчик, едущий на детском автомобиле) – это символ наглой и самоуверенной советской идеологии. Но эта идеология не способна поколебать вечные истины, хотя они и закрыты, подобно скульптурам, в большие ящики. Ведь закрыты они только до Весны – то есть до периода обновления!..   
   Каменные львы этого легко узнаваемого города напоминают образы различных начальников – с соответствующим рычанием, а старые деревья с обрезанными ветками и разбитое стекло фонарей – словно намёк на будущий Чернобыль с его мёртвыми домами…
   Все эти мистические образы в фильме «Сад» – словно пророческий взгляд режиссёра на невежество в обществе и на будущее обновление этого общества…
   __________

   Из воспоминаний Владимира Аленикова:

   – Фильм «Сад» (1973 г.) я снимал нелегально и за собственные деньги, то есть покупал остатки плёнки у знакомых операторов «Мосфильма». Так же нелегально (ночью!) я проникал в монтажную «Мосфильма», чтобы монтировать свой фильм. А самостоятельно я решил делать кино потому, что меня отказывались принимать в кинематографические вузы из-за моей еврейской национальности, хотя при поступлении я все предметы сдавал на отлично. 
   Я очень благодарен всем актёрам, которые согласились сниматься у меня в картине – картине начинающего режиссёра. Все актёры снимались бесплатно – их просто заинтересовал новаторский проект, а Владислав Дворжецкий даже специально для этого прилетал на самолёте из Ленинграда, где был занят на съёмках «Земли Санникова», снимался у меня ночью, а утром улетал обратно.
   Позже, когда картина была смонтирована, она была показана лишь на закрытых просмотрах, но эти просмотры дали мне возможность снимать уже легально. А в деле продвижения картины мне снова помогал Дворжецкий, который договорился с журналистами «Советского экрана» о статье. И хотя в результате вместо статьи вышла лишь небольшая заметочка в несколько строк, я на всю жизнь запомнил поддержку и дружеское участие Владислава Дворжецкого в моей судьбе…

   Фильм «Сад» есть на сайте YouTube   https://www.youtube.com/watch?v=O09FSN5GXZQ&t=12s
   __________

   На фото – герой Дворжецкого в фильме «Сад» (посетитель фотоателье)