Наступил на те же грабли

Александр Попов 68
Прошло каких-  то полгода, и история с курением Алексея и её последствиях практически забылась. Я и мои товарищи детства, Сергей Резцов и Андрюха Захаров, часто собирались возле тёти Машиного магазинчика. А точнее, за магазинчиком, где росли высокие груши-  дикуши, или, как мы их ещё называли, дичка. Деревья были с небольшого размера  и круглой формы  плодами. До августа дичку есть было невозможно, она имела темно - зелёный цвет, сами плоды были жёсткими и кисло вяжущими на вкус. А вот ближе к сентябрю плоды принимали жёлтый цвет, становились ароматными и мягкими и просто таяли во рту. Вот именно тогда мы и открывали на неё настоящую охоту. Сложность  добычи плодов заключалась в том, что деревья, где росли эти "чудо "фрукты, были высокими и расстояние от земли и до первой ветки или сука  было метра два. Нам приходилось очень много прикладывать усилий, чтобы добраться до нижних ветвей, а уже по ним залезать и на само дерево. Но тем не менее общими усилиями мы помогали залезть одному на дерево, а он уже потом скидывал нам сверху данную фруктовую продукцию. Конечно, уловив момент, тот товарищ, кто был на дереве, себе отбирал получше, ну а нам кидал все подрят. Так и в тот день мы все втроем пошли на сбор дикушки. После трехчасовых усилий  добыча оказалась не такой уж и большой, видимо, до нас уже кто- то приходил ранее и камнями или палками посбивали груши. Все самые крупные и жёлтые дички находились у самой кроны деревьев, и до них было просто не добраться. Мы, как лиса из басни Крылова, долго ходили вокруг и облизывались, но что поделать!?  Видит око, да зуб неймет, это на тот момент было про нас.
       Вот именно тогда, после некоторых раздумий, от нечего делать  решили попробовать на вкус табачного дыма. Инициатором тогда выступил Андрюха, ну а мы, как и подобает его товарищам, единодушно поддержали. Курение для нашего детского сознания тогда  было символом мужественности и вседозволенности. Я хорошо помнил ещё  инцидент с курением, произошедший с моим старшим братом Алексеем ( читать рассказ " Курение вредит вашему здоровью") , но какая - то неведомая сила одолела на тот момент мной. Мне хотелось почувствовать себя повзрослевшим и быть, как сейчас модно говорить , как мачо с сигаретой в зубах!  Таким образом я и мои товарищи начали собирать недокуренные сигареты и папиросы возле магазина.После чего мы дружно шли под полуобгоревшую иву под валом, чтобы нас никто не видел и,  словно индейцы, вместо трубки мира, передавали друг  другу заженную "козью ножку",  скрученную из листа газеты с собранным табаком . Первое моё впечатление о табаке было очень отрицательным - едкий, вонючий дым, после первой затяжки выдавил из меня слезы!  Я поперхнулся и закашлялся. Продолжать курить я на тот день больше не стал. Так наши тайные сборы под ивой продолжались с неделю. Мы каждый день ходили по помойкам и возле мест, где проходили перекуры  в организациях искали остатки недокуренных сигарет.
      Для того, чтобы никто дома не мог заподозрить, что мы курили, после каждой такой процедуры наше тайное сообщество курильщиков ходило на речку и с мостинок полоскали горло и рот , умывались. Что значит дети и наша детская наивность!  Тогда мы понятия не имели,что никотином пропитывалась не только наша одежда, но и наши волосы, от чего человеку, некурящему, без особого усилия можно было определить:  курил ты  или нет! К большой моей беде, а вернее будет сказано, наверное, к счастью, на момент одной из таких процедур полоскания на реке своего рта, а дело было под осень, вода уже была довольно- таки прохладной , плюс я только что переболел ангиной, я не заметил, как к мостинке подошла моя мама с коромыслом и двумя пустыми ведрами для забора воды. Она долго наблюдала за моими манипуляциями и произнесла: "Что ты делаешь, Саша!?"  От неожиданности я чуть не упал с мостинки в воду. Не зная, что и говорить, я что-  то стал бормотать и, наконец, произнёс: "Попить пришёл! " И это после ангины, - продолжала распрос мама!?  - Или дома воды нет, чтобы попить!? " Тут мне нечем было возразить. "Марш домой!"- уже  более повышенным тоном сказала мама. Я прошмыгнул мимо неё, уворачиваясь от коромысла с ведрами и пошёл домой. В памяти вспомнились события полугодовой давности. Мысленно перед глазами предстал сруб с торчащим в нем массивным топором. "Все, - подумал я, - мне конец!" Мама воротилась за мной следом, поставила ведра с водой  на скамейку и позвала моего брата Алексея. "Лёша, - сказала она, - понюхай его, указывая на меня, что - то мне показалось или нет, от него табаком пахнет!" Алексей с довольным видом Павлика морозова**, подошёл ко мне и уже с расплывшейся улыбкой на лице  произнёс: " Да, он курил, мама!! "К сожалению, позицию для отступления я выбрал на тот момент неудачно. Позади меня, как назло, лежал ворох стеблей роз, срезанных этим летом, но по непонятной причине не убранной до сих пор. Справа путь мне преграждала кухня   слева стояла мама, а прямо находился деревянный забор нашего двора, высотой около двух метров. Я стал пятиться назад, запутался в ворохе стеблей и упал навзничь. Воспользовшись моментом, мама вытащила несколько стеблей роз из вороха и стала ими меня стегать, боль была неимоверной. Колючки стеблей впивались в тело, как множество укусов ос и пчел. Наконец я воспользовался  моментом, вырвался из окружения, и пустился наутек в яблоневый сад. Там я просидел практически до вечера, вытаскивая из мягкого места и других участков моего израненного тела, колючки тогда ненавистной мне царицы цветов, розы. Но перед глазами все ещё стояла картинка с топором, и мне как-  то становилось не по себе. На всякий случай я пробрался к срубу и вытащив из него топор, спрятал его в сарае. Потом немного помешкав , с понурой головой я пошёл к матери: делать было нечего, необходимы были переговоры . Я долго просил её не говорить о том, что я курил, отцу. Наконец мама смягчилась и успокоила меня, пообещала, что ничего отцу не скажет, также при этом предупредив Алексея, чтобы он тоже молчал. Но на душе почему-  то оставалась тревога, почему, тогда я ещё не знал. Весть о нашем курение моментально прокатилась по всей канавской стороне. Помню, Серёга Резцов тогда получил от родителей резиновым шлангом, а Андрюха Захаров ремнем. Однако  исполнить свою клятву, что курить я больше не буду, суждено было  из нашей троицы  только мне. Я и сейчас в свои 50 лет не курю, да и не советую  никому, так как кроме проблем от курения ничего хорошего не происходит. Курить-  себе вредить, как говорится в старой пословице! Оно так и есть, куча болезней, неприятный запах, бессмысленная трата кучи денег на покупку сигарет, это только маленькая толика всего, что несёт с собой курение! Но вернемся, дорогой читатель, к моей истории. Вечером с работы домой возвращался мой отец. Он всегда проходил по Резцовскому переулку, где жила семья Смирновых. И как назло ему встретилась тётя Ася Смирнова, она что-  то зачищала перед дворовой калиткой. Она-  то и поведала Семену Григорьевичу историю с подробностями о нашем курение. Тревога вспыхнула у меня с новой силой, когда в дом зашёл отец. Тут моё второе чувство подсказало, что должно произойти что - то неладное. За свою маму я был уверен, что она ничего отцу не раскажет если она давала свое слово, а вот за своего братца я не ручался. Но я тогда сильно ошибался. Пережив потрясение, связанное с курением полгода назад, Алексей и не думал меня выдавать отцу. Как всегда, отец был неразговорчив. Он посмотрел на меня, и новые мурашки пробежали по моему телу. На тот момент я даже забыл про боль от шипов роз, сердце учащенно стучало. Отец отвел маму в сторону и что-  то с ней говорил , тут у меня всплыла в голове очередная картина  отрубленной моей головы и руки, и мне себя стало даже жалко. Я подошёл к окну и посмотрел  во двор на сруб. Топора там было не видно. Тут мама сказала всем садиться за стол, ужинать. Мы сели за стол, отец, как и подобает главе семьи, во главе стола, а мы по бокам. Я постоянно сидел по правую руку от отца, рядом с ним, Алексей по левую, а напротив садилась мама. Ужин начался в полной тишине. Тут отец, не смотря в мою сторону,  спросил :"Курил!?" От этого вопроса я впал в ступор. Язык как будто прилип к небу. В глазах помутнело от прилива страха. Отец повернулся ко мне и тихо продолжил: " Ещё раз узнаю, что ты куришь, пеняй сам на себя!"Я наконец немного пришёл в себя и произнёс:" Больше не буду, клянусь!!!  "Собственно, по жизни я свою клятву и сдержал. Курить я так и не научился, вся молодость прошла в занятиях спортом, и, думаю, это здорово.
Павлик Морозов **- молодой человек выдавший своего отца по идейным соображениям, противостоявший кулачеству в лице своего отца и поплатившийся за это жизнью.

Санкт-Петербург.  Крестовский остров стадион. А.Попов 2018 г