Читая письма отца. Жить стало веселей!

Алексей Ратушный
«Добрый день! Весёлая минутка!»
Знаменитое письмо Сухова в кинофильме «Белое Солнце пустыни»

Цитата из письма отца:

«Конец второй страницы:
«Готовлю самодеятельность к смотру в Якутске Якстроя, которая состоится 27.12.52г. от меня за 150 клм. Ближе к Вам (километров – А.Р.) в Коллективе около 30 чел. (тридцати человек – А.Р.) Сделал оркестр. Здесь меня ждали два новых Сакса Аль и Тенор) и из вольного клуба взял новый кларнет и две трубы.»
Начало третьей страницы:
«Оркестр пока 9 чел. (девять человек – А.Р.) можно сделать больше, но времени не хватает.
После смотра и концертов по этой программе буду работать. Меня вызывали в п/отдел (политический отдел? – А.Р.) предлагали взяться за организацию дух. оркестра в в/клубе (духового оркестра в вольном клубе – А.Р.). Я согласился с условием, если дадут день за день зачеты сказали устроят.»»

Конец цитаты из письма отца!

Что-то мне так тяжело каждый раз доживать до весны!
«А весною я в несчастья не верю!» - одна из величайших песен двадцатого века, на мой, непросвещённый взгляд.
И каждый раз в последние дни февраля я тихо-тихо сам себе её мурлыкаю!
Так хочется дожить до весны!
Одна из самых любимых моих собственных песен содержит такой «заворот»:

«И если нельзя дотянуть до весны
Быть может до осени всё же не поздно!»

Отец уехал от нас с мамой в самом конце календарной осени, и в самом начале ТОГО ДЕКАБРЯ.
В пути он был четверо суток.
Об этом его перемещении я размышляю уже пятнадцать лет, как только впервые смог прочесть в 2004-ом его письма к маме, ко мне и к бабушке.
Да!
Невероятное перемещение!
И ведь первоначально он ехал судя по всему со своим эндартериитом в больничку!
На Алдан!
Минуя Томтор, но не доезжая до Томмота.
Томмот он минует спустя полтора года, по амнистии.

А я вот всё думал, думал и пришёл к неожиданному для себя самого наблюдению.
Долгое время не мог понять, почему Шаламова и Солженицына все цитируют, а мою маму как бы не замечают.
Она – родная дочь репрессированного писателя фантастического дарования, и провела в ГУЛАГе не один, и даже не два года.
Она попала на Колыму знаменитой «Джурмой» из знаменитого порта Ванино.
А в Ванино она попала через не одну тюрьму и начинала она в стенах знаменитейшей Таганки!
«Таганка! Я твой последний арестант!» - мама исполняла особенно вдохновенно.

Так в чём же дело?
Её отец репрессирован в январе 1938-го, а расстрелян без суда и следствия по приговору «тройки» 13 мая 1938-го года.
Теперь я понимаю: это был план!
План у девочки – подростка: вызволить папу из лап системы!
Ведь в 1945-ом году, когда она кровью клялась на странице его рассказа «Капля крови», она и понятия не имела, что его уже нет в живых.
И она пошла в зоны!
За своим отцом!!!
Потому что в жизни их семьи не было никого дороже и важнее чем он – их папа.
Это сейчас, сегодня, я бы растолковал ей, что зоны – это не такие места, где возможны свободные перемещения «куда захочу»!
Тем более потрясает меня тот факт, что её план в целом блестяще удался!!!
И даже перемещения по зонам в поисках папы удались!!
С ума сойти!
В ГУЛАГе девчонка сумела перемещаться по зонам относительно «свободно»!
И, читая процитированное выше письмо отца, я просто в шоке!
Шокирует всё!
Человек в ГУЛАГе имел «выбор»!!!
И выбрал перемещение на 1400 километров ближе к «материку».
Мать – самое главное слово в нашей жизни.
Отец перемещается к материку, уезжая от им самим организованной матери!
От матери к материку!
Символично.
А теперь всмотритесь в этот сухой перечень дел и вещиц:

«Готовлю самодеятельность к смотру в Якутске
в Коллективе около 30 человек.
Сделал оркестр.
Здесь меня ждали два новых Сакса Аль и Тенор.
Из вольного клуба взял новый кларнет и две трубы.
Оркестр пока 9 человек.
Можно сделать больше, но времени не хватает.
После смотра и концертов по этой программе буду работать.
Предлагали взяться за организацию духового оркестра в вольном клубе.»

Ни один Архив пока не дал мне внятного ответа на такие вопросы:
Где отец стал капельмейстером?
Когда он стал военным музыкантом?
Где он научился играть НА ВСЕХ инструментах?
Когда он был призван в ряды – рождённый в 1911-ом году?
Мог ли он не участвовать в Войне, уроженец Шуи?

Вот мои робкие гипотезы: по малолетке попал на зону и там его в камере научили играть на всех инструментах дружки и подельники!
Про войну нагло врал.
Ранен был в уголовной разборке.

А теперь еще раз перечтите процитированные мною строки!
Не кажется ли вам, что они «не корреспондируют с» моей гипотезой.
Что мамино утверждение, что он был военный музыкант и капельмейстер гораздо больше похоже на правду.
Если ему в зоне предлагали сделать оркестр в вольном клубе, значит там было его личное дело и в нём его воинская профессия как-то обозначалась!
Вы хоть раз читали воспоминания зека, в котором описывается, как ему предлагают создавать оркестр в вольном клубе и дозволяют брать в оркестр в зону кларнет и две трубы?
Но Архивы меня игноррят!

А мне тут пришла шальная мысль в бедовую мою верхне-колымскую головушку: а ведь мама-то как лихо устроилась в ГУЛАГе!!!
Ежедневно декламировала стихи!!!
Папуля пел и играл, дирижировал и снова играл!!
Мамуля читала и читала стихи со сцен больших и малых островов  ГУЛАГа!

Вот ведь какая весёлая жизнь была!
Не жизнь, а малина!!!
Да и сели они не как «политические», а как мелкие воришки, по неприглядной статейке Указа 04.06.47!!!
За подобранные на дороге три полешка, упавшие с проезжавшего мимо грузовичка!

Вы только вдумайтесь!
ГУЛАГ!
УСВИТЛ!!
Дальстрой!
Лагеря, лагеря, лагеря!!!
И вокруг ничего кроме лагерей по сути и нет!
И по этим лагерям разъезжает, раскатывает «центральная культ бригада»!
А в ней главный музыкант и на семнадцать лет моложе его декламаторша виршей!

Веселее не придумаешь!
Даже если очень сильно захочешь!


Приложение: ответ из РГА ВМФ

РГА ВМФ пишет:
Уважаемый господин Ратушный!
Просим оформить Ваш запрос на бланке архива
Секретарь архива Рахимова С.М.
25.02.2019