Псевдоцитаты, или Мы такого не говорили...

Валентина Ерошкина
"Искажённая цитата похожа на приблизительный номер телефона." Сергей Довлатов.


     Псевдоцитаты — одни публикуют, другие безоговорочно верят и неистово тиражируют на своих страницах. Есть такие форумные хомячки -копипастеры, они же доноры по пересадке умных мыслей.

     Лжецитаты получили повальную экспансию по причине  недалекости и элементарном нежелании выяснить их подлинность. Копипастеры ведутся на любой фэйк, репостят —только бы цитата нравилась, да подходила под банальные  модели миропонимания. Про Раневскую и Хайяма даже и писать не хочется.
То же с чеховским героем: «В человеке все должно быть прекрасно, и одежда и душа и мысли». Употребляется обычно когда речь идет о какой-нибудь актуальной тряпке. Но фраза-то не Чехова!
А ведь неточность — форма лжи. Кстати, кто сказал?
Ну вообще-то в оригинале совсем другое:
     «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою

     К примеру, «В России две беды — дураки и дороги» — приписывается то Гоголю, то Пушкину, то Салтыкову-Щедрину, то Достоевскому, то Толстому.
«Одна смерть — трагедия. Миллион смертей — статистика», «Нет человека, нет проблемы» и многие другие подобные изречения частенько наделяются авторством Сталина. Высказывание об оном «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой» приписывается Черчиллю, однако установлено, что автор фразы — Исаак Дойчер.
«Не тратьте жизнь на идиотов», подписанная «Ф. М. Достоевский».
Этот список можно продолжать до бесконечности. Кому интересно — гугл в помощь.

    "Религия – опиум".  Фраза, популярная у атеистов, вырвана из контекста. Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!» То есть религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.

     «Мы ТАКОГО не говорили» — Омар Хайям, Будда, Фаина Раневская, Коко Шанель, Пауло Коэльо, Макс Фрай, Эрих Мария Ремарк" (интернет-цитата).

    Для спраки: «Омар Хайям. Персидский философ, математик, астроном. Мыслитель и мудрец. Мастер пути (Школа мастеров существует 8 тыс. лет для скрытой передачи информации друг другу во времени и пространстве).Хранитель зашифрованных мыслей и знаний. Написал, по оценкам специалистов, от шести до двадцати стихов. Не пяти тысяч. Даже не наделенные особым умом их легко запоминают, не подозревая даже, что передают мудрость веков. Не вино он воспевал. В ту пору за глоток спиртного четвертовали и сажали на кол. Вино — не алкогольный напиток, а «опьянение от сознания истины, красавица -«душа искателя истины», холм -«наставник», виночерпий -«дающий вино истины» Каждое слово в привычном для нас значении содержит скрытый смысл. Расшифровка одного стихотворения занимает до 270 страниц машинописного текста».

Говорят, что в Воронеже на кафедре литературы 19 века был такой профессор Свительский, и всю жизнь он занимался творчеством Белинского. И был старый драмтеатр, где на входе висел лозунг, гласивший: «Воронежские актеры — чудо из чудес. В.Г. Белинский». Профессора заела эта цитата, он знал творчество великого критика наизусть, а цитату эту не встречал. Он перерыл все, и вот, в частном письме частному лицу нашел ее целиком: «Воронежские актеры — чудо из чудес. Глядя на них, я понял, что область бездарности столь же безгранична,сколь и область гения. Куда перед ними уроды московской сцены».

     Вот уже больше десяти лет по интернету гуляют «новые гарики Игоря Губермана». Они пользуются большой популярностью у поклонников творчества Игоря Мироновича, однако, увы, никакого отношения к нему не имеют.
Игорь Губерман даже публиковал открытое письмо по этому поводу.

     «Дорогие читатели! Обращаюсь к вам по грустной причине: уже год, как не более, висят в интернете стишки под названием «Новые гарики», и кто ни попадя их выпечатывает в разных местных газетах (не говоря уже о том, что читает).
Это не моё производство, это стихи Георгия Фрумкера, живущего в Кливленде. Я уже принёс ему слова сочувствия и предложил вывесить любое количество моих стишков под его именем. Что я ещё могу сделать, если не знаю, что за сукин сын произвёл эту пакость?
     Я вообще не вывешиваю свои стишки в интернет, тем более — новые, они могут появиться только на сайте «Иерусалимского журнала», очень прошу вас об этом помнить, когда наткнётесь на какие-то «новые гарики».


     В свое время Катулл воспевал воробья, Вергилий — комара, а Эразм Роттердамский воздал хвалу глупости. «Большинство людей глупы, но глупы по-своему». И не ведал Эразм о немощах современных мирян — копипастеров. Это тех, кто тиражирует скаченные любовные стишки. Анекдоты, которые якобы говаривала Раневская. И в том числе бесчисленное количество цитат Омара Хайяма.
«Как бы это про меня», — подумал я и поставил после чужой мысли точку.

    О МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСЕВДОДУХОВНОСТИ

     Особо смешат музыкальные цитаты. Авторами новых музыкальных композиций становятся Бетховен, Моцарт, Шостакович, Шопен, Шуберт, Курт Кобейн.
Есть такие современные французские композиторы Поль де Сенневиль и Оливье Туссен И есть у них композиция — Брак по любви. Так кому только авторство не приписывают. И Шопену, и Моцарту, и Шостаковичу.

     По большому счету, никто не обязан знать всех музыкальных исполнителей или композиторов, но различать попсу и классику, думаю, для вменяемого человека возможно. Это ж не Вивальди отличать от Фрескобальди.

     Главная проблема, возникающая с цитатами в интернете, состоит в том, что трудно проверить их подлинность. С этим заключением, кто бы ни был его автором, пожалуй, невозможно не согласиться. Но устанавливать подлинность цитат и даже просто задумываться об их происхождении уже, по-видимому, мало кому интересно.