Притяжение. Часть 3. Дела пожарные

Вадим Гарин
На фото дом Купца Чирикова по адресу: г.Ростов-на-Дону, Будённовский пр. 46. В этом доме два этажа занимало наше управление, а выше размещался трест "Севкавстрой"

Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2019/02/26/26

Глава 3 Дифцит*

                Опять, забытые слова. Дефицит. Дорогое сердцу понятие, особенно если ты и сам многое могёшь или знаешь, как выйти на нужного человечка, который это самое и могёт!

                Мне доставалось всё значительно проще, чем многим по роду деятельности и, так сказать, был «сам с усам» да к тому же рядом, можно сказать «под боком», находился незаменимый главный бухгалтер. В городе он пользовался большим уважением. Он знал… его знали, и поэтому мог.

                Если из предыдущей главы вы уже прониклись идеей соцсоревнования, перейду к главнейшей движущей силе советского общества – блату. Без него вам и квартиру не получить, кусок колбасы не купить и даже на паровозе не уехать!

                Я квартиру получил. Из фонда долевого участия в строительстве города.** Трёхкомнатную - взамен «двушки», где мы с женой и двумя детьми проживали до того. В связи с этим событием пришлось включить не только обаяние, а все свои возможности и, «решив в квартиру» от импортной сантехники до, практически нерешаемого по тем временам, телефона, я слегка выдохся, и Архангельский понимающе кивнул:
                - Всё сделаем, сынок, - и позвонил.
                Он всегда всё правильно понимал, без просьб и обращений. С базы Облпотребсоюза мне привезли домой и подняли на этаж всё, на что хватило собственных и субсидированных денег. И большой холодильник, и цветной телевизор, радиотехнику и всякие тряпки.
                Архангельский ходил с довольной улыбкой именинника: радовался, как ребёнок, что благодаря его стараниям мой дом, куда я приходил только спать, выглядел полной чашей. Всё, что он считал необходимым мне по статусу – он решил. Ко всем «побрякушкам» и барахлу он присовокупил кучу записей шансона, после чего мой сын ходил и распевал «Я помню тот Ванинский порт…». В этом же собрании присутствовала кассета «Еврейский концерт», благодаря которой я познакомился с творчеством сестёр Берри. На жену и детей, особенно дочь, самое сильное впечатление производила песня «Купите папиросы» со словами Хаима Яблоника:

                Друзья, купите папиросы!
                Подходи, пехота и матросы!
                Подходите, пожалейте,
                Сироту меня согрейте!
                Посмотрите, ноги мои босы.
                Друзья, друзья, я ничего не вижу
                Милостыней вас я не обижу,
                Подходите, покупайте,
                Сироту не обижайте –
                Этим вы спасёте жизнь мою

                Дочь рыдала, даже, когда сёстры переходили на идиш: «койфт жэ, койфт жэ папиросн. Трукэнэ фун рэгн нит фаргосн...»
                Еврейский концерт вёл остроумный конферансье с неподражаемым одесским говором. Он рассказывал не только об исполнителях, но и сопутствующих событиях, которые были с ними связаны, например, о знаменитом ограблении Ростовского купеческого банка под видом съёмок фильма об этом ограблении. В конце рассказа говорил, что, когда бандиты катили на пролётке с добычей, то пели песню Яфы Яркони «Хен эфшар» (Идиш «Ведь возможно»).
                Я никому не давал эту кассету, несмотря на многочисленные просьбы друзей и приятелей. Однажды её у меня просто стащили, а я, хоть и дорожил ей, не успел по глупости переписать себе её в архив. Очень прошу читателей, может быть, кто-то из вас слышал эти записи – откликнитесь.

                Архангельский обожал шансон и особенно тюремный фольклёр – видимо дань своего времяпровождения в местах не столь отдалённых. Он собрал огромную фонотеку этого жанра. В те времена японское чудо до Ростова ещё не докатилось, и у него был очень хороший по тем временам магнитофон «Ростов» и «Комета» - для перезаписи. Кроме того он приобрёл два отечественных кассетных магнитофона. Из колонок 30 АС звучала качественная, насколько это было возможно, песня:

                - Здесь под небом чужим… или, например:
                - Ах эти чёрные глаза, меня пленили  и т.д.

                Кроме этого Александр Михайлович любил Шекспира. Любил беззаветно и собирал всё, что издавалось до того и после. Даже на английском языке (хотя английского  не знал). На книжном стеллаже стояли, по-настоящему редкие издания. Он любовно гладил их корешки и вздыхал.
                Реже читал наизусть сонеты Шекспира. После бывал в задумчивом состоянии, и я спрашивал его о детстве, юности. Как-то при вопросе о родителях, он странно усмехнулся и сказал:
                - Знаешь, сынок, жизнь иногда делает такие зигзаги, я бы даже сказал повороты. Судьба, наверное.
                Вот ты, конечно, не знаешь, что красивое здание, где разместилось наше управление, до революции принадлежало купцу Чирикову, который построил его для себя, а когда сбежал в Париж – тут организовали бордель. После победы красных – въехал городской комитет ВКП(б). Так скажи: есть преемственность или как? Теперь мы с тобой… судьба.

                А напротив нас – цирк, а левее, здание штаба Северокавказского военного округа, другие серьёзные организации. А ты не знаешь, что в этом здании было до революции? Конечно, тоже нет!
                Сначала его построили под табачную и папиросную фабрику купца Якова Семёновича Кушнарёва, а позже здание перестроили под гостиницу первого класса. Можешь себе представить? Сплошной ампир – палас-отель с фонтаном и аквариумом. Отдельные кабинеты, столовый зал…  накрывали на восемьсот кувертов! И всем этим распоряжался знаешь кто?  Никогда не догадаешься - мой дорогой папа, Архангельский старший! Во как! А ты говоришь…  Глаза старого бухгалтера подозрительно увлажнились:
                - В августе 1914 г.  – продолжил он, тяжело вздохнув, -  в палас-отеле останавливался сам император Николай Второй c cемьей и наследником престола. Государь с семьей следовали-с с Кавказа в Москву на конных экипажах. Да-а-с, на конных, сынок! А потом большевики, чтоб им хорошо жилось, всё сломали. В гражданскую Будённый там держал свой штаб. Всё загадили, разграбили. Потому и проспект, где мы с тобой обитаем – зовут Будённовским.

                Хватит воспоминаний, говори, что задумал? Намедни мне помощник твой сказывал, искал меня. Какую каверзу от тебя ждать? Скажу сразу:
                - Денег нет и не проси.

                - Дело в том, Александр Михайлович, надо ставить на капремонт мою машину. Двигателю пришёл каюк. Его так просто не достанешь,  колоссальный дефицит – уже пробовал через Ивана Степановича из «Сельхозтехники».  Нам с вами такое дело не по зубам. Придётся временно отобрать машину главного инженера, а это не желательно. Можно, конечно, взять у вас на время ремонта, но есть и другое решение:
                На прошлой неделе пожарники очередное предписание накатали и в который раз требуют, чтобы на двух производственных площадках стояли пожарные мотопомпы.
                Они же дали координаты, где их  купить. С пожарниками я договорился: они успокоились пока, но не отстанут. Посмотрел их стоимость и вообще, что за зверь. Интересная штука: они комплектуются четыреста вторыми двигателями  (ЗМС 402), то есть от двадцать четвёртой волги. То, что мне надо. Если их купить, можно взять оттуда новый двигатель на свою машину, а когда отремонтируют старый – поставим на мотопомпу. Вот и решение вопроса. А переставить можно за выходные.

                Вариант неплохой, только денег жалко, на стройку не хватает - Александр Михайлович вздохнул, - а с другой стороны ведь додавят, демоны. Знаешь, сынок, давай одну помпу купим – тебе ж один движок нужен… и пожарники успокоятся. Ты же с ними не первый год бодаешься.

                Через две недели мой водитель Николай ездил с новым движком, но беда пришла, откуда не ждали: пожарники сообщили, что придут ставить мотопомпу на учёт. Эта процедура предусматривала её включение, опробование с внесением соответствующих записей в специальном журнале. А у нас помпа без мотора. Новый-то с неё «сдрюбчили», а старый наш решили отремонтировать позже. Ну, в общем, как всегда. Хоть назад «взад вертай»!
                Опять пришлось включать обаяние. Сделали шкаф в кабинет начальника районной части – так и зарегистрировали мотопомпу. Вспомнил всё это, и сразу пришло в голову: и сейчас, видимо «требовались шкафы в кабинеты» Кемерово и другие города, где полыхали пожары и гибли люди. Только сегодня шкафами не обходятся! Покруче времена…

Примечания:

*Дифцит -  слово из интермедии М. Жванецкого «Дифицит»: … «Дефицит - великий двигатель общественных специфических отношений» и т.д.

** Фонд долевого участия в строительстве города – фонд, учреждённый Советом Министров СССР от 6 июля 1977 г. о передачи капвложений единому заказчику по жилищному, культурно-бытовому и коммунальному строительству в порядке
долевого участия.

Продолжение следует