Ч. 38 На войне мораль другая

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/02/24/1145

Якорные мины удерживались на определённой глубине минрепами, попросту говоря, стальным тросом для крепления мины к якорю. Эти тросы резались буксируемым подводным аппаратом, который назывался параван.

Мина всплывала, отводилась от корабля тралящей частью паравана и подсекалась резаком, а когда она всплывала, её уничтожали.

Немцы внесли усовершенствование в старые якорные мины, которыми они и финны щедро напичкали фарватеры. На глубине траления часть троса заменили стальной цепью. А если всё же мину удавалось подсечь, то при всплытии специальное устройство её подрывало.

Вот такая мина и нанесла повреждение эсминцу «Стерегущий», но он остался на плаву. Что касается «Балтики», то в литературе существует путаница, потому что это судно, построенное в Нидерландах, первоначально называлось «Вячеслав Молотов».

Во время войны, когда из него сделали госпитальное судно, ему присвоили флотское обозначение «ВТ-509» (военный транспорт № 509).

Под такими названиями судно и плавает на страницах исторической и мемуарной литературы, вводя читателя в заблуждение, думающего, что это были разные суда. Когда «Балтика» подорвалась на мине, на судне вспыхнула паника, люди стали прыгать за борт.

С помощью военных моряков панику удалось подавить, но человек сорок из большого числа, бросившихся за борт, успели утонуть. К счастью, судно осталось на плаву, и на буксире тральщика, переоборудованного из бывшего буксира, «Балтику» довели до рейда Сууркюля.
 
Позже пять тральщиков довели «Балтику» и  «Стерегущего» до Кронштадта. Раненых и некоторые грузы стали вывозить из Таллина до приказа об эвакуации. Переход «Балтики» можно считать относительно благополучным.

13 августа из Таллина вышел конвой из шести транспортов. Их охраняли четыре тральщика, четыре катера МО («морской охотник») и два катера типа «Рыбинец». Поздно вечером в условиях плохой видимости и большого волнения подорвался и затонул в течение двух минут транспорт «Водник».

Через десять минут подорвался на мине и также быстро затонул транспорт "Утена". На следующее утро подорвался на мине и затонул тральщик «Буй». Транспорт «Кретинга» отстал и был потоплен вражеской авиацией.

Сколько погибло раненых на этих транспортах и членов экипажа, неизвестно. Двум морским охотникам удалось спасти часть людей с тральщика «Буй», в том числе и тяжело раненого командира конвоя.

Учитывая обстановку, можно предположить, что все люди, находившиеся на транспортах, погибли вместе с судами. Следует пояснить, что о благородстве, морском братстве и прочих высоких понятиях на войне забывают. Действуют только расчёт и хладнокровная оценка обстановки.

Спасая людей, когда присутствует минная опасность или действуют подводные лодки, подвергают опасности тех, кто спасает, и тогда погибших окажется намного больше.

В ночь на 18 августа из Таллина вышел конвой в составе госпитального судна «Сибирь», минного заградителя «Урал» и шести тральщиков. На Восточно-Гогландском плёсе конвой атаковала немецкая авиация. На «Сибири» находились свыше 900 раненых и более 400 человек женщин и детей, членов семей военнослужащих.
 
В литературе приводятся и другие цифры: более 1200 раненых и эвакуируемых (800 лежачих раненых и около 1000 эвакуируемых из Таллина женщин и детей). Это, пожалуй, более вероятно, потому что при погрузке на суда людей нарушались все допустимые в мирное время нормы.

Немецкие лётчики прекрасно видели большие Красные Кресты, накрашенные на бортах, тем не менее, они атаковали транспорт. От прямого попадания четырёх бомб на судне вспыхнул пожар.
 
Заживо сгорели все лежачие раненые и тяжелобольные, а также те, кто не смог выбраться на верхнюю палубу. Сколько погибло женщин и детей, никто не знает.

Три тральщика, спасли около 700 человек. Командир конвоя и военный комиссар приказали оставить горевшее судно на якоре, и конвой продолжил движение в Кронштадт, куда прибыл вечером 19 августа.

Судно «Сибирь» затонуло, его обнаружили в 2005 году в 50 километрах от Кронштадта. В сущности, это одна из многих огромных братских могил на дне Балтийского моря.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/02/27/1896