Исколоты о звёзды наши ноги?

Виталий Попов
 
Актёру Московского областного театра драмы и комедии Владимиру Драковскому 24 февраля исполнилось 65 лет.
Накануне этого события в театральной гримёрной комнате актёр принял представителей местных СМИ и рассказал нам о своей жизни и творчестве. Владимир до сих пор помнит свою первую роль, которую он сыграл в 1980 году на сцене Ногинского государственного драматического театра. Он создал образ красноармейца Волкова в пьесе по повести Бориса Васильева «В списках не значился». Главную роль лейтенанта Плужникова, который прибыл для прохождения службы в Брестскую крепость за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, в этом спектакле играл ныне уже покойный Вячеслав Потрясов. По ходу действия лейтенант Плужников, взбешённый трусостью рядового Волкова, хотел его расстрелять. Драковский помнит, как Потрясов с таким зверским оскалом лица передёрнул затвор винтовки, что Владимир даже испугался, забыв, что винтовка бутафорская… Он понял, что попал в коллектив высочайшего профессионального уровня, что вполнакала со здешними актёрами играть невозможно. И отнюдь не случайно в те годы за нашим театром плыла заслуженная слава театра высокой драматургической культуры. Его даже сравнивали со знаменитым драматическим театром в литовским Паневежисе, который в те годы возглавлял изысканный режиссёр Юозас Мильтинис, получивший великолепное театральное образование в Париже. 
На сцене нашего театра в те годы шли спектакли «Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта, «Воспоминание» Алексея Арбузова, «Антигона» Жана Ануйя, «Женский стол в охотничьем зале» Виктора Мережко, «Звёзды на утреннем небе» Александра Галина, «Кин IV» по пьесе Григория Горина. Небывалый фурор вызывал у публики феерический спектакль «Экспромт» в постановке Александра Вилькина. Владимир Драковский там так мастерски фехтовал с Валерием Лиховидом, что актёры иногда забывали о «рисунке боя», а зрители диву давались: где лицедеи научились так классно владеть рапирами? Блистательно были поставлены в этом спектакле 11 танцевальных номеров. Актёр Андрей Галушко придумал неподражаемый танец с тремя ногами. Этот спектакль ногинские актёры отыграли 100 (!) раз, и он неизменно вызывал восторженный приём у публики и заслуженные овации зала.
Владимир Драковский не считал зазорным перенимать опыт у таких мастеров сцены как народные артисты РСФСР Юрий Стосков, Юрий Грубник, заслуженные артисты РФ Виктор Башинский, Вячеслав Потрясов, Владимир Ташлыков и других. Он учился у них предельно честному отношению к своей профессии.
– Актёры – такой народ, который всегда учится, - справедливо утверждает Драковский. – И ещё думаешь, что в театр приходишь на время, а остаёшься – навсегда…
     На вопрос о том, когда он обнаружил у себя актёрское призвание, Владимир Николаевич признался, что в детстве не мечтал об актёрской карьере. Детство и юность он провёл в подмосковном городе Железнодорожный. Он рос довольно хилым ребёнком, пока один из одноклассников не привёл его в спортивный зал. Там он, занимаясь акробатикой и гимнастикой, набрал хорошую физическую форму и мог во дворе и в школе постоять за себя.
Другой одноклассник как-то притащил Володю в городскую детскую театральную студию, где с ребятами занималась актриса Любовь Михайловна Гралёва, о которой Драковский до сих пор хранит самые тёплые воспоминания. Там он приобщился к азам театрального искусства и с вдохновением играл на самодеятельной сцене Юпитера в пьесе Натальи Долининой «Они и мы» и воплощал образы других персонажей.
После окончания средней школы Владимир долго раздумывал: куда ему стоит податься? Какую надёжную и интересную специальность следует получить, чтобы не чувствовать давящую пустоту тусклой и унылой повседневной жизни? Один из его одноклассников поступил в цирковое училище, другой - в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского. Владимир сначала хотел поступить в военное училище и стать офицером. Однако после длительных раздумий устроился электриком на один из оборонных заводов Москвы. Позднее поступил в Драматическую студию при Центральном детском театре. После её окончания в 1976 году Драковский работал в Московском театре юного зрителя. Играл в разных сказках и, в основном, медведей… 
Вскоре он явился в военкомат и сам напросился, чтобы его призвали для прохождения срочной службы в ряды Советской армии. Как человека с актёрским образованием, его призвали рядовым… в Центральный академический театр Советской армии. Однако «столичная лафа» Владимира не прельстила. По личной просьбе его перевели служить в город Нея Костромской области. Там он служил в отдельной мотострелковую роте. Ходил в караулы, заведовал клубом, организовывал к праздникам концерты художественной самодеятельности…
В 1980 году Владимир приехал показываться в Ногинск. Тогда наш театр возглавляла   Евгения Кемарская – умнейший человек и театральный режиссёр высокого класса. 
- Что будете нам показывать? – спросила она Драковского.
Владимир показал одного из своих семи ТЮЗзовских медведей… И так колоритно показал, что был зачислен в труппу Ногинского государственного драматического театра. Когда в нынешних инсценировках детских сказок появляется образ Медведя, никто из актёров на эту роль уже не претендует. Все знают: Драковский в образе Медведя – вне конкуренции…       
Владимир Николаевич признался нам, что не считал, сколько ролей он сыграл за тридцать девять лет работы на сцене в нашем театре и в кино, в котором он тоже нередко снимается. Многие театралы помнят его Кащея из сказки «Иван царевич и Серый Волк»,  Пастушка в спектакле «Свалка» по пьесе Алексея Дударева, Венгеровича в ранней пьесе Антона Чехова «Платонов», отставного офицера Анучкина в «Женитьбе» Николая Гоголя, распутного дворянина Бернардино в комедии Шекспира «Мера за меру», командира роты особого назначения в Чечне Сергея Митрошина в пьесе Евгения Мажана «Савельевы», Римлянина в драме Александра Володина «Мать Иисуса», плотника Степана в трагикомедии Григория Горина «Поминальная молитва», которую поставил в нашем театре в 2013 году режиссёр из Германии Михаил Рыбак. Посмотреть «Поминальную молитву» из Москвы приехала известный театральный критик Наталья Старосельская. Наталья Давидовна после просмотра спектакля собрала труппу и устроила обстоятельный критический разбор этой постановки. Работу Владимира Драковского она оценила очень высоко, сказав, что «Степан – стопроцентное попадание в образ. Роль актёром не сыграна, а прожита…» 
Было бы несправедливо не сказать и о других талантах Владимира Драковского. О себе и своём творчестве он говорит с присущей ему скромностью, с иронией, свойственной человеку с природным чувством юмора, который в состоянии адекватно оценивать свои творческие победы и поражения. «Ты сам свой высший суд, взыскательный художник», - говорит он, цитируя Александра Пушкина.
Владимир Драковский – классный чтец. Об этом знают не только поклонники нашего театра, когда на его сцене с успехом проходят музыкально-поэтические постановки «Серебряный век» и другие. В исполнении Драковского в местном радиоэфире не раз звучали рассказы Василия Шукшина, отрывки из поэмы Твардовского «Василий Тёркин».
     И ещё Владимир Драковский заявил, что он – «несостоявшийся фотограф». В школьные годы в детской кинофотостудии «Смена» он увлечённо занимался фотографией. В юные годы подрабатывал внештатным фотокорреспондентом в Балашихинской городской газете «Знамя коммунизма». Его снимки появлялись в газете «Комсомольская правда» и в других центральных изданиях. Он трижды был лауреатом международных конкурсов по фотоискусству. На вопрос коллег о том, какой подарок он хотел бы от них получить к своему 65-летию, Владимир, не задумываясь, ответил: «Фотоаппарат!» И ещё Владимир Николаевич по-настоящему увлечён живописью. На построенной собственными руками пригородной даче под Электрогорском у него оборудована художественная мастерская. Те, кто видел его живописные работы на его персональной выставке в театре и на коллективных выставках Ногинского отделения Союза художников Подмосковья могут судить о том, что и в живописи Владимир Драковский добился несомненных творческих успехов. Хотя сам себя он считает художником-любителем. Живопись, по его утверждению, помогает ему хоть немного отвлечься от актёрской работы.
Увы, свободного времени для серьёзных занятий живописью у актёра не хватает. Он даже на гастроли бёрёт с собой этюдник и краски и творит, когда выдаются редкие свободные минуты. Раньше с группой актёров-единомышленников он работал как художник-декоратор и бутафор, когда готовился к постановке тот или иной спектакль. И даже был заведующим постановочной частью в театре. Своими учителями и наставниками в постижении тайн живописи он считает бывшего главного художника нашего театра Юрия Доломанова и художника-бутафора Владимира Диброву. 
    И в семейной жизни Владимир Николаевич счастлив. Со своей женой Галиной, выпускницей Ленинградского института киноинженеров (ЛИКИ), он познакомился в нашем театре, когда она работала звукорежиссёром, и с тех пор они вместе. Взрослая дочь Елена окончила Университет кино и телевидения в Санкт-Петербурге и сейчас живёт в северной столице. Для отца Елене Владимировне приобрела в качестве подарка туристическую путёвку в Грузию. И свой 65-летний юбилей Владимир Драковский встретил в февральском солнечном Тбилиси.
Узнав об этом, я вспомнил строки из стихотворения известной кавказской поэтессы и писательницы Аланки Уртати:
Скажи: зачем в Колхиду мы идём?
Кто нас послал на дальние дороги?
В пути мы вряд ли утешение найдём,
Исколоты о звезды наши ноги…
Владимир с присущим ему юмором ответил:
– Нет, я же не пешком в Грузию чапаю. Я на самолетё из аэропорта Шереметьево лечу. И ещё я тебе честно скажу: в профессии актёра много хорошего, если бы не репетиции и спектакли…   
На снимке: Владимир Драковский на художественной выставке у своих картин.      

 2019