Пенсионная реформа в РФ проходит с 2002 года

Валентин Поляков
С 01 января 2019 г. вступили в силу изменения в пенсионное законодательство РФ, предусматривающие повышение пенсионного возраста для мужчин до 65-и, а для женщин до 60-и лет. Их назвали пенсионной реформой. Этому предшествовало горячее обсуждение, сопровождающееся обвинениями вплоть до площадной брани. И даже сам Президент РФ вынужден был обратиться к народу и стране с объяснениями и даже мерами по смягчению «реформы». Впрочем, эти заверения мало кого в чём убедили. И меня тоже. Особенно послабления женщинам, самому многочисленному и самому скандальному слою российского населения: видите ли, они воспитывают детей и занимаются домашним хозяйством: варят мужьям щи и кашу! Между тем, не говоря уже о том, что не все женщины замужем, не все имеют детей, так и те, кого это касается, требуют от мужей разделить домашние хлопоты поровну и при этом приносить в семью больше денег. В Интернете обсуждали даже предположениями, что пенсии будут полностью отменены. Между тем, в корне неправильно называть повышение пенсионного возраста пенсионной реформой. Ведь пенсионная реформа началась формально в 2001 г., хотя предпосылки к ней возникли ещё раньше, с учреждением в 1990 г. ПФ РСФСР в составе СССР. Поэтому слухи о предстоящей отмене пенсий это не просто слухи, но фольклорное отражение реальных социально-экономических процессов в стране. Почему могут отменить? Уже отменили! Государственных пенсий для всех больше нет: они остались в СССР!

Неужели до сих пор кто-то не понял, что эта пенсионная реформа является закономерным порождением тех социально-экономических преобразований, которые прошли в России с начала 90-х. И они не могли не отразиться на пенсионном обеспечении граждан. Да, нет, это полноценная реформа, заключающаяся в отказе государства от своих государственных обязательств в части пенсионного обеспечения. Точнее это – поэтапный процесс сворачивания прямых государственных пенсионных обязательств по отношению ко всем гражданам, который начался созданием ПФ РСФСР и продолжился принятием пенсионных законов в 2001 году! И в них отразились последствия социально-экономических реформ, в т.ч. ваучерной и залоговой приватизацией государственных предприятий 90-х по Гайдару-Чубайсу: всеобщее государственное пенсионное обеспечение граждан сворачивается. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить наименование законодательных актов по вопросу пенсионного обеспечения, начиная от Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». В период распада СССР и образования РФ как отдельного государства был принят Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». В дальнейшем, когда был принят Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ и ряд других связанных с ним законов, Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» утратил силу со всеми по¬следствиями...

Необходимо также освежить в памяти ваучерную и залоговую приватизацию, акционирование государственных предприятий. В СССР и в РСФСР во времена Советской власти вся или почти вся экономика принадлежала государству, и все или почти все работали на государственных предприятиях. Поэтому государство платило пенсии почти всем гражданам по старости и инвалидности, по СПК, что естественно. После акционирования и приватизации государственных предприятий и перехода к рыночной экономике ситуация резко изменилась, и вместе с ней должна была измениться пенсионная система: бремя пенсионного обеспечения большинства работающих граждан перешло с государственного бюджета на обязательное пенсионное страхование в виде обязательных платежей работодателей в ПФР. Процесс перехода вступил в решающую стадию в 2002 г., но до сих пор он не завершён. Именно с того времени началась поэтапная отмена всеобщего государственного пенсионного обеспечения. До сих пор не все это поняли, но в этом внутренняя суть всех пенсионных преобразований. Для пони-мания этого нам придётся вспомнить хронологию принятия законов, хотя и очень кратко...

Не дождавшись юридического распада СССР и образования РФ как отдельного государства, властями РСФСР был принят Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». В дальнейшем была проведена, а точнее начата пенсионная реформа и принят Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ и ряд других связанных с ним законов. Но государственные пенсии отменены не полностью: государство и впредь обязано выплачивать пенсии из своего бюджета, но только тем, кто на него работает непосредственно: военнослужащим, полицейским, гражданским госслужащим. На вопрос, кто ещё получает государственные пенсии кроме них, даёт ответ текст Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ. В нём перечислены отдельные категории «привилегированных» граждан: ветераны, инвалиды, представители малых этносов. Помимо всего прочего, в нём имеется ссылка на Закон РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих... и их семей в РФ»...

Значит, пенсионное обеспечение постепенно перестаёт быть исключительным социальным обременением государства, и это обоснованно: пенсионное обеспечение подавляющего большинства граждан становится социальным обременением работодателей, обязанных перечислять соответствующие взносы в ПФР. Замысел в том, что государство платит гражданину, дожившему до пенсионного возраста, такую базовую пенсию (фиксированную выплату), чтобы он не умер с голоду, а всё остальное пенсионер должен накопить сам и (или) с помощью работодателя. С учётом двух моментов. Во-первых, обязательные платежи это социальное обременение работодателей, их доходов, и каких-то вычетов из зарплат не производится, и работники к ним прямого отношения не имеют – это не их собственность! Во-вторых, социальные платежи поступают не в госбюджет РФ, а в бюджет ПФР. И эти средства расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а не накапливаются в неких «закромах Родины», как нас пытаются уверить демагоги и популисты.

Да, это так: взносы работодателей в ПФР застрахованным работникам не принадлежат, им принадлежат пенсионные права, которые возникают при наступлении страхового случая (достижения пенсионного возраста, инвалидности либо смерти кормильца) и при наличии некоторых обязательных условий. Если что-то и накапливается, то пенсионные обязательства на будущее. Это далеко не все понимают, но это так. И основа всех этих преобразований в том, что они соответствуют историческому выбору самого народа, избравшего капиталистический путь развития. Не должно государство всем гражданам выплачивать пенсии из государственного бюджета в принципе, и в этом суть тех преобразований, которые происходят после развала СССР и свержения Советской власти. Так что поезд пенсионных преобразований набрал скорость, и его не остановить...

Да, капитализм это выбор народа! Ведь хотели, чтобы у нас было как у них, на Западе, а там капитализм! Что касаемо Референдума 17 марта 1991 г., то он не имел ни чего общего с выбором между социализмом и капитализмом. Да и сама формулировка вопроса была иезуитски изощрённой: до сих пор не все поняли, за что голосовали. И ещё в тот же день россияне проголосовали за введение должности Президента РСФСР, что предопределило исход личного противостояния Горбачёва и Ельцина. А потом был август, был декабрь, были ваучеры...

Однако полного свёртывания социального обеспечения граждан не предвидится. Оно даже расширяется: введён Материнский семейный капитал (МСК), ЕДВ и прочее. Кроме того, на выплату страховых пенсий ПФР получает дотации из федерального бюджета...

12 - 14, 27 ,28. 30, 31 августа, 16-19, 23 сентября 2018 г., 02, 23, 24-26 февраля 2019 г. 


© Валентин Поляков 2019