Черепа. Часть 2. Глава 10

Анатолий Махавкин

10.



Глыба, который стоял у самой двери почесал затылок и потянулся к ручке. Я зашипел и стукнул его по пальцам. Прислушался: снаружи доносился топот множества ног и весёлые крики. Смешно им, гляди-ка!
- Ящики лучше доставай, остолоп, - сказал я Глыбе. – Тут я сам разберусь. Ща, потолкуем.
- Думаешь что-то выйдет? – Карась нервно тёр ладони о штаны. – Грят Вука общался нас всех на кол усадить.
Обещался – значит сделает, - я заскрежетал зубами. – А может и нет. Лады, постараюсь добазариться.
Я начал медленно открывать дверь и тут же перед самым моим носом в косяк воткнулась стрела. Кто-то громко заржал и тут же прилетели ещё две. Дерьмо, они же горят! В нас стреляли зажигательными стрелами. Ну ясно, потолковать он хотел! По стенам и крыше забарабанило, точно пошёл дождь.
- Эй, Крест, - Вука довольно захохотал. – Передумал я, не о чём мне с тобой базарить, так что можешь не выходить. Думаю, продрогли вы от страха, когда по подворотням прятались. Так я тебя и твоих крысёнышей погрею.
- О чём это он? – встревоженно спросил Лупоглазый.
- Сжечь нас хотят, - я стукнул кулаком по стене. – Глыба, чего ты там чешешься так долго?
- Дык это, - великан развёл руками. – Ящики-то, того…
Мыши, мать их! Железяки то мы завернули в тряпки, пропитанные маслом, чтоб ржа не взяла. Распроклятые писклявые твари пронюхали и погрызли деревяшки, чтоб добраться до материи. Да и хрен на них, главное, что оружие осталось целым.
Когда все вооружились, снаружи в комнату поползли струйки дыма. От стен пошло тепло.
- Крест, - Хлоя выглядела спокойной, но на дым косилась. – Всё-таки надеюсь, что у тебя имеется какой-нибудь запасной план.
- Крест, спаси! – Хорь вцепился в мой плащ.
- Отвали, - пробормотал я и отпихнул. – Папочка уже обо всём успел позаботиться. Глыба, ползи обратно в яму. Щупай вон там. Чуешь край деревяшки? Тяни.
Сквозь брёвна стен пробивался уже не только дым, но и маленькие языки пламени. Дверь так и вовсе обратилось стеной из огня. Сильный жар заставил всех отойти на середину комнаты. Пацаны тяжел дышали, смахивали пот и с надеждой глядели на Глыбу, который неуклюже ворочался посреди ямы. Сверху начали падать дымящиеся куски крыши. Хорь принялся тихо завывать.
- Эй, Крест, - голос Вуки плохо слышался через треск пылающего дерева, но я различал каждое слово этого гада. – Когда вы все догорите, я непременно заберу себе ваши черепа. Прикинь, у меня будут черепа Черепов!
Захрустело, громко треснуло и Глыба выпрямился, удивлённо уставившись под ноги. Хотел что-то сказать, однако внезапно с протяжным грохотом исчез из виду. На месте громилы осталась только круглая чёрная дыра. Я посмотрел вниз и увидел, как в темноте что-то медленно ворочается.
- Ты там живой? – спросил я и Глыба что-то неразборчиво замычал. Да что с ним может статься?
Спасение – это хорошо. Но тут имелось кое-что сомнительное. Во-первых, ход в подземелье мы с Психом нашли чисто случайно, когда копали яму для тайника. То, что под Нарменсом есть настоящий лабиринт знала каждая собака и про это имелась цельная куча страшилок, одна чище другой. Кто трепал, типа в подземельях живут огромные кровожадные твари; кто чесал, вроде там устроили жилище чародеи, подымающие жмуров, а кто базарил, что в лабиринте прячется здоровенная банда людоедов. Всё это смахивало на брехню, но никто из тех, кто пытался спуститься под землю, обратно не возвращался.
Отсели и во-вторых: проход мы с Психом нашли, но вниз спускаться не стали – просто закрыли куском деревяшки. Поэтому, куда ведёт лаз я не знал и ежели бы не припекло, ни за чтобы вниз не полез.
- Лампы берите, - сказал я пацанам и наклонился над ходом. – Глыба, величие принимай.
Глыба хрюкнул что-то одобрительное. Хлоя не стала кочевряжиться, когда я протянул ей руку и потащил к себе. Да и то, стены уже вовсю пылали, над башкой – сплошное пламя, а жарит так, что хуч догола раздевайся. Я спустил королеву, и Глыба проквакал, типа принял. Остальным я, понятное дело, помогать не стал, чай не первый день на свете.
Пацаны ссыпались вниз, как картошка в мешок, только и слышалось громкое пыхтение да сдавленные ругательства. Я опускался последним и не успел ещё толком залезть в дыру, откуда несло сыростью и прохладой, как сверху загрохотало. Поднял морду и увидел, что крыша шлёпнулась аккурат на яму. Сажей запорошило глаза и пара углей прилетело в волосы. Чертыхаясь я сбил пламя и прыгнул вниз.
Ого-го, места тут! Даже не думал, что эта подземная чертовщина настолько здоровенная. И в свете пары фонарей становилось понятно, что эту штуку построили людишки. Стены сложены из больших каменных плит, а сводчатый потолок поддерживают толстенные колонны. На земле вроде бы когда-то лежали какие-то деревяшки, но почти все успели сгнить. Да и то, под ногами оказалось настоящее болото, мне по щиколотку, поверх которого весело булькали водяные потоки.
- Где это мы? – спросил Свин, озираясь по сторонам. – Откель оно такое взялось?
- Да это ж Нармесновское подземелье! – махнул рукой Лупоглазый. – Про него все знают. Тут ещё чудища здоровенные живут, которые по ночам выбираются наружу и жрут людишек.
- Не трынди, - угрюмо отозвался Лис и поднял лампу повыше. – Некроманты тут шкерятся, с цельной армией оживших жмуров. Как накопят нежити побольше, так войну и начнут.
- Да чё вы все чешете? – рассмеялся Карась. – Всем известно, что в норах засели людожоры. Грят у них тут имеется большущий зал, а ейном середине – пирамида из черепов.
Ну, как я и говорил. Никто тут не лазил, но всем всё известно.
- Любопытно, - вот и Хлоя решила поучаствовать. Королева подошла к стене и тронула её пальцами. – Подобную кладку я встречала в описании построек четвёртой эпохи. Вазером тогда существовал лишь в виде отдельных княжеств, а Нарменса и в помине не было. Интересно, каков был смысл прокладывать такие огромные тоннели? Для вложения эдаких сил должна иметься серьёзная причина.
- всё? – спросил я и осмотрел арбалет. В тусклом свете масляных фонарей стало ясно, что мыши пытались жрать приклад, но быстро бросили это занятие. – Ежели всё, то давайте уже двигаться.
- Куда? – спросил Лис и повёл фонарём – вправо-влево. Темнота с обеих сторон выглядела одинаково. – Крест, двигаться-то куда?
Я заметил, что Хорёк, которому досталась вторая лампа, присел на корточки и что-то рассматривает у себя под ногами. Потрогал грязь лапкой и свёл брови к носу.
Я прикинул, как идёт тоннель, ежели вспомнить расположение городских улиц. Хм, по всему получалось, что он должен проходить аккурат под дворцом графа Заруда. Там, где со слов Величия, сейчас находился её муженёк. Вот интересно, а какие-нибудь ходы наверх тут имеются? Не может быть, чтобы когда строили графов дворец никто не наткнулся на этот тоннель. Лады, поглядим.
- Тудой, - я махнул рукой. – И оружие держите наготове - сами же базарите: чудища да людоеды.
- Эй, Крест, - позвал Хорь и показал пальцем. – Глянь.
Хлоя пошла вместе со мной, так что тоже увидела большущую вмятину в грязюке. Напоминает размытый водой отпечаток здоровенной лапы. Хорёк повёл лампой и стало ясно: в жиже целая цепочка таких пятен.
- Напоминает след чьей-то лапы, - заметила Хлоя. – Там твои люди что-то говорили про монстров?
- Пугалки для детей, - я сплюнул. – Чушь всякая. Идём.
Однако мураши по спине один чёрт побежали, да шустро так. Ежели мы только что рассматривали следы какой-то твари, то она реально должна быть просто здоровенной. Вот только непонятно, что может жрать большущая гадина, живущая в этой пустой норе? Я ведь никогда не слышал, чтобы на улицах Нарменса кто-то встречал огромное кровожадное чучело. А ежели бы гадина постоянно ползала за жратвой наружу, то её бы обязательно кто-то увидел.
И всё равно, отпечатки напоминали следы, но к счастью вели они в сторону противоположную той, куда нам нужно.
- Вот и пожрали! – ворчал Кроль пиная грязь. – Надо было в лесу хуч ягод пожевать.
- Ты спасибо скажи, что вообще живой остался, - хмыкнул я. – Эй, Лис, что там на дороге?
В тусклом свете впереди возвышалась непонятная куча. На всякий случай все приготовили арбалеты, а я с Лисом осторожно двинулись на разведку. Правда тут же стало ясно, что особо напрягаться не стоит: просто рухнула одна из колонн, поддерживающих потолок. Теперь куски столба и несколько вывороченных плит лежали у нас на дороге.
- Если этот тоннель действительно проложили во времена четвёртой эпохи, - рассуждала Хлоя, когда я подал ей руку, - а это – около тысячи лет назад, то странно, как он вообще сумел простоять до наших времён. Менее крепкий проход уже бы завалило породой, а тут - один единственный обвал. А если принять во внимание, что сверху находится большой город, то мастерству зодчих стоит лишь позавидовать.
- Уже, обзавидовался, - сказал я и прислушался. – А ну, тихо все!
Пацаны тут же замерли и теперь я слышал только тихое журчание воды. Бульканье и ещё какое-то странное шлёпанье. Я его дева различал, и оно точно доносилось спереди. Потом стихло.
- Чё? –спросил Кошель, вглядываясь в темноту.
- Ничё, Булки не расслабляйте.
Мы прошли ещё шагов сто и увидели в стене тоннеля что-то вроде двери. Тула уходила крутая каменная лестница. Но ежели когда-то здесь и имелся выход наружу, то его давно завалило камнями. Да так, что засыпало половину степеней. Но одно радовало, вряд ли бы кто-то стал делать один подъём. Должны быть и другие.
- Крест, смотри, - Хлоя велела Лису поднести лампу к стене. Тут имелась квадратная дырка и внутри неё лежали человеческие черепа. По виду – не шибко старые. На одном даже остались куски шкуры и рыжие волосья. – Не зал с пирамидой, но всё-таки…
- Ага, - сказал я. – Ну чё, осталось ещё колдунов с ожившими жмурами найти.
Колдунов мы не встретили, но нашли кое-что другое. В тоннеле откуда-то появился свет. Хоть убей я не мог понять, откуда он взялся: ни факелов, ни ламп, ни дырок в стенах. Странный такой, зеленоватый, но вокруг всё видать. Хлоя почесала затылок и сказала какое-то мудрёное слово. Потом объяснила, типа светится мох на камнях, вроде как гнилушки на болотах. Это я понимал.
- Лампы погасите, пока, - велел я Лису и Хорьку. И так всё видать, неча зазря масло палить.
Нашли ещё одну дыру с черепами. Тут даже имелась почти нетронутая башка, только уши у ей кто-то погрыз. Чертовщина какая-то!  Кроль заикнулся, типа ему это не нравится. Ага, а кому-то видать нравится! Вон, Хорь аж зелёный от радости.
И опять я услышал, как что-то шлёпает впереди. В это раз уже ближе. И ещё какой-то странный звук, вроде как приближаешься к людной площади или рынку. Только откуда под землёй возьмётся рынок-то? Может проклятущая вода, которая булькает под ногами, впереди падет с обрыва? Ладно, поглядим.
- Что оно такое? – спросил Зуб. – Вроде как базарит кто…
- Главное вы поменьше базарьте, - угрюмо сказал я и проверил, как ходит пружина в арбалете. – Приготовились все.
Свет стал ещё ярче, а дыры в стенах начали попадаться через каждые десять шагов. Твою мать, откуда кто-то наковырял столько голов?  И нахрена он их складывается в эти дыры? Да и кто это вообще?
Теперь окончательно стало ясно, что шумит не водопад, а именно люди. Очень много людей. И ещё, вроде как впереди тоннель выходил во что-то, вроде зала. А у колонны, шагах в полста перед нами кто-то торчал.
- Прижаться к сьтенам, - скомандовал я. Глыба, береги Величие. Сдаётся мне, что ничего хорошего нас впереди не ждёт.
- Так пошли назад, - тут же заныл Хорёк. – Пока и наши бошки так же не сложили.
- Не заткнёшься – твою сам отверчу, - прошипел я, и прижимаясь спиной к холодному камню медленно двинулся вперёд.
Да, у колонны точно стояла парочка…Мать его, даже не знаю, как эту хрень назвать! По виду они походили на людей, только головы плоские, а из задницы торчал хвост, вроде как у ящерицы. Чем ближе мы подходили, тем слышнее становилось, как парочка переквакивается пронзительными тонкими голосами.
Жаболюди или кто оно такое, стояли к нам спинами. Я так понимаю, что это типа стража и ежели кто-то обернётся, то нас в момент засекут. Я стукнул Карася по плечу и показал пальцем на левого. Сам прицелился в правого.
- Давай, - тихо сказал я и нажал на скобу. Оба арбалета щёлкнули почти одновременно.
Моей жабке болт угодил аккурат в черепушку и тварь шлёпнулась в грязь, даже не квакнув. Карась видать побоялся промазать и целил в тело. Поэтому его жабак тонко захныкал начал вертеться, пытаясь вытащить болт из-под лопатки. Однако Лис уже оказался рядом и в момент дорезал подранка.
Мы все подошли к тварям и начали рассматривать жмуров. Тощие чешуйчатые тела с тонкими рёбрами, жабьи головы с широкими ртами и большущими глазами. На лапах - перепонки между пальцами. Из одежды – только широкие пояса, где висела какая-то фигня, вроде короткого трезубца.
- Кто это? – спросил Лупоглазый и пнул жабака. – Никогда раньше такого дерьма не видел.
- В паре книг упоминаются существа, вроде этих, - с сомнением сказала Хлоя. – Вроде бы когда-то давным-давно они вели войны с людьми, а после бесследно исчезли.  Но это такая древность… Подумать только, под Нарменсом живут мифические существа, про которых никто не знает!
- Теперь вот ты узнала, - сказал я. – Легче стало? Пошли.
Почти сразу за колонной тоннель начинал идти вниз. Приходилось ступать очень осторожно, чтобы не поскользнуться на жидкой ползучей дряни и не плюхнуться на задницу. Вот, как чёртов Глыба, который внезапно взмахнул руками и шлёпнулся в грязюку. Падая, великан зацепил Кроля и тот с громкими ругательствами плюхнулся мордой вниз. Оба тотчас покатились вниз по склону и пришлось удерживать придурков за одежду. Только ежели Кроля сумели поймать Зуб и Карась, то Глыбу хватали все остальные.
Пока мы так развлекались, Величие успела пройти вперёд и теперь стояла, что-то высматривая внизу. Судя по напряжённой позе, Хлоя видела что-то очень интересное. Думаю, какую-нибудь очередную дрянную дрянь.
Поднатужившись мы поставили Глыбу на ноги. Я отвесил неуклюжему засранцу плюху, чтобы лучше держался и подошёл к королеве. Ага, тут пологий склон сменялся лестницей из больших высоких блоков. Ступени уходили вниз не меньше, чем на поллиги и вели в гигантский зал. Свет здесь давал куполообразный потолок сияющий тусклым золотом. Купол поддерживали четыре здоровенных колонны и на одной я заметил что-то, вроде круговой лестницы
Но всё это – хрень собачья. Интересным оказалось совсем другое. Посреди этого зала блестело зеленью большое круглое озеро. Вот только в нём плескалась не вода, а что-то густое, типа болотной жижи. То что оно густое, стало ясно, потому как уже знакомые нам жаболюди набирали зелёную дрянь большущими черпаками и тащили к здоровенным клеткам у стен. А там лили в длинные корыта, по ходу для того, чтобы те, кто сидел в клетках могли жрать густую пакость.
- Бред какой-то, - тихо сказала Хлоя и помотала головой. – Быть такого не может. Немыслимо!
- Э-э, там не люди внутри? – спросил Лупоглазый. – Какого хрена происходит?
Короче, здоровенные клети оказались под завязку набиты человечками. Бледными, какими-то будто опухшими, но взаправдашними людьми. Это именно они издавали тот шум, который мы слышали в тоннеле. Вот только теперь становилось понятно, что ни хрена они не разговаривали – так, мычали, чисто тебе коровы. И ещё, большая часть стояла на четвереньках и жадно лакала зелёную бурду из корыт. Кое где вяло дрались, чтобы добраться до жратвы. В нескольких клетках сидели спиногрызы, такие же бледные и опухшие, как и взрослые.
- Они их разводят, как скот! – в голосе Хлои звучали ужас и возмущение. – Но зачем?
- Чёй-то мне кажется, что ты не хочешь знать ответ, - проворчал я, вглядываясь в колонну с лестницей. Да точно, ступени велик потолку и вроде бы там имелась дверь. Но твою же мать, как пройти через большущую толпу жабаков? За своих мы вряд ли сойдём. Ладно, сейчас попробуем очень тихо спуститься и незаметно…
- Крест! – взвизгнул Хорь. – Сзади!
Я обернулся и увидел огромную тушу, которая неслась по тоннелю в нашу сторону. Здоровенная тварь, запоминающая ящерицу-переростка, распахнула пасть полную длинных кривых клыков и злобно заревела.