Четыре дня

Виктор Балдоржиев
22 февраля 2019 года. Утром.
Сходил в школу, выступал два урока. Слушали, что называется, затаив дыхание, максимально внимательно. Умные и любознательные дети, хотят знать, знать и знать, чего и желаю всем остальным.

22 февраля 2019 года. После обеда.
В полдень неожиданно у калитки остановилась иномарка. Раздались незнакомые голоса, потом во двор шагнул человек в яркой монгольской одежде. Надо же, человек прибыл напрямую из Монголии именно ко мне. Прошёл через таможню, нанял в Соловьёвске машину и за 2 тысячи рублей пролетел по степи 60 километров, всюду расспрашивая у людей обо мне.
И вот уже в третий раз пьём с Мунх-Доржо чай, едим мясо. А меня не покидают удивление и растерянность: он просит помочь ему в поиске родственников Сухэ-Батора, которые, по его мнению, живут в России, а именно на берегах Торейских озёр. Обо мне ему сказали в Монголии. Так и велели: поезжай к Балдоржиеву, он тебе поможет!
В общем, здрасьте!
Я и раньше слышал, что Сухэ-Батор был борзинском бурятом из уляд-хамниганов, а официальная биография - легенда. (Я и сейчас думаю, что до 1930 годов идеологию марксизма и все победы такого рода должны были проводить буряты).
И вот ходит по моему двору и дому моложавый, бодрый, подтянутый человек в монгольской одежде, выглядит лет на 50, хотя по паспорту ему 67. И показывает мне свои работы, опубликованные в периодике Монголии, где он доказывает, что Сухэ-Батор был хори-бурятом по матери и хамниган-бурятом по отцу.
Звоню знакомым КГБэшникам и друзьям. Не отрицают!

А я в полной прострации, уныло рассматриваю мелькающие национальные узоры. Уверенный голос режет слух. Вот так влип. Неужели люди думают, что на краю России живёт готовый разрешать все вопросы Балдоржиев?

23 февраля 2019 года.
Мой монгол говорил о дороге на Бухын-харул, что между двумя Торейскими озёрами и теперь показывает на оконечность Барун-Торея, где граница, там место моего рождения. Едем туда, но я знаю, что направление неправильное: в его заметках сказано Бухын-харул, это Второй Чиндант, что возле Борзи, у горы Буха живёт мой зять, это уже Борзя. А ещё он упоминает место Гун-жалга (Кобылья падь). Знаю это место, там я часто стриг овец при социализме.
Мы отправились на Барун-Торей, добрались до самой границы, где обоo (ступа из камней) Алтан-Очир, куда приезжают со всех концов России и Китая: так много там жило людей. Не удивительно, трава там сочная, обильная. Северная сторона - речка Ималка, уходящая в Монголию, восточная - Барун-Торей, юг - граница и вышки, откуда внимательно наблюдают за нашей машиной. Но ни реки, ни озера нет уже лет двадцать, хотя трава всё ещё обильная. Скот пасётся тучный. И повсюду - тысячные стада жирнющих дзеренов.
Серенгети!

Когда помолились на обоо, посидели на месте моего рождения в деревушке, я сказал Мунко-Доржо (моему монголу), что он ошибся. Надо ехать от Соловьёвска по Борзинской трассе, свернуть у Дурбочей на Гун-жалгу и оттуда прямиком отправиться в Бухын-харул, то есть Второй Чиндант.
Но даже если мы отправимся в этом направлении, что не сложно, всё равно - никого не найдём, никаких свидетелей рождения там Сухэ-Батора, тем более его родственников. Достоверно известно, что в 1890-х годах под горой Бухой стояли 46 юрт и 4 русские избы, в которых жили и охраняли границу казаки - русские и улят-хамниганы. В одной из этих юрт, предположительно, и родился Сухэ-Батор, о чём ещё в 1960-х годах говорили старики. Свидетельств такого рода много.
Становление монгольской империи и современной Монголии напрямую связано с нынешней территорией России - от Борзинского до Кыринского районов, где центральный - Ононский. Это истинные места боржигинов и тайчиутов. А теперь выясняется, что и Сухэ-Батор отсюда родом.
Конечно, коммунистическую идеологию в Монголии большевики могли проводить только через бурятское население, жившее у границ Монголии, оттуда пополняли свои части Семёнов, Унгерн, путешественники, большевики, коминтерн и т. д. и т.д, все, кто "покорял" для каких-то целей Центральную Азию... И Сухэ-Батор, конечно, хитроумная многоходовочка большевиков, которую и пытается распутать Мунко-Доржо. Но куда монголам и бурятам до большевиков:))
Теперь жду звонков от знакомых КГБэшников.
Впрочем, вся эта возня начинает надоедать.
Дзерены куда интереснее!


24 февраля 2019 год.
Теперь я вынужден читать Мунко-Доржо (моему монголу) по утрам целые лекции по истории монгольских народов, переводить русские и английские тексты. Но ведь история одного народа не может существовать изолированно, попутно приходится рассказывать чуть ли не всемирную историю. А он всё спрашивает, спрашивает, спрашивает...
Оказывается, многие факты практически неизвестны жителям Монголии и, возможно, Байкальского региона. Да, что оказывается, я об этом знал всегда, это же видно повсюду...
С огромным интересом и даже вдохновением мой монгол поглощает информацию, перебирает книги на моих полках, заглядывает в сайты, которые я открываю.
Человек приехал из другой страны на такси для того, чтобы узнать свою историю!
А если за ним потянутся остальные? Бросят торговать обувью и шерстяными носками и отправятся в Новую Зарю? Поселятся в моём доме и пристанут с вопросами? Куда бежать? Да-аа, интересные ситуации плетёт жизнь...

Отдельная запись: Императив – «Я начальник ты дурак, ты начальник - я дурак», несомненно, исходит от монгольских народов, вся история этих народов пронизана таким внутренним законом и незыблема до наших дней.
В более изуродованном и диком проявлении этот императив стал главенствующим в менталитете народов России, особенно в русском народе, стал его обязательным внутренним законом, как и у всех монголов.
Почему в изуродованном и диком? Потому, что наложился на уже существующий императив, подобный монгольскому, каковой был почти у всех народов Средневековья. Мы же не предполагаем, что там была демократия европейского типа.
Но монгольский внутренний закон проявился и проявил такие же законы более других, наложившись на них, в силу глобальных завоеваний. Особенно уродливым этот закон стал в России, где и появилась формулировка «Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак», рождая поколение за поколением только и только рабов во всех сферах.
При таком внутреннем законе, все внешние проявления - ложь, верить которой могут люди с таким же внутренним законом.
Конечно, при таком рабском сознании в России никогда не появится аналитическое мышление и, следовательно, демократия..

25 февраля 2019 год.
Замечательно: моему монголу не пришлось долго доказывать, что его не должен гипнотизировать ни один авторитет из области политики, культуры, литературы и всего того, что именуется гуманитарщиной, ибо там всегда проявляется только личное мнение, личное желание, личные эмоции и т. д. и т. п., которые всегда являются только преследованием личных или групповых целей. С какой стати человек должен их выслушивать, тем более слушаться? Да никогда.
Мунко-Доржо согласился с этим сразу.
В России эту мысль невозможно высказать и быть понятым сразу..

26 февраля 2019 года.
Вот и закончилось моё "монгольское иго": я проводил своего монгола до таможни, он пересёк границу и остался в Монголии. Почему иго? Отрыв от собственного режима и возвращение к пройденному всегда тяготит.
Но почему сегодня легко?

Всегда и во всём есть свои плюсы. Впервые за много лет наш край посетил монгол, который ничем не торговал, не искал выгоды, а целеустремленно занимался поисками исторических материалов, думая об истории и современности всех монголов.
Впервые человек со стороны Монголии заявил, что корни истории монголов находятся на российской стороне, что Монголия всегда возникала (!) с берегов Онона, борзинских бурят и хамниган, сонголов Кяхты, иркутских бурят, российских калмыков и многих других монголов, Родина которых - современные окраины России.
И этот монгол приехал напрямую ко мне. В Монголии ему назвали моё имя. Он не искал других мест и других людей, а стремился целенаправленно в Новую Зарю, ко мне.
Мой монгол вернул меня лет на 30-35 назад, во времена моей молодости, когда я занимался историей монгольских народов, уничтоженной бурятской интеллигенции и многими другими вопросами, недоумевая по поводу своей неустроенности и отвечая на свои недоумения.

Четыре дня он дотошно расспрашивал и буквально изводил меня. Конечно, не зря. Идеи коммунизма, которые должны были охватить Азию и Европу, начали проникать в Монголию через монголов России - бурят, калмыков, хамниган. Многие революционные деятели из них были глубоко законспированы и внедрены в монгольскую среду, другие не нуждались в такой конспирации, ибо были носителями культуры, науки, образования, третьи являлись сотрудниками ЧК и Красной Армии.

В итоге этой громадной работы во всей Азии социалистической стала только Монголия. До второй мировой войны в лагере социализма были только два государства - Монголия и Россия. Надо вдуматься о колоссальной работе ВЧК, партии большевиков, Коминтерна для того, чтобы преобразовать страну, совершенно незнакомую с европейской цивилизацией, покрытую вековой коростой невежества, бытовой грязи, отсталую во всём и, буквально, поедаемую своими и чужими кровопийцами.

(Речь не идёт о преимуществах какого-то социального и политического строя или государства, нации или народа. Речь идёт о бесповоротных изменениях среды и сознания).

Мой монгол отправился домой со множеством материалов, окрыленный и радостный. Он уже известный публицист. Мы увидим ещё много материалов с его именем на страницах периодики Монголии.
Своим пребыванием он обогатил меня своими знаниями и исследованиями, сбил поверхностную пену моих воззрений, заставил острее вглядеться в глубины исторических процессов и душу человека.
Мой монгол уехал, пообещав позвонить и вернуться летом.
Лёгкая печаль обволакивает мою душу.
Его зовут Цэдэндоржийн Мунхдорж.

____________________________________________

P. S. Из Маугли или даже самого продвинутого воина племени в глубине Центральной Азии вождя народных масс неграмотных азиатов-скотоводов начала ХХ века для проведения марксистских идей и преобразования страны, никогда не получится. Его должны подготовить извне, внедрить и показать массам.

Для такой роли человек должен быть подготовлен не менее чем двумя поколениями предков, рождённых и воспитанных в среде, близкой к этим идеям, где присутствует призрак Европы и дух российского бунтарства, где тлеет искра, готовая стать пожаром.
Такой человек должен принадлежать двум цивилизациям и в каждой быть совершенно естественным.

Вот почему я думаю, что Мунхдорж (мой монгол) прав, утверждая, что Сухэ-Батор происходил из российских бурят и хамниганов, как и многие другие деятели (российские монголы), проводившие преобразование Монголии.

И только через пятнадцать-двадцать лет после "революции", пройдя через школы, курсы, институты России в Монголии появились собственные руководители и специалисты. Ныне, видимо, полагают, что они были всегда, то есть с первых дней начала преобразования.
Но это абсурд.
Такую понятную, логичную, мысль и надо проводить Mунхдорж. Конечно, тем самым он "вызовет на  себя огонь". Но это не беда... Надо уметь жить под огнём и ощущать вечность.

____________________________________________


P. S-2. Вот и мои односельчане супруги Дондоковы, Галина Цырендоржиевна и Виктор Николаевич, вспоминают, что известная всем нам бабушка Пильжит, рассказывала, что её тетя Мажит, прошедшая через репрессии, видела перед революцией, как сын Дамдина Сухэ, возникший впоследствии в качестве военачальника Сухэ-Батора в Монголии, ехал на коне в сторону Хухэ-Ула, что за границей. Возможно, он приезжал домой, навещал родителей.
Бабушка Мажит также же рассказывала своим родственникам, что сын Дамдина Сухэ, ещё не имевший прриставки Батор и не возникший лидером монголов, сватался к её сестре Катерине. Младшей или старшей неизвестно. По официальным данным Сухэ-Батор 1893 года рождения. Бабушка Мажит была 1896 года рождения.
События эти были недалеко от речки Борзя, где и жила семья Дамдина, отца Сухэ-Батора, в местности Гун-Жалга, где испокон веков жили уляд-хамниганы. Об этом месте, как о месте рождения Сухэ-Батора, и пишет Цыдендоржийн Мунхдорж.
Мужа бабушки Мажит звали Баргажан Намдак. Он тоже сгинул во тьме сталинских репрессий. Судьбы их достойны изучения и публикаций. Будет время - займусь.

____________________________________________________