Алый сок на снегу

Михаил Мороз
 

Мой лохматый друг, пёс Жорка, будит меня довольно рано. По обыкновению, он царапает или бьет меня лапой по плечу, дескать,  пора бродить по свежему снегу, припорошившему выгрязнившиеся за прошедший день тропинки.

Рано бродить Жорке по улицам города -  одно удовольствие. Еще густые сумерки.  Еще нет прохожих, на которых надо обязательно отвлекаться, принюхиваться, настораживаться или даже выдавливать из себя что-то похожее на хриплое возмущение. На припорошенной снежной пелене ни следа, ни какого-нибудь отпечатка.. На аллее, возле деревьев, Жорка оставляет только свои следы и отметины.

 «Я первый, и всё моё», - по-хозяйски обходя кругом,  задирает  пёс лапу то на один ствол, то на другой. Усы Жорки топорщатся, делаются совершенно седыми от налипшего снега, глаза искрятся фосфорическим блеском.  Этот блеск Жоркиных  глаз  рождается на мгновение из-за городских фонарей, установленных вдоль аллеи. Пёс стремительно  шныряет то влево, то вправо, как будто что-то неожиданно находит и так же  впопыхах  теряет.

Вдруг четвероногий мой друг останавливается как вкопанный. Далее нет привычной для него на сегодняшнее утро снежной белизны. В свете фонарей видит он темно-кровавые пятнышки. Их так много, что от пугающей, необъяснимой кровавости пятен на снегу псу становится не по себе. Ему невдогад, что он остановился у ствола старой рябины, обширная крона которой потеряла за вчерашний вечер почти все алые ягодки.

И я не смог ему поведать   вчера, что в предвечерний час, когда солнце целилось  опуститься в сиреневые холмы алеющего окоёма, на   городских аллеях, сохранивших рябину, высадился неисчислимый  десант пестрых птиц.  Это дрозды, прозванные рябинниками. После того как рябина прочно освоила улицы, скверы и парки нашего города, дрозды, привлекаемые изобилием алых ягод, стали большими стаями навещать  эти места, где можно было бы сытно подкормиться.

Вчера я видел, как у моего дома на деревьях и около рябин неожиданно появилась огромная стая дроздов-рябинников. Сотни птиц, вспархивая, переругиваясь, склёвывали подмороженные красные плоды, а рядом с рябиной уже алел снег от сока красной ягоды.

Мне удалось разглядеть эту необыкновенную птицу, решившую не покидать родных мест даже в самые лютые зимние дни. На ветке березы, которая висла у моего окна, сел дрозд. Он силился проглотить доставшуюся ему промерзлую ягоду.

Мне по деревне знакомы многие дрозды. И черный дрозд, и певчий, и деряба живут в пустынных садах и зарослях возле дома.

Из окна  же городской квартиры я  рассмотрел рябинника.

  Рябинник  отличается от прочих пестрых дроздов буро-коричневой спиной и серым цветом головы, шеи и надхвостья. Нижняя сторона у него тоже пестрая.  Черные точечки  густо сосредоточены на груди и на боках.  Особенно меня  поразила черная «подводка» вокруг его глаз. Из-за этого мне казалось, что дрозд смотрел на меня недовольно и сердито... 

А в этот ранний час мы с Жоркой стоим у рябины. Алые капельки лежат на снегу под её кроной. Накормила она вчера залетевших в гости замечательных птиц. А на некоторых ветках краснеют на свету фонарей не потревоженные птицами ожерелья.

О рябине я вспомнил незамысловатые строчки, написанные поэтом Вяземским, другом Пушкина, на чужбине: «Тобой, красивая рябина, Тобой, наш русский виноград, Меня потешила чужбина, И я землячке милой рад  Любуюсь встречею случайной; Ты так свежа и хороша! И на привет твой думой тайной  Задумалась моя душа»

 

Говорят, что со времен язычества люди наделяли рябину магической силой, которая способна была охранять от злых духов и колдовства. С рябиной не принято было шутить, относились к ней всегда серьезно и уважительно.

 

Наверное, потому в конце зимы этот «русский виноград», такой алый,  с инеевой искоркой, облюбовали дрозды-рябинники на городских аллеях, дворах и парках.