Л. Балашевич. Дневник корабельного врача. гл. 23

Виталий Бердышев
Переход Севастополь - Бухта Провидения (Петропавловск-Камчатский).
Дневник корабельного врача подводной лодки С-73.
Дневник вел лейтенант медицинской службы Леонид  Балашевич (1960 год).


Рисунок автора "Роста".

21 июня 1961 г.

Утром в воскресенье 18 июня на горизонте появились очертания громоздкого и уродливого моста через канал, который соединяет Беломорск с Архангельском, а к полудню мы уже выходили на рейд г. Беломорска. Итак, закончен первый этап нашего огромного путешествия. Длина этого этапа – 4816 километров, продолжительность нашего путешествия – 64 дня. Средняя скорость нашего движения на этом этапе составляла 3 километра в час, если считать движение безостановочным. Это значит, что мы прошли всю необъятную матушку-Россию с юга на север пешком со скоростью самого захудалого пешехода.

Едва мы достигли своей точки на рейде, начались работы по подготовке к выходу из плавучего дока. Срываются брезентовые полотнища маскировки, с треском рушатся сооружённые когда-то в Азовском море нашими же руками из грубых досок ростры, обеденные столы, банки, деревянные перекрытия нашего «кинотеатра». И вот постепенно из-под бесформенных груд брезента появляется хищное тело нашей подводной лодки, грязные комбинезоны офицеров меняются на форменные кителя, на матросах появились погоны и боевые номера. Из детективов мы снова стали воинской частью, боевым кораблём.

Около 15 часов звучит команда: «По местам стоять, из дока выходить!» Притопляется медленно док, и подводная лодка, медленно пятясь задним ходом, извлекает своё сигарообразное тело из его чёрной пасти. С этого момента она снова будет плавать сама. Оставив в стороне док, становимся здесь, в Онежском заливе Белого моря, на якорь. Ночью стою на вахте, но понятие «ночь» здесь весьма относительное. Солнце заходит в двенадцатом часу, а в два часа ночи уже снова появляется на горизонте, рассеивая едва успевшие появиться сумерки. Это о таких ночах Пушкин писал: «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Накрапывает мелкий холодный дождик, а рядом, в нескольких кабельтовых, пробиваются лучи восходящего солнца, и море здесь сверкает яркой полосой, как огни рампы среди мрака зрительного зала. На рейде мирно покачиваются стоящие на якоре буксиры, баржи, на горизонте, полурастворённые в тумане, едва угадываются очертания заводских труб Беломорска. Медленно тянется время, холодный воздух проникает и через канадку, заставляя шевелиться на тесном мостике.

В половине восьмого утра со стороны Беломорска появляется катер. Вот он берёт курс на нашу лодку и через несколько минут швартуется к борту. Мы спешно собираемся идти в базу кто за чем – штурману нужны карты, мне – продукты, заму – письма и газеты. Беломорск очень разбросан. С пирса мы ещё долго трясёмся по ухабистой грязной дороге на грузовике, пока перед нами не выросли невзрачные деревянные бараки. Это и есть продсклад. У дверей – клетка с медвежонком, медвежонок маленький, лохматый, точь-в-точь плюшевый Мишка из «Детского мира», только живой. Морякам лучшей игрушки не придумаешь – окружили испуганного Мишку, суют ему сахар, печенье. Только во второй половине дня все дела были закончены, и мы снова ушли на корабль, теперь уже почти готовый к выходу в море. По дороге читаю жадно письма, полученные на моё имя замполитом. Таким контрастом с суровым и неуютным севером звучат в сознании тёплые и ласковые слова, маленькие, но такие важные мелочи – у нашей Светки прорезался первый зуб, и она теперь умеет кусаться. У мамы плохо с сердцем, это меня тревожит. Она так мнительна, так много горя доставили и мы ей. Как помочь ей?

А в полдень 20 июня по трансляции командир обратился к команде:
– Итак, товарищи моряки, наш корабль выходит на необъятные просторы Ледовитого океана. Снова, после длительного перерыва, нам предстоит выполнить наш суровый мужской долг. Счастливого плаванья!

И вот – звонки сигналов, корабль содрогается от грохота дизелей и, медленно набирая скорость, берёт курс на север. Через сутки появились уже полосы снега на берегу, подул холодный северный ветер. Волна небольшая, корабль лишь слегка покачивает на зыби. Работать это не мешает, и я продолжаю считать продукты, читать по-английски и учить немецкий язык.
Сегодня, 21 июня, в 6 часов 46 минут пересекли Полярный круг – пошёл полуторный оклад!



22 июня 1961 г.

За Полярным кругом, однако, не стало холоднее – тёплое течение Гольфстрим смягчает арктический климат. Море спокойно, на крупной плавной зыби едва покачивается, рассекая волну, лодка. Кругом ни души, лишь с левого борта виднеется пустой скалистый берег, покрытый в пологих местах ещё не растаявшим снегом. Вот на горизонте появляется силуэт парусника с высокими мачтами. Откуда появился здесь этот вестник прошлого века? И стоит он неподвижно, спустив паруса, напоминая каменное плавучее изваяние.

А через несколько часов перед нами появились огромные краны, заводы и причалы, ремонтирующиеся корабли и подводные лодки, многоэтажные дома. Это Роста, военное предместье Мурманска, где расположен крупный военный судоремонтный завод. Здесь мы закончили свой 70-суточный переход из Севастополя и первый этап перехода на Дальневосточный театр.

Продолжение следует.