Подвал нашего дома
В детстве меня часто посылали в подвал нашего дома каждый раз спускаясь по цементным ступенькам в подвал я попадала в какой то мистический мир из старинного фильма. Или в пещеру с гротами.
Но это всего лишь мои детские впечатления. На самом деле подвал нашего дома был вырыт довольно глубоко, потолок его и пол были цементированы и довольно большой высоты. Небольшие окошки чуть выше уровня земли позволяли дневному свету довольно хорошо его освещать.
Так что попадая в подземное царство нашего дома,я всегда чувствовала себя комфортно, хотя не всегда с большой охотой спускалась туда за картошкой или яблоками. На зиму мы ставили капусту,солили огурцы и две бочки стояли рядом друг с другом,открывая их .... шёл запах пряный ,который я не очень любила и всегда спешила быстрее кончить с этой процедурой накладывания капусты из бочки. Вообще по жизни меня всегда посылали что принести или вынести из дома.
Завтра сходишь за керосином ,не забудь вынести мусорное ведро, да и картошку принеси с подвала,
-Хорошо ,мама ... что нибудь ещё...
А ещё всегда находилось принести дрова, сходить за водой.
Это нормальная жизнь в местечке , где в каждом доме есть свой подвал, который летом и осенью наполнялся банками с вареньями, многочисленными закрутками с грибами, подвешенными копчёными окороками , морковью, и разными другими дарами нашей белорусской земли.
Картофель хранился в углу подвала. он был высыпан на подстеленный на цементный пол мешковину и насыпан горкой.
К весне горка становилась вё меньше и меньше, картофель терял свою упругость и начинал пускать чуть заметные ростки.
С каждым новым посещением подвала они становилась всё больше и больше беря свою энергию для роста из самой картошины.
О картошке можно написать целую оду, но мой сказ сейчас о подвале.
Кто мог построить такой великолепны подвал, в таком с виду неказистом приземистом доме на улице Мицкевича 65.
Eсли покопаться в архивах города, то можно найти кому принадлежал дом до 1939 года.
Кто строил дома в Ошмянах и как их строили ?
Во время войны это был район гетто.
Там в подвалах домов ,во время немецких облав, евреи прятали своих детей в мешках из под картошки или в ящиках, засыпанных картофелем.
Мамина юность прошла во время войны.
Подростком, во время немецких облав в гетто, ей часто надо было прятаться под деревянной бочкой, перевёрнутой вверх дном. во дворе дома.
Там было темно.
Порой ей приходилось сидеть там несколько дней.
Она расширила щели в деревянных пазаx бочки и солнечной свет проникал в её убежище.
Сквозь щель мир вокруг казался другим, в других красках, он был узок и в тоже время широк настолько, что страх исчезал вместе с обострённым восприятием звуков, теней и тонов солнца, переходящего в закат и с появлением звёзд на небосклоне.
Хочется написать о том свете, которым она умела видеть в жизни.
Среди ужаса и страха войны мaмa создавать солнечные уголки в своей нелёгкой жизни.
Maмa кaк то сказала, что дом должен быть светлым.
Она любила свет.
- Бабушка тебе было холодно и страшно там в бочке?-
- В моём уголке было тесно, там не было места страху, потому что, я создала там доступ свету.
При свете луны засыпали цветы, я видела иx просыпание! - ответила мама.
Когда я узнала об этом я стала другими глазами смотреть на подвалы и чердаки, на сараи и дворы наших домов.
***
Когда я пишу, я время от времени переключаюсь на что то другое, порой читаю
Сегодня я читала биографию Леи Гольдберг .
Она писала -
Дождь больше не вернется.
Облака, как мертвые свидетели, висят.
И, успокоенные на века,
Выходят горожане в тихий сад.
Ты сотни братьев распознала в них.
Им довелось на смерть зари смотреть.
Но все забыто — ведь должны ж они
Хоть как-нибудь существовать и впредь.
Дождь не придет.
И почва, как во сне,
покорно отказалась от него.
Она привыкла к жажде, к тишине,
к беззвучию рыданья твоего.
Дождь не придет.
Все в прошлом.
Позабудь.
Теперь попробуй обойтись без бурь.
Когда Лея писала рассказ " Однажды в Иерусалимских горах " она почувствовала запах ландышей.
"После этого я обратила внимание на то, что думаю по-русски." пишет Лея в своём дневнике.
Боже мой, подумала я.
Я сижу в своей флоридской квартире, в комнате где из окна видна огромная панорама океана, где солнечным светом залито всё вокруг меня и стаями пролетают пеликаны и вижу стаю голубей летящих , из чердачного окна моего родительского дома, слышу их воркование …
***
Сначала был свист.
Свист как знак, который хорошо понимали голуби.
Вслед за свистом из чердачного окна нашего дома вылетала стая голубей.
Сизокрылые, они летели над крышами соседских домов к центральной площади города.
Пролетали над зданием универмага, ресторана, кружили над церковью и костёлом, продлевая свой полёт над синагогой около дома и возвращались назад
Они садились на крышу дома, где жил их повелитель голубятник, Мишка Башков.
Голуби были его страстью.
Я давно уже уехала из дома детства.
Но часто мне снилась стая сизокрылых голубей
над городом. Вот и я, как голуби которые всегда возвращаются в своё гнездо, вернулась к нему.
Над домом, где мы жили, не кружили голуби.
Я не услышала свиста Мишки Башкова.
В небе летела стая голубей.
Она приземлилась на крышу синагоги, рядом с нашим домом.
Они сейчас живут там, через выбитое верхнее окно, голуби вылетают в небо и кружат над городом и всегда возвращаются в свой дом.
Почему это всё до сих пор так зримо живёт во мне?
Почему мне так легко свободно дышится в воспоминаниях о моём доме ?
В своём дневнике Лея пишет о Иерусалиме
"Он древний, он покрыт воспоминаниями о прошлом и о смерти, он включает в себя первые шаги, краеугольные камни поэзии и литературы.
Не трудно понять, почему прилепляется также и новая ивритская поэзия к Иерусалиму.
Город, о котором народ пел и рассказывал, дает возможность современному поэту тоже говорить о себе в реалистическом стиле. Начальны литературный тон здесь уже задан.
Я знаю откуда начинался мой мотив, он начинался там, в белорусском местечке Ошмяны .
© Copyright:
Роза Левит, 2019
Свидетельство о публикации №219022500973