Суровые уроки Фунтика

Нинон Пручкина
    Летние вечера в городе кажутся особенно душными. Хочется  выбраться из железобетонных джунглей на волю, на простор, там, где не дымят заводы, солнце днем не прячется за серо — буроватой завесой, а ночью сверкает мириадами звезд. Мое внимание по дороге в магазин привлекла толпа подростков, с гиканьем поваливших взрослого мужчину на тротуар и обрушивших на него удары палок. Едва различив в толпе знакомые по  громким крикам, отдающихся громким эхом среди многоэтажек, расположившихся повсюду ровными коробками,   «Вован», «Димас», я бросилась к разъяренным пацанам. Назвав их по имени, я вырывала палки из обмякших рук. Мужик встал , отряхнулся и понуро побрел по дорожке в сторону школы. Подростки мгновенно исчезли из виду. Я хотела что - то сказать им вслед, но меня одернул стоящий рядом щуплый парнишка.. Так я в первый и последний раз увидела Фунтика. На меня сосредоточенно смотрели умные серые глаза. Русые волосы были аккуратно зачесаны на пробор. А россыпь веснушек на круглом миловидном лице мальчишки придавала удивительное очарование, как девчонке.  Светло - коричневый пиджак из натуральной кожи, тщательно отглаженные стрелки черных брюк и начищенные ботинки придавали ему  весьма солидный  вид. Потом я узнала, что парню  стукнуло четырнадцать лет.
   
         «Имя мое Вы забудете, а вот кличку "Фунтик" вряд ли. Можете мне купить пару пачек хороших сигарет?» Так за непринужденной беседой мы сходили в магазин, он помог мне донести сумку до квартиры и я, руководствуясь чувствами благодарности и любопытства, пригласила его домой. Он с аппетитом сметал  котлеты и жареную картошку, салат, а потом откинулся на спинку стула и попросил разрешение закурить. Пока я суетилась с чаем, кексом и конфетами, Фунтик заметил, что вмешиваться в мальчишеские разборки неразумно: « На этот раз они просто опешили. До Вас к ним попытались подойти мужики, но на них двинулась толпа рослых парней, и те поспешили мимо». Фунтик доступно мне объяснил, что группировки подростков  имеют четкую иерархию: руководит всеми опытный уголовник,   потом идут  “старики” - 16 - 18 лет - и, наконец, “шелуха” - 14 - 15 летние подростки, которых учат воровать, выбивать деньги у «мамсиков», включая счетчик. На этот раз «старики» натравили «шелуху» на мужика для того, чтобы они, как волчата, ощутили запах крови, обучив предварительно, как  скрыть следы преступления, как вести себя в случае вмешательства полиции.
 
     - Всегда и везде есть свой порядок, как у муравьев в муровенике, - втолковывал мне подросток.
- Ты читал Толстого, знаешь его теорию муравьиного братства, которую проповедовал старший брат, рассказывая о братстве в Моравии?
- Нет книжек я не читаю, я учусь у жизни, слушаю, думаю, наблюдаю.
- А в нашем городе везде есть группировки?
- Да, но в разных местах они свои. «Малолетки», которые хулиганят, царапают машины, ломают лифты и детские площадки, со взрослыми не связаны. В основном заставляют «мамсиков» покупать драные трусы с помойки и разбивают носы «непонятливым». «Старшаки», где подростков мало, а большинство имеют 18 — 20 лет, хулиганят по — крупному, воруют, совершают заказные избиения, могут изнасиловать или даже убить. Когда готовится преступление, подстрекают различных малолеток убегать из дома группами, чтобы отвлечь полицию. С этими лучше не связываться.

     Помолчав и отпив чаю с кексом, немного подумав, Фунтик продолжал:
- Я рос в голоде и холоде. Мать пила, водила кампании, мной не занималась. Я рано убежал из дома, на двенадцатом участке прибился к цыганам, торговал наркотой.
Вам нравится мой прикид?- резко сменил он тему.
- Да, очень красиво, ты отлично выглядишь. А сейчас, я понимаю, ты от цыган ушел?
- Однажды я узнал, что наркоманы на чердаке вместо того, чтобы помочь парню, у которого от наркоты закатился в горло язык, сняли с него одежду, на которую чалилась мамаша, мывшая полы в трех местах, бросили бедолагу и оставили его умирать, а сами опять купили наркоту и веселились в другом месте.
Тошно от всего этого, - парень повертел головой, расстегнул пуговицу рубашки, молча допил чай и быстро вежливо распрощался со мной.

     Больше я его не видела, а  его образ стоит передо мной, как будто это было вчера. Поражала ясность его мысли, грамотность и выразительность языка. Не ради красного словца, а с искренним возмущением он осудил Димку, у которого он жил с его пьющей мамашей, который мать крысой обозвал.
- Ты можешь с ней не жить, но называть крысой нельзя, она же мать твоя,- резанули по сердцу его откровения.

     Уже зимой я встретилась в соседнем подъезде с уже знакомыми мне Димасом и Вованом. Я поинтересовалась у них, где Фунтик, угостила пряниками и конфетами, как хорошо знакомых.
- Он втерся в доверие к хозяину киоска, помогал ему, потом киоск и грабанул, исчез из города.
-    Однажды Фунтик попался, его куда — то везли на поезде с конвоем. Но он  раздобыл шампунь, упал на пол, как припадочный, пуская пузыри. Как дернули стоп — кран, никто не знает. Фунтик сбежал, обмишурились мусора, - с восторгом рассказывали всезнающие мальчишки.

          Какими схоластичными и безжизненными показались мне мои энциклопедические знания, полученные из разных мудрых книг. Как далеки мы от этого «подрастающего народа».

         Однажды мне припомнился еще один урок Фунтика.
Я спросила его, как уберечь себя от воров? Я так часто подвергалась неприятностям, что одна моя знакомая — доктор психологических наук, мне сказала: «Ты, наверное, табличку носишь «Граждане, маньяки, воры и грабители, не проходите мимо». Фунтик серьезно учил меня прятать документы и крупные купюры во внутренние карманы жакетов и плащей, не покупать яркие лаковые кошельки и не класть их в сумки и внешние карманы пальто и шуб. Надо чаще останавливаться и оглядываться, кто с тобой рядом, в общем, не вести себя, как ворона.

       Уже несколько лет прошло. У меня подрастал внук. Однажды дочь учила малыша не быть жадиной и всем делиться, как в сказке про ежика.
Давай, поиграем в ежика, угости меня и бабушку яблоками.Внук послушно взял пакет.
- Мама, белочка, на тебе яблочко, - подбежал малыш к маме.
- Бабушка, ворона, на тебе яблоко, - добродушно протянул он мне спелый фрукт.
Дочка заметила удивленное выражение на моем лице и успокоила:
- В сказке только два женских образа белки и вороны. Остальные зайцы, волки и так далее.

      Шло время. Я отправилась к главному врачу студенческой поликлиники поставить печати на льготные рецепты, раздевшись в смежной комнате секретаря и оставив там сумку.
- Срочно перекрыть все двери, -  неожиданно закричал по сотовому телефону доктор, сидевший лицом к дивану, где были мои вещи.
Я обернулась и только увидела промелькнувшую тень.С трудом заработанные в нескольких местах деньги, документы, ключи от квартиры бесследно исчезли вместе с сумкой. Грабителя так и не задержали. Оформив протокол, полицейские любезно довезли меня до дома дочери.
- Кто там? - встретил меня веселый голос внука.
- Это бабушка ворона пришла за яблочками, - сказала я.
Конечно, все охали и сочувствовали моему горю. А я почему — то вспомнила Фунтика и его напутствие не быть вороной.

          Тяжело проворонить кругленькую сумму заработанных потом и кровью денег. А каково проворонить поколение пяти миллионов беспризорников, которых на бескрайних просторах Родины больше, чем после Великой Отечественной войны. Кто в ответе за них, если не  мы?
                Фото взято из Интернета