Рецензия на фильм Черные кошки в бамбуковых заросл

Лев Вишня
«Чёрные кошки в бамбуковых зарослях» (яп. Ябу но нака но куронэко) — японский художественный фильм режиссёра Канэто Синдо, вышедший в 1968 году. Чёрно-белая драма с элементами хоррора.

Премьера фильма в Японии состоялась 24 февраля 1968 года. В России фильм был показан 2 октября 2011 года в рамках ретроспективы режиссёра в Музее кино[1].

Этот удивительный и невероятный фильм посмотрел впервые в 1996 году. Посмотрел, был заворожен и подавлен! Японцы – удивительные мастера тонкого хоррора, того самого, который подается на экраны без единой капли крови, но в итоге сводит тебя с ума настолько, что не знаешь куда спрятаться после просмотра.

Сюжет простой: группа самураев, спасаясь от вражеской армии напала на деревню, где в тот момент (ситуация войны), оказались всего две женщины: старуха-мать и ее молодая, прекрасная сноха, которая была замужем за сыном старухи, отправившимся на войну. Самураи изнасиловали и убили обеих женщин.
Спустя несколько лет в месте, где женщины погибли стали пропадать люди, как правило, самураи. Вооруженные, сильные, подготовленные. Кто-то, обладающий невероятной, неодолимой силой начал их убивать, буквально как котят. Каждая ночь – еще одна жертва. Никто не может с этим справится. Вся армия сегуна дрожит от страха. Все жертвы видят постоянно перед страшной смертью двух женщин, молодую и старую, очень вежливых, добрых и ласковых… превращающихся в огромных кошек. Не спасает ни выручка, ни мастерство владения мечем, никакие доспехи.
Когда число жертв достигает сотни, сегун приказывает решить эту проблему своему самому лучшему самураю, герою, только что вернувшемуся из дальнего похода, победившему там главного врага империи. Но теперь враг не впереди, а здесь в самом глубоком тылу, буквально под боком императора и кто он – не знает никто. Лучший самурай империи берется за это дело!
Он вступает в контакт с монстрами и узнает:
1. Юная прекрасная девушка, превращающаяся перед убийством в кошку – его жена, а другой монстр – его мать.
2. Истинный враг всех людей на самом деле сегун. Он ответственен за то, что погибли жена и мать этого самурая. Именно из-за него эти женщины стали монстрами.
Самурай все понимает, но он под присягой. Он вынужден бороться с демонами, которые намного лучше людей. Ему приходится делать выбор между присягой и теми знаниями, что он получил от монстров. Он выбирает присягу.
Он убеждает свою бывшую жену, ставшую демоном не нападать больше на людей. И та падает в ад, исчезает из мира людей. Затем он нападает на свою мать и отсекает ей руку, лишая возможности мстить своим врагам – самураям.
Он победил обоих монстров, зная прекрасно о том, кто сделал их такими, и кто истинно ответственен за все.

Финал фильма такой. Ставшая монстром мать самурая, изменив облик, крадет свою отрубленную руку и восстанавливает силы, а сам самурай сходит с ума. Он несется за ней по бамбуковым зарослям, пытаясь ее настигнуть, и будет так носиться до конца своих дней, не давая той сотворить новое зло.

Фильм хорош тем, что впервые на экране я увидел настоящих монстров и настоящих чудовищ, причем без компьютерной графики и без туфтовой актерской игры. И фильм хорош еще тем, что заставляет задуматься над тем, что есть истинное зло. Истинной целью женщин-кошек был именно сегун. И еще зло нельзя победить другим злом или лютой ненавистью. Нужен иной подход.