Былинные земли. Свято место Свяда, часть 3

Василий Азоронок
                Белоруссия… — край, где чуть не на каждом шагу вы встречаете
                следы минувшего, в памятниках, сказаниях, песнях. (Адам
                Киркор. «Живописная Россия»).

ЛОСОСЬ КО ДВОРУ?

Тем не менее, Болино вошло в историю. Болинская территория располагалась в правосторонней части побережья, занимая Лукомскую возвышенность.

С системой его связывала небольшая речушка – Лососница. Возможно, именно она сыграла в древности привлекательную роль, недаром на берегу располагался господский двор. На сегодняшних картах речка уже безымянная - обмелела, а на российской трехверстке 1866-69 гг. запечатлена. Лососница впадала в Ульянку-Уллу в районе Городенца – того самого, где предположительно разыгралась историческая драма. Река защищала подступы с восточного направления, а запад и север был прикрыт другими руслами и крутыми берегами. Это была очень выгодная позиция, сулившая неприступность. Недаром там, в сталинское время, разместили армейский контингент – оборудовали оборонный объект Заслоново.

Была ли битва XII века завершающим актом противоборства за Лососницу, сейчас не скажешь. Как неизвестно и другое: кто и почему назвал так речку.

Может быть, в связи с известной породой ценной рыбы – лосося? Мы много его получаем сегодня из Норвегии, где он разводится в промышленных объемах. А натуральный лосось?

Это рыба морская. Однако потомство откладывает в пресной воде, и преодолевает огромные расстояния со скоростью до 65 километров в час. На нерест возвращается, как правило, туда, где родилась.

Турицкое озеро – неглубокое и зарастает слабо. Это говорит о чистой воде, которую могли облюбовать для икрометания лососевые.

Если принять во внимание сей факт, то не исключено, что степень внимания к региону зиждилась на рыбном промысле. Узнаем, что здесь функционировало рыболовецкое товарищество, сдавали рыбу чашникским евреям. И мы находим имена могущественных лиц, оставивших след на этой земле.

Неподалеку располагалось имение Поулье: материнское наследство Радзивиллов – знаменитого рода, известного не только в пределах Беларуси. Некоторые факты говорят о том, что их родительский очаг мог быть в улльском регионе. Так, по линии предков Николая Радзивилла «Рудого», а именно ему досталось Поулье, проходит София из Монивидов. 

Некоторые факты указывают на повышенный интерес к этой области также верховной великокняжеской власти – владельцев короны. В книге польского историка Марека Ференца о «Рудом» есть ссылка - косвенное свидетельство: в 1541 году Радзивилл избавился от Поулья. И уступил королевской чете – Сигизмунду I и Боне млын на Лососне, в связи с намерением двора претендовать на дележ собственности. Не есть ли Лососня та самая наша Лососница?

Королева Бона Сфорца - миланская принцесса, которую сосватали монархи Священной Римской империи за престарелого супруга, польского короля, после смерти последнего, фактически распоряжалась государством - Великим княжеством Литовским. Миланская красавица славилась завидным интересом к водным сообщениям и устраивала коллекторы на белорусских землях. Она же обогащала волоками – земельными наделами из распотрошенных княжеских уделов - своих приближенных.

На то обстоятельство, что «боленские паны» могли представлять Бону Сфорцу, указывают факты, приведенные Романом Афтанази в «Истории резиденций на давних окраинах Речи Посполитой». Афтанази описал усадьбу на Могилевщине, в бывшем Мстиславском уезде, которая называлась точно так же: Болино. Жили там Ракус-Сущевские, считавшие себя отпрысками балканских народов, прибывшими в Великое княжество Литовское в свите вышеназванной королевы – молодой супруги литовского владыки.

В ее честь, пишет другое фундаментальное издание - польский Словник, названа весь Боновка при Кременце Тернопольской области, у истока реки Вилия.

(Продолжение следует).

На снимке: русло речушки в районе Городенца.
25.02/19