Думай хорошо, говори хорошо, делай хорошо

Николай Абоимов
     С Афанасием Петровичем Яковлевым их рода буллёт я каюрил на озере Токо. Ленинградская экспедиция научно- исследовательского института геологии проводила первичный прогноз залежей угля на реках Эльге, Гертамде, Худуркане. Делать это им было не сложно, так как большое число речных обнажений здесь прошито угольными пластами различной толщины. На речке Гертамде одно из обнажений было сплошным углём - пласт достигал восемнадцати метров.
  Наша с Афанасием Петровичем задача была перевозить на двух связках оленей   (24 оленя) весь груз экспедиции. Утром начальник экспедиции показывал нам на карте новое место стоянки. Группа геологов уходила с работой, а мы , загрузив на оленей весь скарб  (палатки, продукты. постель , котелки) и образцы взятых пород, должны были к их приходу быть уже там.
  Короткое лето Якутии поджимало, экспедиция шла ходом,нигде не задерживаясь, и за лето покрыла приличное расстояние. За это время Афанасий Петрович учил меня всем примудростям каюрского дела. Также по ходу обучался я таёжной этике и обычаям эвенков.
  Как- то я сказал ему: «Я хочу убить медведя. Хочу шкуру домой привезти и на пол постелить» . «Ты не боишься ?- спросил он.  «А что мне бояться?  С карабина я расстреляю его как муху» - уверенно ответил я.  «Коля, никогда не говори так. Он все слышит ,знает твои мысли и накажет» - строго глядя на меня, сказал Афанасий Петрович. Мне это показалось смешным.
  Через два дня медведь задавил его лучшего седового оленя.
Целый день Афанасий Петрович со мной почти не разговаривал, а вечером отчитал, как напакостившего мальчишку: «Си, луча, акари ! Тайгаду тыкан нельзя (Ты , русский , глупый ! В тайге так нельзя) Слушай и запоминай , я расскажу тебе одну историю»   
  «Охотился я со стариком - эвенком. Старый был человек,но глупый как ты. Думал , он на земле главный. Убьёт медведя - прощения не попросит, не поблагодарит. Только хвалился всем какой он храбрый. да удачливый. Обычаи предков не соблюдал. Говорили ему другие эвенки: «Плохо делаешь. Так нельзя .»  Он смеялся им в лицо и хвалился еще больше. Наверное думал: «Вот я какой храбрый , а вы - трусишки»
  Слушал его медведь, слушал и задрал. Даже винтовка не помогла, пустая гильза в ней осталась. Закидал его тело медведь ветками и мхом. Нашли по воронам, криками птицы показали где он лежал. Сами его клевать начали. Похоронили старика, но никто его не жалел, потому что сам беду к себе позвал.
 Потом медведь еще приходил, могилу трогал, то крест погрызёт , то бугор могилы раскопает. И опять старики говорили: «Он дедушкуобижал и ему наказание» И снова никто его не жалел.
  Вы , русские, пришли в тайгу, и для вас законов таёжных нет. А здесь, как везде в жизни, надо знать , что ты думаешь, что говоришь и что делаешь. Коля всегда думай хорошо , говори хорошо, делай хорошо и тебе плохо не будет. Если бы ты так делал - мой седовой был бы жив.