Как поплавок или находка в Средиземном море

Андрей Николаевич Рощин
(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

Впервые в жизни с погибшим в море судном пришлось столкнуться в Средиземке. В те времена я  блаженствовал в первом своём плавании, будучи практикантом на теплоходе «Пермь». Путешествие началось в холодном суровом Архангельске и, расталкивая льдины в Двинской губе, наш лесовоз пошёл сначала в красивый, как картинка, голландский городок  Заандам. Если учесть, что город этот находится, чуть ли в центре страны, то можно представить как эффектно пролегал наш путь по рекам и каналам Нидерландов. Пасторальные сюжеты с пятнистыми чистыми бурёнками на лугах и разноцветными сказочными домиками открывались как по правому, так и по левому борту нашего парохода. Вся страна походила на маленькую уютную идиллическую картинку, где небольшие сельские поселения чередовались с такими же игрушечными городками. Людей тоже было немного. И никто не удивлялся тому, что в нескольких метрах от берега потихоньку крадётся огромное грузовое судно, чуть не касаясь стенок морского канала. Хотя бы по тому, как в шлюзах нас вышел перешвартовывать всего ОДИН ухоженный иностранный мужичок в лайковых перчатках, было понятно – очень далеки они от нашего уклада жизни. Он брезгливо принял наш грязный металлический трос, весь в зазубринах и лохмотьях торчащей проволоки и так же, оттопырив мизинчик, набросил его на кнехт. Примерно так же берут чашечку кофе «денди лондонские», может только лайковые перчатки при этом не используют. В порту назначения мы должны были оставить часть пиломатериалов, а пока пароход разгружали, народ засобирался в город. Экипаж у нас был маленький и душевный. О том, что я первый раз за границей знали все. Особенно, конечно, об этом помнил помполит (помощник капитана по политической части). Со мной была проведена определённая работа в виде короткого, но очень ценного инструктажа. Понапрасну он не болтал, поэтому попадал в самую точку, как точный выстрел.
- Вы сейчас пойдете в город, там будут огромные магазины, где вам может показаться, что всё лежит без присмотра, и никто не следит ни за покупателями, ни за товаром. Так вот это не так. Схватят за руку на выходе и все ваши плаванья сразу закончатся навсегда!
   Думаю, такой инструктаж многих от позора спас. Хотя у меня и денег-то не было, чтобы по магазинам ходить. Практиканту они вообще не полагались. Зная это, и чтобы я не щёлкал впустую «клювом», а мог хоть что-то прикупить на память, сердобольные моряки отдавали мне валютную мелочь от сдачи, всё равно её обратно ведь не принимали. Поэтому в тот раз  я в полной мере ощутил смысл поговорки «с миру по нитке». Удалось прикупить крайне необходимые мне солнечные очки, ведь мы в дальнейшем на юг собирались, и даже нашёл на эти небольшие деньги пластинку модной тогда группы Bee Gees. Причём особо ценным было то, что Bee Gees исполнял песни The Beatles, которые я любил. Поэтому удалось и покупки сделать, и, что самое главное, к истории приобщиться. Дело в том, что именно в этом городке жил в 1697 году, во время пребывания в Голландии с Великим посольством наш Петр I. Хотя в то время он скрывался под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Но этот псевдоним недолго получилось держать в секрете.
Весть о том, что в Заандаме поселился русский царь, привела к тому, что в посёлок стали приезжать люди со всей страны. Инкогнито Петра было нарушено, и назойливые зеваки сделали его работу на корабельной верфи и проживание в Заандаме невозможным. Поэтому Пётр сбежал из Заандама. Но домик на улице Кримп, в котором его принимал местный морской кузнец, он посещал потом ещё неоднократно. Этот кузнец ранее трудился в России и был знаком с Петром по работе на верфях в Архангельске. Ну а его маленький домик стал музейным экспонатом. Его обнесли каменной оболочкой и за счет этого сохранили в идеальном состоянии. Музей в разные годы посещали все сильные мира сего. И с большим удовольствием посетила его тогда наша экскурсионная группа с теплохода «Пермь». Было очень приятно, что память о нашем царе так любовно сохраняется в Нидерландах.
Ну, так вот, после пасторальной Голландии наш курс лёг в Средиземное море. Надо было зайти в Италию и Францию. Ведь абсолютно во всех странах наш лес пользовался спросом. В Италии он превратится в изысканную мебель, а во Франции мы должны были ещё взять попутный груз на обратный путь.
После Гибралтар немного штормило, но для нас это было не критично. Гружёный лесовоз очень хорошо справляется с волнением моря. Только вот для другого судна этот шторм стал роковым. Наутро пред нашими очами открылась загадочная картина  торчащего из воды затонувшего парохода. Видимо трюмы его были пустыми, и весь воздух собрался в носовой части судна. Затонув с кормы, сухогруз превратился в огромный поплавок, покачивающийся на волнах.
«Пермь» застопорила ход и легла в дрейф.
- Ну, что, хочешь прокатиться? – Коля Букин, (ШРМ и мой непосредственный начальник) весело предложил мне поучаствовать в морском приключении.
- «Мастер» приказал обследовать «утопленника» на предмет тел и других плавающих предметов. Будешь моим помощником. - Объяснил Коля суть задания.
- Конечно! - Взвизгнул я от удовольствия и побежал за фотоаппаратом. О таком приключении нельзя было и мечтать. Коля же взял мобильные рации и пошёл к вельботу.
Во главе со старпомом, небольшая группа быстрого реагирования отправилась к «поплавку». Близко подходить опасались. В любой момент судно могло ведь затонуть окончательно, а воронка могла и наш вельбот затянуть.
Нехорошие чувства возникают, когда смотришь на обнажённое днище. Ещё недавно оно было чьим-то домом, территорией государства, транспортным средством, чем угодно, но было ЖИВЫМ. А при таком виде плавсредства, за один шаг до гибели,  остро чувствуешь всю временность нашего бытия и быстротечность жизни.
Мы не нашли никаких тел, надеюсь что все люди смогли спастись. Плавающих предметов тоже не обнаружили. Исполнив свой морской долг, наша группа вернулась на пароход.
Наше плавание по прекрасному солнечному Средиземному морю должно было продолжиться в крупный порт Ливорно, центр кораблестроения Италии.