Васильки

Галина Еращенко Симахина
Я всегда стараюсь разглядеть собеседника. Поймать взгляд, понять натуру. Но часто люди не выдерживают прямого взгляда, опускают глаза или наоборот, смотрят куда-то в сторону, изображая внимание. А люди бывают очень красивы именно тогда, когда их глаза смело отвечают взгляду. Когда смеются глазами, в глазах огонёк, это дорогого стоит - поймать такой взгляд. Получить энергию добра, позитива, лишь посмотрев в глаза.
Моя учительница математики была улыбчивой, но при этом требовательной. Её побаивались мальчишки. Она умела грозно посмотреть и они прекращали хулиганство. Однажды, оставив меня после уроков, она сказала строго:
-Садись напротив меня, есть разговор.
Я конечно напряглась, новый класс, новый учитель, но математика мой любимый предмет, пятёрки появлялись чаще четвёрок. Алгебра и геометрия, ну какие разговоры? Опять общественная нагрузка? Да, пожалуйста, мне не жалко, нарисую ещё пару стенгазет. Мысли роились одна за другой.
Нина Борисовна села за свой массивный учительский стол и, глядя мне в глаза, спросила:
-Ты почему попала в этот класс? Я думала ты серая мышка в математике, а ты совсем не такая… Как тебя отпустили из того класса к нам?
Я пожала плечами, и посмотрев ей в глаза, уже хотела рассказать о конфликте с классным руководителем, о том, что меня выкинули, как ненужного котёнка из коллектива, с которым я шла с первого класса, но вдруг увидела глубину и цвет её глаз. Васильки. Они были нереально синего цвета. Глаза-васильки, с лепестками вокруг темного центра, яркие, как в поле среди пшеницы.
 Моё молчание было принято за протест и учитель снова спросила:
-Почему? С классом не ужилась или учитель тебя не любила?
-Учитель...
Неожиданно для себя я дерзко выпалила:
- Нина Борисовна, у вас такие глаза красивые! Вы знаете, что они у вас, как цветы васильки?
- Галочка, разговор не про глаза, а про математику, не уводи разговор в другое русло… Я не люблю свой цвет глаз, куда лучше твои глаза-вишни, карие - самые красивые глаза, глубокие, насыщенные, а мои вода водой.
И вот, я вижу, как морщинки от глаз побежали в стороны, глаза засмеялись яркими вспышками, родинка на щеке подпрыгнула и улыбка появилась и на губах.
Какая она красивая, а я раньше не замечала. Не молоденькая, но ухоженная, стрижка с укладкой, каштановый яркий цвет волос, кудряшки выбились над ухом. Аккуратные серёжки. Тоже с синим камушком. Проницательный взгляд и при этом смеющиеся яркие глаза. От меня ждут ответа, а я разглядываю лицо учителя.
- Мне не ставили никогда пятёрки в том классе. Аида Ефимовна ставила четвёрки и поэтому отдала меня, как хорошистку, в этот класс, “разбавить” троешников”.
Нина Борисовна вскинула бровь.
- Странно, странно, с таким уровнем знаний, как у тебя, умением решать сложные задачи, можно было быть отличницей, Аида не права… занижала тебе оценки. Но ты меня радуешь. Это подарок мне, всё к лучшему, учись Галочка.
И тут я подумала, а ведь если вспомнить, я даже не знаю какого цвета глаза у злобной Аиды. Она всегда была в толстых очках, с огромным белым “гнездом” на голове, ракушкой или шиньоном. Чаще всего я смотрела на её шевелюру и ни разу за 5 лет её классного руководства, не посмотрела ей в глаза. Когда она кричала на меня, что я не поздоровалась с ней в коридоре, когда она гоняла меня мыть полы в классе: “ Раз не смогла организовать мытьё полов, ты же староста, Симахина, мой тогда сама” и не важно, что у меня больная спина, и не важно, что я тороплюсь в художку, но всегда по фамилии. Имени она видимо не признавала.
 А васильки… смотрели на меня с любовью, серая мышка хлопала глазами-вишнями и улыбалась, мечтая об алгебре и геометрии, как о поэзии в снах, понимая, что это моё.
Прошло много лет. Школа забыта, как страшный сон. Жизнь идёт своим чередом. Случайно оказываюсь в доме, где живет моя учитель математики. Весна. 8 марта. Вокруг суета, все куда-то бегут. Вижу в толпе васильки. Она!  Идёт, улыбаясь весне. Пожилая женщина, худая и чисто, но не богато одетая, с выпрямленной спиной, с ясным взглядом. Подхожу к ней.
-Нина Борисовна, здравствуйте! С праздником вас!
Смотрит непонимающе.
- С каким праздником?
- Вы меня помните? Я Галя Симахина, училась у вас.
 В её глазах вопрос и смятение. Она очень постарела. От её красоты остались только её синие глаза, не поблёкшие, но погасшие. Без огонька. Морщины избороздили всё её лицо, медные волосы заправлены по-старушечьи в серый платочек, но кудряшки всё также выбиваются над ухом. Она внимательно на меня посмотрела. Покачала головой и сказала грустно:
-Не помню. У меня с головой что-то. Ничего не помню, деточка.
Меня как будто обдало холодной водой. Она обошла меня и пошла, не оглядываясь к своему дому.
Ноги дорогу знают. И то слава Богу. Я стояла и думала, ну как так, как работает мозг? Математик, учитель и потеряла память. Неужели это так? Мои любимые васильки, что с вами произошло? Слёзы подкатили к горлу.
Праздник. Для меня он тоже не особо праздник. Весна - да! Обожаю весну, но не 8 марта.
Пришла домой, пересмотрела школьные фотографии и решила узнать - что же случилось с обладательницей васильков, моей любимой учительницей математики. Нашла телефоны её учеников, пишу сообщения во все края, во все пределы. Отвечают. Да, инсульт, сразу, как вышла на пенсию. Проблемы с памятью. Формулы помнит, людей частично. Сына помнит. Какое счастье. Сына помнит. Бог с нами, учениками, но семья - святое. Формулы помнит. Куда теперь пригодятся эти формулы. Почему эти формулы не помогли восстановиться её памяти…
 И снова всплывает её лицо. Глаза василькового цвета. Они не состарились! Это то, что выделило её среди толпы. Это то, что запомнилось мне, серой мышке. И ведь на самом деле мы много с ней говорили, в дни моего детства. Много отвечала у доски,  решала примеров и задач, а запомнился, врезался в память разговор глаза в глаза.
Разговор васильков с вишнями.