Бенедиктинское аббатство Андекс в Баварии

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото. Монастырь Андекс. Автор: Peter Ammel / Panther Media 


I.
 
Бенедиктинский мужской монастырь Андекс расположен на вершине 700-метровой Святой горы, недалеко от озера Амерзе в Верхней Баварии. На площадке возле большого поклонного креста можно полюбоваться монастырским садом целебных растений у подножия горы, разноцветными черепичными крышами крестьянских домов, аккуратными земельными участками жителей баварской деревни Андекс, а за нею – бело-голубой короной Баварских Альп.
 
Впервые о поселении Андекс упоминают документы 1080 года. Его история тесно связана с графами Андехскими и герцогами Меранскими. Представители Андексской династии относятся к знатному роду, доминировавшему во второй половине XII – начале XIII века на юго-востоке Священной Римской империи. Эта династия получила свое название по родовому замку Андекс. Однако ее представители владели и другими обширными землями в Верхней Баварии, Франконии и Тироле и занимали несколько престолов в различных графствах и герцогствах. Предкам этого знатного родa ещё в IX веке принадлежали огромные земельные владения, куда входило и поселение Андекс.

Имеется несколько версий происхождения Андексской династии. Согласно одной теории, родословие Андексов ведет свое начало от известного графа Рассо (ок. 900–954), военного деятеля, паломника, а ныне и святого неразделенной Церкви, правившего в Верхней Баварии в середине Х века.

Религиозная история Андекса началась в конце Х веке, когда граф Рассо привез из Святой Земли несколько реликвий: среди них – фрагменты Креста Господня, Тернового венца Спасителя и др., что впоследствии и положило начало богатому собранию святых андексских cвятынь «Heiltums» (10, c. 175). Документы свидетельствуют, что уже в 1128 году по инициативе правившего в 1130–1151 гг. графа Бертольда II († 1060 ?) Диссенского, Плассенбергского и Штейнского состоялось первое паломничество для поклонения христианским святыням в Андексе.
Предположительно, эти ценные реликвии были выставлены тогда для обозрения пилигримам в небольшой часовне Св. Николая, находившейся в замке Андексских графов. Стены и фундамент этого укрепленного замка находились на месте современного монастыря Андекс (1, с. 567). Сам же замок с названием «Андекс» был уже известен в Баварии в 1132 г. (2, с. 618).

В 1208 году он был разграблен и частично разрушен (там же). О судьбе христианских сокровищ в те времена известно лишь то, что они были надежно спрятаны и обнаружены лишь в 1388 году. Долгое время ценные реликвии хранились в Мюнхенской Резиденции баварских королей и возвращены в Андеккс только в начале XV века (Там же). Вслед за этим событием возобновилось и андексское паломничество. В 1430 г. благодаря пожертвованиям пилигримов была восстановлена замковая часовня, которую значительно расширили и стали называть Андексской церковью.



II.

Ныне в баварское небо над Святой горой устремлен шпиль 60-метровой колокольни при монастырской церкви (1420–1425 гг.), освященной в честь Святителя Николая, епископа Мирликийского и св. Елизаветы Венгерской (1207–1231). Прежнее здание этой церкви и примыкающие к ней монастырские постройки в 1699 г. были дотла сожжены ударом молнии (2, с. 618). В справочной литературе интерьер церкви, перестроенный в стиле баварского рококо архитектором Иоганном Баптистом Цимерманном (1680–1758), датируется 1755 г. Во время  секуляризации  (1803) монастырь был упразднён, но уже в 1850 году король баварский Людвиг I купил Андекс и восстановил монастырь в качестве подворья мюнхенского аббатства святого Бонифация.

С давних пор монастырь Андекс является крупнейшим в Германии центром паломничества и вторым по популярности паломническим местом в Баварии (после Альтэттинга). Католиков привлекают сюда несколько монастырских часовень с ценными реликвиями, вотивными картинами и 250-ю восковыми свечами из пяти столетий ( одна из них высотою 2 м 40 см),  чудотворная статуя Богоматери (1468), укрепленная на нижнем ярусе главного алтаря, изображение «Непорочноe зачатиe» художника Ганса Деглера (1609), металлический «Крест победы» императора Карла Великого.

Некоторые паломники  готовы снять со стены в монастырском дворе посильный по размеру и весу деревянный крест, возложить  его на  свои плечи   и  далее пронести по кругу с молитвой. Один из таких больших вотивных крестов подарил монастырю неизвестный немецкий военнопленный. Он остался  в живых  и  возвратился после Второй мировой войны в родную Баварию, о чем свидетельствует надпись на дубовой перекладине.


III.

В дни крупных религиозных праздников на галерее алтаря выставляются сохранившиеся святые реликвии. Во все другие дни надо звонить в бюро информации монастыря и специально договариваться о дне и часе индивидуального или группового посещения часовни, где хранятся ценные христианские реликвии. Некоторые из них одинаково интересны как православным, так и католикам.
Почитание реликвий, поощряемое письменными  документами  и высказываниями св. Григория I Великого (Двоеслова), чьи мощи благоговейно хранятся в Андексе, распространялось в Западной Европе,  в том числе и в Баварии. В церковных книгах сохранились рассказы о том, с какой любовью рассылал св. Григорий копии ключей от могилы святых апостолов в Риме, в которые якобы вкраплены частицы цепей св. апостола Петра.

Граф Бертольд III Андексский (ок. 1110/15–1188) значительно расширил коллекцию христианских реликвий и передал в дар монастырю собрание, полученное им в 1180 году по наследству от герцога Швабии Оттона II, позже – епископа Бамбергского. Cобиранием и дарением реликвий для Андекса занимались в разные  столетия более 15 знатных персон из Баварии.  Однако история происхождения на Святой горе многих мощей и контактных реликвий так и осталась не до конца выясненной, что, впрочем, характерно и для монастырей Святой Горы Афон.


IV.

1455 год считается годом основания в Андексе бенедиктинского аббатства. Из монастыря на озере Тегернзе прибыли в Андекс первый настоятель и вместе с ним шесть монахов, основавшие  новый монастырь. В 1458 году, за два года до своей кончины, баварский герцог  Альбрехт III Благочестивый (1401–1460) в память о своей любимой и трагически погибшей девушке Агнес Бернауэр (Бауэр) решил передать основанному им же бенедиктинскому ордену замок Андекс.Герцога Альбрехта III называли в народе глубоко  религиозным человеком, поэтому  монахи похоронили его тело в стенах монастыря.

Родовой замок Андекс превратился в бенедектинский монастырь, а гора, где он расположился, стала именоваться Святою. В устав монастыря были положена строгая аскеза и беззаветное служение Господу, отображенные в девизе – «Молись и трудись!». C 1455 г. андексские монахи  постепенно расширили свою хозяйственную деятельность и стали варить пиво нескольких сортов. Монастырский устав называл пиво не только «жидким хлебом», но и целебным напитком в дни постов,  поэтому он не очень строго ограничивал монахов в его употреблении. Длинные  по времени строгие посты, во время которых монахи пробовали пиво, переносились ими гораздо легче. В старинных баварских хрониках зафиксированы несколько случаев «исцеления пивом» деревенских жителей Андекса, странствующих пилигримов и самих монахов.
Слава монастыря Андекс, хранившего священные реликвии и варившего в своей  пивоварне «жидкий хлеб», стали все больше притягивать к себе пилигримов из соседних с Баварией земель. Массовое паломничество в баварскую Cвятую гору ведет свое начало со времен Средневековья, когда наряду с Триром и Ахеном монастырь Андекс стал притягивающим магнитом для многих пилигримов. Если верить монастырским документам, то в дни больших религиозных праздников Андекс принимал от сорока до шестидесяти тысяч человек.

В 1976 году  здесь побывало 370 тысяч паломников. В настоящее время в Андекс ежегодно прибывают около 130 паломнических групп и более 30 тысяч организованных паломников (Cм.: 4 и 12). В Германии под брендом «Андекс» успешно продаются семь сортов знаменитого монастырского пива и молочные биопродукты фирмы «Andechser Molkerei», пользующиеся повышенным спросом не только у паломников, но и у многочисленных туристов.


V.

Сохранившиеся в Мюнхенском архиве католического диоцеза Фрайзинга и Мюнхена документы свидетельствуют, что в богатой коллекции «Cвятых сокровищ» (Heilige Schatz) в Андексе были фрагмент пояса св. Марии Магдалины, части облачений св. апостола Петра, св. Николая Чудотворца и многие другие cвятыни (cм.: 3 и 7). Hыне сохранился лишь небольшой фрагмент облачения святого Николая, помещенный в настольный стеклянный реликварий.
 
В течение столетий монастырская коллекция «Святых сокровищ» расширялась, пополняясь новыми реликвиями, среди которых были и мощи раннехристианских святых, которым поклоняются и православные верующие. Так, в 1715 году в коллекции насчитывалось 277 драгоценных реликвий. Многие из них вместе с мощами первых христианских святых навсегда и бесследно исчезли во время секуляризации в начале XIX в., когда в Баварии начался процесс резкого снижения роли религии в жизни общества и превращения церковной собственности в государственную. Некоторые андексские реликварии позже были обнаружены в Мюнхенской Резиденции баварских королей. Почивавшие в реликвариях  мощи святых ныне находятся  под спудом – за музейными стеклянными витринами. После 1803 года в Андекксе осталось всего... 40 реликвариев, причем, многие из сохранившихся реликвий имеют отношение  к католической вере.


VI.

Автором этих строк обнаружены в   Андексе и несколько ценных реликвариев с мощами святых неразделенной Церкви.

1. Мощи cв. Венедикта Нурсийского (ок. 480 – 543 или 547) хранятся  в Скорбной часовне,  в большом серебряном реликварии. Он находится рядом с тремя другими такими же драгоценными реликвариями, где почивают мощи прп. Схоластики Нурсийской; Григория I Великого (Двоеслова), Папы Римского; Льва IX, Папы Римского.

Часть мощей cв. Венедикта(лучевая кость правой руки), почитаемого Прaвослaвной и Католической Церквями, хранится также в баварском монастыре Бенедиктбойерн , в церкви Cв. Михаила ордена иезуитов в Мюнхене и в музее Мюнхенской Резиденции бывших баварских королей, а также в католической церкви Cв. Квирина на озере Тегернзе. Прп. Венедикт является законодателем и реформатором западного монашества, основателем монастыря, получившего в дальнейшем название Монте-Кассино. Исторические сведения и рассказы о жизни преподобного Венедикта содержатся в «Диалогах» святого Григория Великого, папы Римского, и в сочинении «О знаменитых мужах аббатства Монте-Кассино» средневекового хрониста Петра Диакона (XII в.).

2.Мощи св. Схоластики Нурсийской  (ок. 480 – в 535 или 542 ) тоже хранятся в Скорбной часовне.  Она была игуменьей и  сестрой-близнецом св. Венедикта (Бенедикта) Нурсийского. Родилась в Нурсии, как и ее брат, она с юных лет была предана Господу. Жила в монастыре в Subiaco, а затем в монастыре Монте-Кассино, где ее один раз в год посещал брат. Схоластика основала женский монастырь в близлежащем от Монте-Кассино селении Пломбариола, который управлялся по тому же строгому уставу, что и мужской монастырь. Традиционно считается первой бенедиктинской монахиней и одной из первых игумений на Западе. Св. Григорий Двоеслов, родственник св. Схоластики, в своих трудах рассказывал о чуде, произошедшем по ее молитвам. Спустя три дня после смерти Схоластики, св. Венедикт увидел ее душу в виде голубя, восходящего к небу. Похоронена она в одной могиле с братом-близнецом, прп. Венедиктом. Память святой отмечается 10 февраля.

3.Мощи св. Григория I Великого (Двоеслова), Папы Римского (ок. 540 или 590 – 604) находятся в серебряном реликварии в Скорбой часовне. Память святого Григория Богослова в Православной Церкви отмечается 12/25 марта, в Католической Церкви – 3 сентября. На Западе считают, что под руководством этого святого «началось обращение  германских народов» (8, с. 95). Св. Григорий I Великий (Двоеслов) происходил из старинного римского патрицианского рода Анициев, представители которого издавна исповедовали христианство и из которого вышли несколько Римских пап. Св. Григорий Великий рос и воспитывался в благочестивой семье. Его отец был одним из семи римских регионариев. Юность святого совпала с непродолжительным временем восстановления в Италии римско-византийских, культурных традиций. Поступив на государственную службу, св. Григорий ок. 573 года стал одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество. Он основал 6 монастырей в наследственных поместьях на Сицилии и в 574/575 годах превратил свой дом в Риме в монастырь во имя св. апостола Андрея Первозванного.

Распродав оставшееся имущество, св. Григорий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в Андреевском монастыре простым монахом в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений. Его монашеская жизнь длилась всего четыре года. Вскоре он был призван к церковному и общественному служению: в 577/578 годах против его воли он был рукоположен, вероятно, во диакона-регионария, а примерно через год был послан в качестве папского представителя – апокрисиария в Константинополь.

В конце 585 или начале 586 года был отозван в Рим, где вновь вернулся в свой монастырь и, вероятно, стал его настоятелем. В это время св. Григорий являлся одним из ближайших советников Папы Римского Пелагия II, после смерти которого в феврале 590 года духовенство и народ решили единодушно избрать его новым Папой Римским. В сентябре 590 года он был рукоположен во епископа и возведен на Римский престол, став первым Римским Папой из монашествующих. Это был первый писатель и монах на римской епископской кафедре (8, с.95). Его сочинения откладывают отпечаток на церковной жизни Западной Европы, в том числе и в Баварии. Здесь христиане  охотно читали его сочинения. Верующим были дороги распространяемое в его трудах упрощенное и подробное изложение христианских традиций. Бенедиктинским монахам были дороги его описания жизни и чудесных деяниях отцов Церкви, в частности, описание жизни Венедикта Нурсийского.

Сообщения о чудесных деяних и видениях значительно усиливали средневековую веру в чудеса (8, с. 95). В проповедях св. Григория верующие обращали внимание на его мысли о чистилище и аде, о каре о чудесах святых и ангелов, становившихся основным объектом веры. На cвоем посту в Вечном Городе св. Григорий взял на себя заботу и о гражданском благосостоянии страны. Св. Григорию пришлось заниматься политическими проблемами с целью заключения перемирия с лангобардским герцогом Сполетия (ныне – Сполето) Ариульфом, который в 592 г. грозился захватить Рим. При св. Григории начался постепенный процесс перехода лангобардов, бывших частью арианами, частью язычниками, в Православие. Он выступал проводником имперской политики на Западе, поэтому на Западе он считается «отцом» средневекового папства. Св. Григорий всемерно укреплял церковную дисциплину и расширял благотворительность. В 595 году под его председательством состоялся большой поместный Собор Римской Церкви, где были приняты документы, касавшиеся церковной дисциплины и богослужения. В центре внимания св. Григория была также миссионерская деятельность. Немало усилий он прилагал к обращению в Православие лангобардов. В последние годы жизни cв. Григорий тяжело болел, почти не вставал с постели. Cв. Григорий имел болезненную натуру: он страдал подагрой. В день кончины он был погребен в портике базилики Св. апостола Петра в Риме. На саркофаге с мощами св. Григория была выгравирована эпитафия, называвшая его «консулом Божиим». После его смерти на Западе начали распространяться легенды и сочинения, посвященные его личности.
Ему приписывали деяния, в которых он либо вовсе не принимал участия, либо участвовал, но  в малой мере (8, с. 95). Имя «Двоеслов», закреплённое за Григорием Великим в православной традиции, связано с названием одного из его трудов – «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». По данным «Православной энциклопедии», открытие мощей св. Григория произошло в 826  г. в Риме с разрешения императора Людовика Благочестивого.
История появления части мощей св. Григория в Андехсе до конца не выяснена. С XVI в. пребывание части главы св. Григория фиксируется в Кёльне. В Андехсе мощи св. Григория могли появиться значительно раньше – в конце Х или ХII в.
 
С именем  св. Григория связан и андексский реликварий «Три святых хостии» (Heiligen Drei Hostien), где хранятся  две части пресного хлеба св. Григория и однa часть хлеба св. Льва IX.

3.Мощи Льва IX, Папы Римского  хранятся в серебряном реликварии в  Скорбной часовне. Лев IX (в миру – граф Бруно Эгисхейм-Дагсбург; нем. Bruno von Egisheim-Dagsburg; 1002–1054; двоюродный брат императора Конрада II и дальний родственник Генриха III; 1039–1056) (Cм.: 9). День памяти Льва IX, «германского» Папы Римского ( правил с 12 февраля 1049 г. по 19 апреля 1054 г.) – 19 апреля. Причислен Римско-католической церковью к лику святых. С 1026 года Лев IX был епископом во французском Туле, проявившим себя ярым сторонником реформы Церкви. Он положил начало спорам по поводу инвеституры и безбрачия духовенства. Выступал за повышение морального уровня духовенства. Проявил себя решительным борцом с «симонией» – системой замещения церковных должностей посредством купли-продажи, практиковавшейся римскими папами в средние века с целью извлечения доходов. (По имени библейского волхва Симона, который, по легенде, хотел купить у апостолов секрет творить чудеса). В апреле 1049 г. Лeв IX созвал собор в Риме, который сместил ряд епископов. В октябре того же года созвал собор в Реймсе, где в местном соборе повелел выставить на алтаре гроб с мощами св. Ремигия. (Св. Ремигий Реймский или cв. Реми; ок. 437–533 – епископ Реймский, апостол франков). Считается, что именно он обратил в христианскую веру салических франков, крестив 25 декабря 498 г. первого короля из династии Меровингов Хлодвига I с 3000 его воинов и приближенных. Это один из ключевых моментов в истории европейского христианства. С тех пор Реймский собор стал местом, где в будущем короновались французские короли. Каждый из присутствовавших на соборе епископов и аббатов должен был поклясться перед этими мощами, что он не виновен в грехе «симонии». Лев IX был первым из понтификов, кто после 250-летнего перерыва отважился совершить поездки к северу от Альп. Стремление Льва IX подчинить себе юг Италии, находившийся под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриарха, послужило толчком к острому конфликту с Византийской церковью. Конфликт этот породил
 «Великий Раскол», т.е. тот церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе. В 1054 году Папа Римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 г. латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария.

Eго «канцлер» Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и через три месяца после смерти Льва IX 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Вскоре произошло разделение церквей на Католическую и Православную.
 
4.Мощи св. Серены Римской хранятся в  реликварии  Крестовой часовни. Она считается одной из первых христианских мучениц III века. День ее памяти отмечается 16 августа. Время ее жизни и дата смерти неизвестны. Согласно легенде, св. Серена была бывшей женой Диоклетиана (236/245 – 313/316), прежде чем он стал императором. Однако исторически не доказано, что она была супругой императора Диоклетиана. В «Католической энциклопедии» отмечается, oна была «римской матроной» и «ее обратил диакон Кирияк». В Древнем Риме почётное звание «римская матрона» имела только «свободнорождённая замужняя женщина, пользующаяся хорошей репутацией и принадлежащая к высшему сословию». Матрона находилась под протекцией главы семьи и уделяла основное внимание заботе о детях, домочадцах и домашнем хозяйстве. Римская матрона не занималась ни политической и ни государственной деятельностью. Согласно легендам, cв. Серена утешала христиан и защищала их от преследований со стороны императора Диоклетиана. По другим данным, она жила и скончалась в изгнании не как мученица в Фоглии, ныне это – Мальяно Сабина в регионе Лацио, где тоже хранятся ее мощи. Св. Серена считается покровительницей региона Лацио.


VII.

Реликвии Андексa более тысячи лет назад собирал причисленный к лику святых граф Рассо (Радбод, Рато) Андексский и Диссенский. В Х-м столетии этот граф родом из поселения Диссен вместе с баварцами вел борьбу против вторжения мадьяр на земли вокруг Андекса и озера Амерзе. В истории церкви Баварии этот граф известен и как пилигрим, отправившийся в 955 году в Святую Землю и в Рим, где он хотел отдохнуть от своих военных подвигов, покаяться, замолить свои грехи и собрать ценные христианские реликвии.

В церковных документах сохранилось более 12 тысяч отчетов, где между 1444 и 1728 гг. зафиксированы многие случаи различных чудес, приписываемых графу Рассо. Когда в 1468 г. в баварской деревне Графрат его останки были эксгумированы, ученые установили, что рост причисленного к лику святых графа Рассо составлял около 2 метров. Его мощи находятся ныне в стеклянном саркофаге церкви Графрата в Верхней Баварии, примерно в 10 км к юго-западу от Фюрстенфельдбрюка и в 30 км от Мюнхена.

Церковь c мощами святого Рассо Андексского и Диссенского уже несколько столетий в баварском народе называют паломническою. Те верующие, кто хорошо знают историю бенедиктинского монастыря Андекс и прибывают поклониться его христианским святыням, направляются на машинах или идут пешком в Графрат, чтобы помолиться там у мощей св. Рассо (день памяти 19 июня) – первого собирателя христианских реликвий Андекса.


VIII.

Монастырь Андекс, где ныне живут и молятся около 40 монахов-бенедектинцев, является местом  упокоения  композитора и музыкальный педагога Карла Орфа (Carl Orf; 1895 —  1982). Он прославился сценической кантатoй «Carmina Burana» («Песни Бойерна»). Музыка создана  композитором на стихи из рукописи XIII в., найденной в 1803 году в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн (Beuern, лат. Buranum).  В летнее время в монастыре Андекс проводится музыкальный фестиваль, посвященный композитору Карлу Орфу, чей прах находится в Скорбной часовне.

Литература.

1. Brockhaus – die Enzyklop;die: in 24 B;nden. – Erster Band. – Leipzig –Mancheim: «Brockhaus GmbH», 1996.
2. Lexikon f;r Theologie und Kirche. Erster Band. – Freiburg-Basel- Rom-Wien: «Herder», 1993.
3. Mons Sanktus Andechs in superiori Boiaria. – Muenchen, 1695.
4. Andechs-Bayerns heiliger Berg. – Regensburg:"Schnell & Steiner", 2012.
5. Augsburger Wallfahrtsbuch. Selbstverl. des Wallfahrer-Vereins. – Augsburg, 1858.
6. Bilgri A. Das Kloster-Andechs-Fastenbuch. – Augsburg:"Sankt-Ulrich-Verlag", 2002.
7. Beschreibung des heiligen Berges Andex in Oberoiern und des hochwuerdigen, welcher sich daselbst befindet. – (Bavaria?),1781.
8. Chronik des Christentums. – Goetersloch/M;nchen: «Chronik Verlag im Bertelsmann.Lexikon Verlag GmbH», 1997.
9. Gresser G. Die Synoden und Konzilien zur Zeit des Reformpapsttums in Deutschland und Italien von Leo IX. bis Calixt II. 1049–1123. – Paderborn 2006.
10. Baar A. Kl;ster in S;ddeutschland.  M;nchen: "Polyglot Verlag GmbH", 2007.
11. Райан Д. П. Загадки Библии. – Москва: Астрель, 2011.
12. Aigner T. Die Chronik von Andechs und der fr;he Buchdruck.-Edition Andechs, Bd. 1, (без г.).
13. Холодюк А. Г. Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга. – Киев : АДЕФ -Украина, 2015. – 271 с. : ил.
14. Холодюк А. Г. Бавария. География христианских святынь и реликвий. – Киев : АДЕФ -Украина, 2015. – 295 с. : ил.