(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)
Во время моей встречи с Еленой Николаевной Зарубиной, она любезно предоставила мне ксерокопии двух документов, которые я считаю нужным воспроизвести без изъятий и каких бы то ни было комментариев на этих страницах, хотя бы просто для того, что бы сохранить их для истории. К тому же, к истории самой «Свечи» они имеют самое прямое и самое непосредственное отношение.
Вот текст первого документа:
«Каждый ребёнок имеет право на образование. Каждый ребёнок имеет свою зону развития. Дети с серьёзными психоневрологическими нарушениями считаются в нашей стране необучаемыми и лишены этого права, несмотря на соответствующие статьи Конституции и Конвенции о правах ребёнка.
В Европе имеется 80-летний опыт работы с такими детьми. На базе этого опыта работают пока малочисленные лечебно-педагогические организации в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Екатеринбурге и др. 7 лет назад обратилась к этому опыту детский врач-психиатр Москвичёва Н. А., пытаясь создать такое учреждение в Ростове. За нею стояли родители детей, которых не принимали в детские сады и школы и о судьбе которых предлагали «не беспокоится», сдав ребёнка в интернат.
Годы поиска единомышленников, возможных путей существования инициативы, помощи и материальной поддержки, помещения…
В течение трёх последних лет идут систематические занятия с детьми. И только год они проходят в постоянном помещении. Этот дом был приобретён на средства, собранные в Нидерландах лечебным педагогом Флёр де Косте, в течение четырёх лет консультирующей наших детей и педагогов. Дом передан в дар Ростовской региональной общественной организации инвалидов «Путь к себе», которая состоит из родителей детей-инвалидов и инвалидов, поддерживающих это начинание.
На базе общества работает лечебно-педагогический клуб «СвеЧа» (С верой в человека), занимающийся реабилитацией и социальной адаптацией детей с множественными нарушениями (ДЦП, аутизм, олигофрения, эписиндром, синдром Дауна и др.).
С детьми работают специалисты, прошедшие специальную подготовку:
Психиатр – стажировка в клиниках и лечебно-педагогических учреждениях Германии, Швейцарии, обучение лечебному массажу в Чехии;
4 лечебных педагога – обучение в лечебно-педагогическом институте г. Москва, Санкт-Петербург;
Психолог – стажировка в лечебно-пед. учрежд. Германии, Швейцарии.
Такая основательная подготовка говорит о серьёзном намерении коллектива поставить это новое дело на должном уровне. Но долгие годы голого энтузиазма и альтруизма истощают наши моральные и физические силы, а работа с такими детьми требует полной самоотдачи.
Общество и клуб существуют за счёт членских взносов. Нам очень трудно содержать дом, приводить его в соответствие со стандартами детских образовательных учреждений.
Большую помощь в проведении реконструкции дома оказал нам благотворительный Фонд Германии. Они просили перечислить, к кому мы обращались за помощью и какие получили ответы. Помогая подобным инициативам в России, они пришли к убеждению – если инициативу не поддерживают местные организации, значит она не нужна и у неё нет будущего. Мы не смогли ответить на этот запрос т. к. наши письма к депутатам, директорам предприятий остались без ответа, либо был получен отказ по телефону со ссылкой на собственные затруднения.
Насколько существует потребность в подобном учреждении мы убеждаемся, когда к нам приходят родители детей, которых не берут ни в одно детское учреждение. Сейчас у нас 12 детей. Мы могли бы принять 18 – 20 детей, но нам необходима помощь и поддержка со стороны государства. Без такой поддержки хорошее начинание может погибнуть.
2003-ий год объявлен годом Инвалидов. Помним ли мы об этом?
Председатель РРООИ «Путь к себе» С. В. Алдабаева
Сотрудники клуба «Свеча»
Н. А. Москвичёва
Е. А. Фомина
М. В. Покровская
Т. И. Недельницина
Е. Н. Зарубина»
Второй документ являет собой текст поздравления по поводу окончания в «Свече» очередного учебного года. Вот его текст:
« ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!
Поздравляем Вас с окончанием учебного года!
Учились мы все.
Наши дети – простым вещам, которые для них ох как трудны.
Мы учились терпению, упорству в поисках ответов на вопросы, которые ставил перед нами каждый ребёнок.
Вы укрепляли свою веру в возможности Ваших детей, воспитывая волю, дважды в день преодолевая путь от дома Вашего к дому нашему.
Давайте оглянёмся на прошедший год, но сначала решим, как мы будем на него смотреть.
Есть хороший тест: ставят полстакана воды и просят сказать, что это.
Пессимист говорит – стакан наполовину пустой.
Оптимист утверждает, что стакан наполовину наполнен.
Настрой пессимиста влечёт за собой разочарования, недовольство жизнью, пассивное восприятие мира.
Оптимист верит в лучшее, ищет положительное во всём, он умеет радоваться жизни.
Мудрецы говорят: «Твоя жизнь есть то, что ты о ней думаешь».
Дети с ограниченными возможностями имеют несовершенное тело или несовершенно проявляют себя в нашем мире. Но дух этих детей здоров, на него-то мы и должны опираться. Душа их осознаёт собственное несовершенство, она страдает, но в страданиях очищается. А может быть, несовершенен наш мир, который пока не может принять их такими, какие они есть, дать им возможность жить по-своему. Встреча с такими детьми и взрослыми должна рождать в душе глубокое уважение к ним, к Пути, который они выбрали. Философия, на которую опирается лечебная педагогика, утверждает, что нельзя понять причины возникновения «нарушений», если рассматривать только настоящее воплощение. Мы с Вами работаем во многом на будущее воплощение наших детей. Это понимание расширяет перспективу, даёт не только новые силы, но и умение радоваться самому малому достижению ребёнка.
50% успеха Ваших детей зависит от Вас, их родителей.
Такими же малыми шагами в работе над собой нужно пытаться менять своё сознание в понимании – что такое «нарушение в развитии». Только изменив своё отношение к людям с нарушением, мы можем рассчитывать, что изменит отношение к ним и общество.
«Хочешь изменить другого – измени прежде себя», - говорят мудрецы.
Каждому из Вас выпало в жизни испытание. Мы тоже взяли на себя нелёгкую ношу. Но мы чувствуем, что, работая с детьми, поддерживая Вас, мы сами многому учимся, и это даёт нам силы. Дорогу осилит идущий!
В следующем году мы продолжим встречи в нашем «Родительском клубе». Любой Ваш вопрос, Ваше сомнение могут стать темой нашего разговора.
И ещё, мы дарим Вам книгу, написанную педагогом от Бога Ш. А. Амонашвили. Её нельзя прочесть и отложить. С ней нужно работать, чаще к ней обращаться, размышлять над мудрыми словами. Наша организация называется «Путь к себе», книга – верный проводник на этом Пути.
С уважением
Психолог клуба «Свеча» Зарубина Елена Николаевна»