Арт-терапевт Елена Владимировна

Анатолий Кульгавов
 (Глава из  публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

Елена Владимировна Жданова работает в младшей группе «Свечи». Она – арт-терапевт.

Первое образование Елены Владимировны – Донской Государственный Технический Университет, где в своё время приобрела она специальность инженера по стандартизации сертификации. Сейчас она заканчивает Южный Федеральный университет, педагогический институт, факультет изобразительного искусства, а ещё – учится в Екатеринбурге на арт-терапевта.

В «Свечу» пришла два года назад, в феврале, теперь уже пошёл третий год её работы здесь.

О том, как пришла сюда, сама Елена Владимировна рассказывает так:
 -У меня есть знакомая, которая давно дружит с Натальей Александровной. Она и предложила мне сюда сходить. Просто, ради интереса. Дважды я и зашла, именно – ради интереса.

Первый раз пришла как бы на официальное открытие, когда был только приобретён вот этот самый домик.

Получив своё первое образование, Елена Владимировна работала на заводе «Квант», связанном с космическим приборостроением в должности инженера-метролога, потом – также, в должности инженера-метролога – на Ростовском Электровозоремонтном Заводе. Проработав некоторое время в области техники, связанной с точными приборами, с измерениями, решила начать рисовать. Как сама признаётся: «Просто захотелось». Нашла себе педагога, с которым занималась индивидуально и который, в конце концов, посоветовал ей поступить в соответствующее учебное заведение.

Здесь, кроме всего прочего, следует отметить такую деталь. Рисование требовало совершенства. На всё было нужно время. А тогдашняя работа Елены Владимировны практически времени не оставляла. Помимо того, по признанию Елены Владимировны, работа перестала её удовлетворять, хотелось именно творчества, хотелось чего-то нового, чего-то другого. Постепенно созрела мысль, оставить работу, и искать, в самом деле, что-то другое. Так и пришла идея пойти на работу в «Свечу», не смотря на тот факт, что работать здесь крайне тяжело, да и дети достаточно сложные.

-Меня, как будущего художника, - говорит Елена Владимировна, - интересовала арт-терапия. Она заинтересовала меня и в плане профессии, да и для самой себя, больше, чем просто в плане профессии. Заинтересовала арт-терапия, как лечение посредством искусства. Как только пришла сюда работать, поступила на семинар по арт-терапии. Сразу на второй курс поступила. И сейчас занимаюсь.

Перед началом урока Елена Владимировна готовит материал: кисточки, краски, планшеты, тряпичные салфетки, тазик с водой, чтобы мочить бумагу, поскольку здесь применяется техника живописи «мокрым по мокрому», при которой бумага смачивается водой. Это всё бывает приготовлено к тому времени, когда дети возвращаются с обеда, поскольку, в соответствии с составленным расписанием, урок рисования бывает после обеда. Начинается он, как, собственно, и все остальные уроки, с колокольчика, являющегося здесь настоящим символом, возвещающим начало и конец урока. После того, как Елена Владимировна при помощи колокольчика возвестит о начале урока, остальные педагоги садятся возле тех детей, которым в процессе данного урока требуется помощь. А Елена Владимировна начинает непосредственно урок. Включается свет возле доски. Это делается для того, чтобы акцентировать внимание детей на доске, где и разворачивается действие. Перед тем, как включить свет, Елена Владимировна рассказывает детям о теме урока. В первом классе подопечные «Свечи» проходят сказки. Есть отдельный урок, где читаются сказки. А на уроке живописи рисуют что-то, с этими сказками связанное. Это необходимо для того, чтобы ребёнок лучше пережил, лучше прочувствовал то, о чём в тех сказках говорится.

В конце урока живописи устраивается небольшой просмотр. Рисунки выносят к доске, рассматривают. Этот процесс сводится к тому, что отмечаются достоинства каждого рисунка.

Помимо живописи Елена Владимировна преподаёт ещё рисование форм. Общие принципы и методы преподавания в процессе этого урока фактически те же, что и на уроке живописи. Ту или иную форму Елена Владимировна открывает детям при помощи образов. Например, круг похож на солнышко.

-Для того, чтобы ребёнок лучше прочувствовал форму, - рассказывает Елена Владимировна, - мы стараемся дать ему не только изображение, но и движение.