Врач-эвритмист Марина Николаевна

Анатолий Кульгавов
 (Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

  Марина Николаевна Сазанова – врач-эвритмист. В прошлом – архитектор. Проработав по этой специальности, Марина Николаевна уехала в Москву, где поступила в Московскую Академию Эвритмического Искусства. Этому предшествовало то, что лет пять к тому времени Марина Николаевна изучала антропософию. Как она сама говорит, вспоминая о том периоде своей жизни:

-Хотелось заняться тем направлением, импульс которому дала антропософия. А ещё хотелось совместить духовные потребности с тем, в чём работаю. Тогда я работала в архитектуре. Работала, по сути дела, ради заработка. Не было творчества. Тогда везде преобладала типовая архитектура. Проявить себя практически не удавалось. Не было возможности заняться антропософской архитектурой. А искусство эвритмии и вальдорфская педагогика уже проникли в нашу страну. В 1990м году в Москве уже существовала школа эвритмии. В 1993м году возникла эвритмическая академия. В 1994м она прошла аккредитацию. Кроме того, я хотела дать моему сыну вальдорфское образование, потому что, по моему глубокому убеждению, вальдорфская педагогика – это лучшая педагогика на настоящий момент. Она даёт человеку всестороннее развитие – и умственное, и духовное, и телесное, видя в человеке не только машину, пусть даже и – интеллектуальную машину. Я определила сына в вальдорффскую школу. Тогда она носила название «Свободная вальдорфская школа». Кстати, сейчас её сделали государственной, присвоив ей номер. Вслед за ней открылась вальдорфская школа «Семейный лад», чуть позже – ещё одна «Путь зерна». Сейчас и ещё одна открылась. Сын мой тогда пошёл в вальдорфскую школу в четвёртый класс. Мне тогда хотелось заниматься антропософией, так сказать, не в отвлечённом философском плане, а именно в плане практической деятельности.

  Тогда Марина Николаевна поступила в упомянутую выше академию, которая была зарегистрирована в Министерстве Культуры, и после её окончания выдавались дипломы государственного образца. Среди прочих предметов там преподавались: история, философия, экономика, история искусств, история философии, пение, сольфеджио, актёрское мастерство. Закончив академию, Марина Николаевна получила диплом по специальности: Актёр пластического театра (театра эвритмии) – преподаватель эвритмии. По словам самой Марины Николаевны: «Это – педагогически-актёрская специальность».

-Многие из нас, - рассказывает Марина Николаевна, - работают в театре. Кто-то преподаёт в вальдорфских школах. Можно в любом пластическом театре работать.

Кроме того, Марина Николаевна в течение двух с половиной лет, без отрыва от работы, посещала занятия Санкт-Петербургского лечебно-педагогического семинара, где получила диплом по специальности: Лечебный педагог – социальный терапевт.

После учёбы в академии Марина Николаевна работала в лечебно-педагогической школе, носившей имя Святого Георгия, находившейся в Москве.

-Лечебная педагогика, - отмечает Марина Николаевна, - это новый импульс в коррекционной педагогике, который дал Штайнер. Это новый взгляд на понимание и лечение детей с нарушениями в развитии.

Проработав в школе Святого Георгия восемь лет, Марина Николаевна вернулась в Ростов-на-Дону. Но за эти годы она успела окончить ещё одно учебное заведение – Московскую школу терапевтической эвритмии, где приобрела специальность лечебного эвритмиста, получив соответствующий диплом.

Именно Марина Николаевна поставила с подопечными «Свечи» спектакль «Ромео и Джульетта», упоминавшийся в одной из глав в начале нашего повествования. На пасхальном празднике, где дети и сотрудники «Свечи» демонстрировали своё умение, и всё то, чем они занимаются на протяжении учебного года, Марина Николаевна, вместе с детьми, показывала развивающие игры, активно используемые в процессе лечебно-педагогической деятельности.