Чудаки

Валерий Малыхин
     Слышал такое выражение «Чудаки движут миром». Думаю, что так оно и есть. Во всяком случае, жизнь с чудаками становится веселее. Несомненно, и моей жизни встречались чудаки.

     Хотелось бы рассказать об одном из них. Владимир Рязанов, познакомился с ним в феврале 1979 года в нашем Эсперанто-клубе. Тогда ему было 22-23 года. Владимир учился в университете на юрфаке.

      Мне рассказали забавную историю , связанную с Володей Рязановым. Летом 1978 года был Эсперанто-лагерь под Барнаулом. Лагерь уже закончился: участники находились на вокзале в ожидании поезда. Володя был одет в мятые брюки, в футболку не первой свежести и засаленную кепку. И вид у него был несколько помятый и небритый. Может, ночь не спал, поэтому и устал. Эсперантисты не обращали внимания на этого человека, уже привыкли. У Владимира был слегка затуманенный взор. Он гулял по перрону, никого не трогал. Вдруг к нему подходят двое в штатском и спрашивают: «Ты из лагеря?» Рязанов без задней мысли отвечает: «Да, из лагеря!» Один из подошедших спрашивает: «А справка из лагеря есть?» Володя задумался, а потом нашёлся: «Справку не проблема взять, хоть сейчас. Только к своему руководству обращусь!»

      Двое в штатском  приняли Рязанова за человека из лагеря, из мест не столь отдалённых. Его вид не внушал доверия. Они взяли Владимира под белые рученьки и повели разбираться на вокзал. Хорошо, что это видел Сапожников Владимир Сергеевич, президент нашего Красноярского Эсперанто-клуба. Он подошёл к тем,  двоим, которые вели Рязанова куда следует и разрулил ситуацию, сказав, что все они из Эсперанто-лагеря и ждут поезда. Сапожников сказал: «Отпустите этого человека, это – наш эсперантист. Просто вид у него уставший». Двое в штатском переглянулись и поняли, что взяли по ошибке не того и отпустили «лагерника», и ещё долго смеялись над этим. Рязанов, конечно, был благодарен руководителю своего Эсперанто-клуба.

     Приходилось ли мне самому быть чудаком? Ответ положительный.

     Весной 1981 года я демобилизовался. Моё лицо было слишком загорелым от палящего солнца Монголии, и окружающим казалось, я нахожусь под градусом. В ГорДК шёл какой-то концерт, эсперантистов попросили подвинуть рояль около сцены. Я согласился помочь, мне нетрудно. Двигал рояль с Сапожниковым. Вдруг какая-то администраторша возьми и скажи: «Зачем Вы позвали выпившего человека? Это ведь культурное заведение!» Владимир Сергеевич вступился за меня, сказав: «А этот вообще не пьёт! Просто лицо у него такое загорелое. И глаза уставшие. Со стороны кажется выпившим, но это не так. Не верите? Он может дыхнуть!» Женщина-администратор поверила солидному человеку и не стала задавать лишних вопросов.

      Ещё не раз цвет моего лица вызывал подозрение со стороны людей, которые не знали меня лично.

     Хотелось бы рассказать ещё об одном чудаке. В моём доме на правом берегу жил и живёт Константин Чирков, человек пенсионного возраста, работавший водителем троллейбуса  в 90х годах прошлого века. Этот мужик рассказал мне такую историю.

     В середине 60х годов ему  нравилась итальянская актриса Джина Лолобриджида настолько, что он написал письмо по-русски и отправил в Рим. Костя в письме выразил большое желание получить фотографию известной итальянской киноактрисы с автографом.  Как я его понимаю! Через несколько месяцев Чирков получает бандероль из Италии, открывает и видит фотопортрет Лолобриджиды с автографом. Исполнилась мечта человека! Костя всем друзьям и знакомым рассказал об этом и очень гордился. Дома поставил фотопортрет на самое почётное место. Но радоваться пришлось недолго, его жена устроила ему сцену ревности, сказав: «Ещё и фото любовницы принёс, зараза!» И порвала на кусочки предмет гордости Константина. Объяснять жене, что это не любовница было бесполезно, видимо, не смотрела итальянские фильмы.

     Чирков был в гневе и загрустил. А что делать? Он написал вновь письмо Джине и объяснил, что был счастлив получить её фотопортрет с автографом, но у него сгорел дом вместе с её фото. Просил по возможности прислать её фото ещё раз. Но с тех пор писем из Италии не получал.

      Сейчас Чиркову уже 82 года. Часто звонит мне по телефону домой и просит найти для него металлический доллар. Такого доллара у меня нет. Косте объяснил, что такой доллар можно купить у нумизматов, которые собираются каждое воскресенье в Культурно-историческом центре. Чирков хотел получить металлический доллар бесплатно, но за всё приходится платить.

     На моём пятиэтажном доме на крыше расположены большие вентиляционные трубы, а на каждой из них яркой синей краской написано: ЧУ-ДЕ-СА. Верю, что чудаки делают чудеса. Без них мир был бы скучным и неинтересным.