Швейцарские хроники. Часть 40

Шестакова Евгения
Мой четвертый Цюрих. Часть 4.

Квартал «Нидердорф» и Старый город Цюриха.

Последний взгляд на шпили Кафедрального собора Гроссмюнстер и мы, наконец-то, отправились в старый квартал Цюриха, который называется Нидердорф.

Старый город  в Цюрихе совсем не маленький. В него можно попасть из нескольких мест. Например,  с Центрального Железнодорожного вокзала пешком.  Если не хотите много ходить, можно доехать на фуникулере. Кстати, я этого никогда не делала. Как-то попыталась найти его остановку, но… Ушла опять не туда.

Автоматизированный фуникулёр называется  «Polybahn». Его  протяжённость всего   176 метров. Кабина довольно большая. Она вмещает 40-50 человек. Фуникулер был запущен еще в 1889 году! В такие моменты я всегда думаю – а что же было в Алма-Ате, вернее на ее месте, в 1889 году? Хотя, в прошлом году мы узнали, что Алма-Ате то целых тысяча лет!  А теперь летом будет тысяча и целых три года. Ура, радуемся и машем еще раз. «сарказм». И что-то толп туристов на улицах родного города я не замечаю. Эх, не спешат к нам глупые иностранцы, лицезреть наши тысячелетние красоты.

А вот по улицам Цюриха бродят толпы людей, интересно, в чем же тут дело?!
В конце девятнадцатого века фуникулером в основном пользовались студенты Цюрихского университета. Так им было проще от вокзала добираться до места учебы.
Если у вас есть время, вы находитесь в районе вокзала и хотите попасть в «Нижнюю деревню», а именно так переводится название «Нидердорф», то я бы рекомендовала именно красный вагончик, фуникулёр ходит каждые 3 минуты. Мы же отправились в этот район с «тыла», от Собора Гронссмюнстер, который находится на севере квартала.

Другой вариант названия района говорит нам о том, что он назван по главной улице — Нидердорфштрассе (Niederdorfstrasse). Его протяженность  от площади Централь (Central) до микрорайона Штюссихофштатт (St;ssihofstatt). Централь – это и есть тот самый Железнодорожный вокзал, о котором  я упомянула выше.

Старый город Цюриха способен очаровать любого туриста. Искушенного и не очень. Гуляя по району совершенно не нужно никуда спешить. Хочется рассмотреть каждый дом, каждый балкончик. Этот район полон неповторимого очарования. Тут хорошо.
Так как мы шли группой с экскурсоводом, то я особо не обращала внимания на названия улиц. Мне было все равно, где  я нахожусь. Заблудиться  невозможно. Какие-то участки улиц, дома, магазинчики вспоминались с январской прогулки под дождем.

Чем еще плохо оказаться в таком туре зимой?

Очень быстро темнеет. В январе начинало темнеть уже в 4 вечера. Как раз, когда мы отправились на экскурсию по этому району. Я помню, что к домику Ленина,  и к старой аптеке, и к кафе со старинной кофемолкой, которую показывают всем туристам, мы уже подошли почти в полной темноте. Да еще и под дождем.
Летом светло до десяти часов вечера. Можно смело гулять,  нарезая круги, пока у вас ноги не отвалятся.

В «Нидердорфе» есть два культовых места. Именно сюда в январе мы пришли в сумерках.

Эти два здания стоят друг напротив друга на улице Мюнстергассе. Кондитерские называются Conditorei Schober и Schwarzenbach. В витрине Schwarzenbach стоит работающая машина для обжарки кофейных зерен. Гиды очень советуют всем туристам в свободное время зайти в обе кофейни, взять по пирожному и чашечке кофе, и потом сравнить вкусы и там, и там. Я этого делать не стала. Сладкое я не  очень люблю.

Помню свое разочарование в Королевской кофейне в Вене. Мне реально было жалко денег, заплаченных за кусок шоколадного торта Демель. Он был такой сладкий, и в тоже время сухой, что мне, кроме чашечки кофе, потребовалось два больших стакана воды, чтобы справится с тортиком.

Я лучше съем стейк, чем торт или пирожное.

Я хорошо помню, что в мой первый раз в Цюрихе,   по брусчатке я ходила на каблуках. Потом я повторила эту же ошибку на брусчатке Берлина. Но уже летом. Эти кровавые мозоли я запомню надолго.

С тех пор в путешествия по Европе зимой я надеваю мягкие ботинки, летом - только кроссовки. Я поняла, что красота тут не важна. Важно лишь то, чтобы ноги не уставали, тогда я смогу пройти  раз в 5 больше, чем я бы топала по Старому городу на каблуках. И кроссовки лучше надевать уже разношенные. Как-то для Португалии я купила новые  кроссовки North face. Они мне натерли пятку в первую же прогулку в Лиссабоне. Опять кровавые мозоли, слезы и самый главный вопрос – а как я завтра и в чем буду ходить по городу???

Теперь только разношенные..) Все хватит страдать в пути.

В Египте я уже сама над собой смеялась. Грустно смеялась. Три раза за год мы летали в один и тот же отель. Три раза я в первый вечер натирала разношенными босоножками ноги до крови. И все остальное время отдыха я страдала. Так как в Египте я плаваю с маской и трубкой в гидрокостюме и в специальных мягких сапожках, чтобы не порезаться об кораллы. В сапожки рано или поздно начинает затекать морская вода, а соленая вода на свежие раны от нескольких мозолей – это еще то удовольствие. Если дурак два раза наступает на одни и те же грабли, то у меня вышел тройничок.

Кстати,  в этот раз я была в швейцарских кроссовках Raihle. Им «исполнилось» 10 лет. И они совсем не развалились.  Я их покупала не в Цюрихе. Я купила их у нас в Алма-Ате  в каком-то спортивном магазине. Они стоили 20 000 тг. Курс тогда был 1 доллар – 120 тг.

Сегодня курс составляет 375. Хотя с утра я курс еще не смотрела. *улыбка*.  Может доллар уже стоит все 380 тг.

Ну, так вот,   в Цюрихе такие же кроссовки стоили 400 франков. Такие же точно. Правда,  не было кроссовок моего любимого красного цвета.

А ходить по городам Швейцарии нам приходилось много. Шесть – восемь километров в день с группой, потом вечером еще сам пойдешь гулять.   И ноги совсем не уставали.

Идя по основному маршруту в Старом городе с группой, я часто успевала заглянуть и в переулки. Мне же все интересно!

Наша улица идет вверх, на холм.  Порой в Старом городе Цюриха встречаются весьма значительные уклоны.  На пересечении с улицой Шпигельштарссе,  стоит Кабаре Вольтер.

Дадаизм! Слышали про такое направление в искусстве? Считается, что именно в этом кабаре зародился дадаизм в феврале 1916 года. Смысл его в создании коллажей из газетных вырезок и кусочков бумаги.

В кафе в те годы собиралась литературная богема, устраивались литературные чтения. Здесь часто любил бывать и дорогой товарищ Ленин. Ведь он жил совсем рядом.

Через пару минут мы дойдем до его дома. Дадаизм просуществовал недолго. Все закончилось в 1922 году. И с тех пор Кабаре Вольтер прибывало в полном запустении. Оно возродилось лишь в 2004 году.

Сегодня в нем находится кафе, небольшой сувенирный магазинчик и центр современного искусства.

Знаете, а Ленин был вовсе не дурак! Как и многие другие революционеры, и прочие товарищи из России, которые, якобы, истово радели за судьбу крестьян и простых рабочих на своей Родине. Для проживания в разных городах Швейцарии они выбирали хорошие районы с магазинами, кафе, интересными людьми вокруг. Они не жили где-то на окраинах в хижинах, как нас учили в школе. Вокруг этих домов не было никакой бедности. Богатые, ухоженные, красивые районы с небольшими площадями с обязательными изящными фонтанчиками…

Как же повезло то Ленину! И ведь не только Надежда Крупская была с ним в Цюрихе, но и Инесса Арманд проживала  в соседнем доме. И жена, и любовница, и Цюрихское озеро с лебедями рядом! Крупскую в Цюрихе якобы лечили от базедовой болезни.
Из Интернета - "Бездетному браку Ленина и Крупской  было уже 11 лет. Инессе тогда шел  тридцать первый год, она пережила двоих мужей и имела пятерых детей.
Крупская и Арманд были абсолютной противоположностью друг другу. Общим было только одно – страстное желание участвовать в революционном движении." Ну и,  наверное, желание быть в постели Ленина..)

 А, если судить по фотографиям,  и сравнить внешности этих двух женщин, то становится понятно, почему Ленин сбегал от Крупской к Арманд.
Сейчас мы идем по улице Шпигельгассе, и нам нужен дом номер 14. Ведь именно в нем и жил товарищ Ленин.

Весь район – это узкие улочки, небольшие площади, очень симпатичные фонтаны с чистой, питьевой водой. Дома вокруг нас – четырнадцатого – пятнадцатого  веков постройки. Интересно – каково в них жить сейчас?

Туристу в районе «Нидердорф» очень хорошо! Часто встречаются небольшие ресторанчики и кафе. Балконы многих домов украшают красивые  цветы, деревья и даже целые сады.

Вообще, в этом районе почти все балконы – просто загляденье!  Разглядывая их, мне почему-то сразу вспомнился австрийский город Инсбрук. Там все такое же прелестное. Просто не оторвать взгляд!

На первых этажах  района «Нидердорф» в Цюрихе   находятся  различные художественные  и антикварные галереи.

Если вы захотите пожить в отеле этого района, то все рекомендуют именно отель «Hirschen». Он находится в здании четырнадцатого века постройки. Этот отель остался сзади нас. Перед ним на небольшой площади находится ресторанчик мексиканской кухни. А  сам отель славится своими винными погребами. Я не помню точно, но, кажется, что каждый первый понедельник месяца тут проводится винная дегустация.

Если вы не любите старину, что могу порекомендовать в этом районе  отель  «Wellenberg».  Он был открыт лишь 20 лет назад, но дом, в котором находится этот отель, считается последним построенным домом Старого города. Случилось это в 1940 году.

Вот мы  и дошли до  дома шестнадцатого века постройки, в котором два года жил  Ленин. Сейчас кажется, что дом довольно  серый и убогий по сравнению с другими домами вокруг. Так же мне показалось и в первый раз, когда я увидела этот дом,  в мокрый, темный и холодный январский вечер.

Хотя,  небольшая площадь возле дома летом кажется  довольно уютной, с  высокими, раскидистыми деревьями, которые дают тень. Правда, не знаю, как выглядело это все  в 1916 году, но, почему-то мне кажется, что не хуже.

На какие  деньги жил Ленин в Цюрихе и снимал квартиру? Конечно же, на деньги партии. И он совсем не бедствовал. В прошлый раз нам гид рассказывала историю о том, что  в Швейцарии один день в неделю не работают мясные лавки. Типа как у нас Рыбный четверг. Нельзя вам, граждане, мяса, вот кушайте рыбу.

Но, товарищ Ленин не ел рыбу! Ему нужно было только мясо. И, наверное, Крупская так вынесла мозг владельцу ближайшей мясной лавки, что он стал продавать в этот  день жене Ленина кусок мяса. Кстати, Крупская была очень плохой хозяйкой, готовила она не вкусно, не любила убираться и наводить порядок. Не удивительно, что Ленин бегал к Инессе, которая была и хорошей хозяйкой, да еще и темпераментной любовницей. Крупская же мне напоминает какую-то холодную, безликую рыбину...

Из Интернета - "В коммунальной квартире Ленину и Крупской пришлось соседствовать с семьей сапожника (собственно, хозяином квартиры), многодетным немецким семейством, семейной парой актеров и итальянцем. Работал Владимир Ильич в библиотеке, куда ходил каждый день. Там он дописывал очерк «Империализм как высшая стадия капитализма». Еще одним занятием было чтение лекций рабочим на собраниях в Народном Доме.

Чета Ульяновых покинула свою цюрихскую комнату весной 1917 года, узнав о начавшейся в России революции, и сев на поезд до Петербурга. Прочитали они эту новость в газетах, которые регулярно вывешивались на набережной у озера".
Каждый пройденный квартал  района «Нидердорф»  нам открывает что-то новое, красивое и очень милое. Оригинальные вывески, фонари, разноцветные домики, изящные балкончики…

Дальше мы отправились на одну из  знаковых площадей района «Нидердорф». Забыла, как она называется. Ориентир -  фонтан с рыцарем в латах и с копьем в руках.
Злачное и проституточное место. *улыбка*.  Гей бары, продажные женщины, кинотеатры для взрослых.... Днем тут хорошо! Но,  вот вечером я бы несколько раз подумала – идти ли сюда одной или нет?!

Посидев несколько минут возле фонтана, полюбовавшись на  необыкновенно красивое небо Цюриха и цветущие липы, разливающие вокруг себя невозможный аромат,   мы пройдем  по улице Лангштрассе. Это самая злачная улица Цюриха и самый иммигрантский район.

И опять - что ни домик, то удивление, что ни эркер, то восхищение! Среди секс - кинотеатров затесалось интересное здание гильдии сапожников. В Цюрихе «ночные бабочки»  не стоят в витринах. Но они красуются на весьма откровенных фотографиях  в  красных рамочках. Улица Красных фонарей по-швейцарски. Все очень прилично и сдержано.

Мы быстро проходим мимо секс – шопов, публичных домов, замаскированных под вполне приличные кафе и рестораны и выходим  на набережную реки Лиммат. В Цюрих пришла настоящая летняя жара. Люди стремятся к воде, жирные и упитанные лебеди стремятся к людям и нагло требуют хлеба.

От Театральной площади, вдоль озера идет набережная - променад Utoquai. Здесь расположены небольшие городские пляжи и многочисленные причалы для яхт. Если пройтись по этому променаду или проехать 3-4 остановки на трамвае, то мы попадаем в район Ботанического сада и китайского сада Chinagarten. Но нам сейчас в ту сторону не нужно. Мы медленно, но верно направляемся на Липовой холм.
Доходим  до красивого здания на набережной.  Это не здание театра. Это всего лишь здание кантонской полиции. И никаких тебе двух метровых заборов, никакой тебе колючей проволоки. Да, это не Алма-Ата. Тут полицейские не прячутся от своих граждан.

Если вы оказались  на небольшой площади возле розового дома с аистом, то значит, вы не заблудились. Вы пришли на левый берег реки Лиммат.  Площадь называется Площадь Винного рынка или Вайнплатц.  А розовое здание - это отель Сторхен. Так же здесь на площади находится фонтан с фигурой виноградаря.

Небольшая площадь переходит  в широкий мост Ратуши. Мост был построен в 1878 году.

А на самой площади до 1620 года располагалась хлебная биржа. Позже на ней стали торговать вином. Зимой на этой площади один раз мы оказались на большой и шумной  сельской  ярмарке.  Десятки сортов сыра, свежий хлеб, вино. Помню, что после ярмарки мне уже не хотелось никуда идти гулять.

В отеле Сторхен раньше размещалась гильдия рыбаков и лодочников. Почему на розовом доме аист? Гид нам рассказывала какую-то историю, но, честно говоря, я ее не слушала, потому что мне хотелось быстро осмотреть все вокруг.

Отель Сторхен  существует в Цюрихе уже более 650 лет. Он является единственным отелем в Старом городе Цюриха, расположенным прямо на реке Лиммат. У отеля есть свой частный причал. Говорят, что аисты до сих пор гнездятся на его крыше.
В соседнем здании находится отель Голденес Шверт. В тееееее времена он считался одним из лучших в Цюрихе. В нем любили останавливаться Моцарт, Лист и Гете и будущий император России Павел Первый.