Л. Балашевич. Дневник корабельного врача. гл. 22

Виталий Бердышев
Переход Севастополь - Бухта Провидения (Петропавловск-Камчатский).
Дневник корабельного врача подводной лодки С-73.
Дневник вел лейтенант медицинской службы Леонид  Балашевич (1960 год).


Фото автора "Наша волейбольная команда, второй слева – автор дневника"


17 июня 1961 г.

В Вытегре, на самой её окраине сооружён последний, если считать с юга, шлюз Мариинской системы. Как он не похож на старые деревянные, с допотопным управлением, шлюзы, которые мы прошли в бесчисленном количестве! Он один поднимет воду на 12 метров, то есть на такую же высоту, как 6–7 старых шлюзов! Если в старый шлюз едва вмещался один док, то в новый бетонный гигант вошёл док, буксир, три длинные баржи и их буксир, и ещё осталось достаточно свободного места.

Выйдя из шлюза, мы прошли по Онежскому каналу, построенному вдоль берегов Онежского озера ещё в 1852 году Николаем Первым, и через сутки встали на якорь на рейде пос. Вознесенье. Он расположен у места впадения реки Свири в Онежское озеро; Свирь же через Ладогу соединена с Невой и, следовательно, с Ленинградом. На север от Вознесенья простирается Онежское озеро, которое Беломорско-Балтийским каналом соединено с Белым морем. Такое завидное местоположение посёлка хоть и не превратило его в город, но наложило заметный отпечаток на его быт и характер. Здесь имеется неплохая пристань с речным вокзалом и гостиницей, много магазинов, столовая, клуб, буфет, больше, чем это требуется для обслуживания немногочисленного населения. Чувствуется и влияние областного центра – Ленинграда, так как большинство товаров и оборудование для торговой сети привозится оттуда, а заодно и элементы культуры обслуживания.

С первого же взгляда это типичный серенький деревянный северный посёлок с деревянными же тротуарами вдоль заболоченных улиц и одноэтажными деревянными домами. Здесь к нам подошла баржа с балластом, выгруженным для уменьшения осадки ещё в Череповце, который нужно было снова загрузить на корабль. Это довольно трудоёмкая работа, которая отняла у нас 4 дня времени. После рабочего дня отдых проводим за рыбной ловлей. Вокруг Онежского озера нет крупных предприятий и городов, поэтому рыба здесь чувствует себя прекрасно и прекрасно ловится на удочку, сделать которую нетрудно – на леску завязывают груз из 2–3 гаек и повыше – 2–3 крючка. Наживкой служит хлеб или тесто, которые мы для аромата смачивали тройным одеколоном. В обеденный перерыв и после работ вокруг дока, у бортов толпятся соревнующиеся рыбаки. Клюёт хорошо, и вечером, как правило, кок варит уху из свежих краснопёрок.

Были и особенные удачи: Гончаров поймал на хлеб щуку длиной около 40 сантиметров. Хищница охотилась за обнюхивающей наживку краснопёркой, но, очевидно, попала в петлю лески и сама оказалась в котле. А на следующий день Валерий Петрович, старпом, вытащил полукилограммового сига – наиболее ценную и вкусную рыбу Онежского озера. Сиг был персонально зажарен и подан в кают-компанию офицеров, и, надо сказать, получил высокую оценку.

Матросы уже истосковались по берегу, и в субботу вечером командир получил разрешение коменданта провести на берегу футбольный матч с местной базой и посёлком. Хотя мы не имеем права выходить на берег в форме, жители прекрасно знают, что в доках идут подводники, поэтому матч достаточно ответственный. Командир за ужином объявил в кают-компании:
– Товарищи офицеры, мы на футбольном поле должны защищать честь корабля. Надо всё сделать для победы! Я сам буду играть в защите, чтобы своим примером вдохновлять команду.

И вот свисток судьи возвещает начало матча. Наши футболисты, хотя и нетренированные, выглядят выгодно на фоне бледных северян – загорелые, широкоплечие. Мальчишки, самые строгие судьи, кричат друг другу:
– Смотри, смотри, какой у них пузатый на защите!
– Дурачок, это мастер спорта, он уже 20 лет в футбол играет, – беззастенчиво врёт кто-то из моряков-болельщиков, и мальчишки сменяют гнев на милость, с любопытством поглядывая на живого мастера.

Однако уже через 15 минут первого тайма мастер покрылся потом, потом стал всё чаще поглядывать на часы, ожидая конца тайма, всё слабее становился порыв, вот он в сутолоке падает на маленького Кодинцева, придавив его своим массивным телом к земле. В защите заминка. А в наши ворота тем временем забит один гол, потом счёт становится 2:0, 2:1, 3:1. Защита явно слаба. Во втором тайме усталый командир уступает своё место другому члену команды, и она через полчаса сравняла счёт – 4:4. Только свисток судьи, возвестивший конец тайма, спас ворота противников от поражения. Довольный командир, смывая в канале футбольную пыль и пот, делится впечатлениями:
– Ну как, здорово я играл, видели, как они меня боялись? Все в сторону отлетали. Правда, здорово?
– Здорово, здорово, хорошо играли, – сдерживая улыбки, подтвердили матросы.
В воскресенье состоялась встреча с командой посёлка по волейболу. В нашу команду входили: Полищук – одессит, один из лучших спортсменов на корабле, Кравченко, Беркут – все радиометристы, Трегубов, Смоляной и я. Эту игру мы выиграли без напряжения со счётом 2:0 и вернулись на корабль победителями.

Продолжение следует.