История песни в СССР и сегодня

Николай Кладов
Заметна разница между тем, какие песни пели во времена СССР и какие поют теперь.
Можно сказать, что песня, как вид народного искусства в 21 веке, исчезла.
Песни советского времени были душевными, мелодичными. Сейчас песни - орущие, кричащие.
Почему так произошло? С кого это началось. Я думаю с Высоцкого. Он любил поорать в песне. Похрипеть, как будто его душат. Природа дала ему голосовые данные и он на это напирал изо всей силы.
Говорил. что иначе не может. Врал, конечно. Он потом стал петь песни нормальным голосом и это стали его лучшие песни.
И он словно испортил всю нашу поющую братию. Все стали выходить на сцену и орать.
Лепс, Басков, Меладзе да и Киркоров тоже все поют на грани ора.
Фактически это не певцы и то, что они поют это не песни.
Я уж не говорю о таких певцах, как Сережа Лазарев, который будет представлять нашу страну на Евровидении. Человек совсем без голоса. Без умения петь. Весь, какой-то слащавый до приторного. Так же и Билан и из недавнего времени Валерий Леонтьев.
У Леонтьева песенный Голос есть и даже умение его использовать есть, но все это привязывается к личности, очень странной личности, и впечатление проходит.
Лично у меня впечатление от Леонтьева  сильно испортилось, когда он уехал в Америку и там в его американском доме на полу лежали шкуры убитых леопардов.
Вот это был полный финиш.
Лучшим мужским исполнителем прошлого века был, кончено, Валерий Обозинский.
Фурцева его оттеснила. Потом Фурцеву сменил Кобзон и начал рулить эстрадой.
Сам Иозиф петь не умел. Но он умел подавать себя в песне и в жизни  и ставить.

Еще, как настоящего исполнителя, хочется назвать Вадима Козина. Его бесподобный по тембру голос и его песни именно такие, какими должны быть песни, не могли не породить завистников. Его сослали в Магадан, где он и остался. И сам себе музицировал на рояле и написал красивейшую песню "осень прозрачное утро"

Таким же песенным шедевром стала танго "Над заливом". Мало кто знает, что слова этой песни написала актриса Любовь Добржанская та, что исполняла роль мамы в фильмах Рязанова "Ирония судьбы" и "Берегись автомобиля".

Хочется вспомнить и песни Александра Вертинского, который был обычным клубным, сейчас бы сказали "ресторанным" исполнителем, но его песни запомнились и со временем стало ясно, что таких песен нам подарить может мало кто.
Рядом с ним проходил манерный исполнитель из Одессы и достойный человек своего времени Леонид Утесов.
Есть современные исполнители песен, кочующие из концерта в концерт, как упомянутые Кобзон, Лепс, Газманов, Лешенко, Буйнов,Сюткин и пр. Они не оставят нам таких песен, которые будут петь и слушать благодарные потомки. Они просто через песни зафиксировали то бывшее время, то настроение и дух витавший во всем. Какое было время - такие и песни.
Сейчас песни сильно меняются. Они снова становятся тонко лиричными,музыкальными но с современной  полифоничной аранжировкой и чаще зарубежные. Наши пытаются им подражать и даже петь на английском.
Кстати слова тех многих красивых зарубежных песен не отличаются глубоким содержанием. Чаще это бессмысленный текст, попадающий в ноты.
Для певца главное это все же голос. Сладкоголосой певец (по определению Кеосаяна)  неожиданно прорвался у такого юноши, как Александр Понайтов. Он дуэтом спел с Долиной две превосходные песни, но опять куда-то исчез, а на сцене снова те же выше названные исполнители с деревянными или хриплыми голосами.
 
Вообще, похоже что многие исполнители приходят, чтобы спеть всего одну песню, как Розенбаум. Его "Вальс бостон" я занес к себе в коллекцию  в разных аранжировках, а остальное зачем? Для чёса по эстраде.
Или Александр Барыкин, спевший звонкую и грустную песню про велосипед на слова Рубцова.

 В советское время, кроме солистов исполнителей стали модны эстрадные ансамбли.
Самый триумфальный успех по справедливости достался ансамблю из Белоруссии "Песняры" Они спели в народной манере много прекрасных песен.

Было еще много разных и популярных молодежных ансамблей того времени:  "Поющие Гитары", "Самоцветы", "Синяя птица" и пр. Потом их сменили группы "Браво", "Кино", "бригада С" и "Наутилус Помпилиус". И даже "машина времени" - про эту группу можно сказать особо, а можно и не сказать ничего. Типичная группа московских музыкантов, косивших под пижонов с уровнем исполнения школьного ансамбля на выпускном вечере.
Этим и запомнились.

Я помню: зашел в Гум и увидел там огромную очередь. Выяснил: зачем стоит народ?
Оказалось, что композитор Давид Тухманов сделал новый больший диск "По волнам моей памяти" и вот за этой пластинкой и стоял народ, соскучившийся после  дворовых ансамблей по хорошей музыке.

А какое это было явление  Евгений Осин. Он брал такие песни, которые никто не брал и делал из них шлягер.
А какой был особенный исполнитель своих песен Евгений Мартынов и как странно и рано он ушел. Слова какая-то невидимая рука их убирала с дороги пред теми , кто хотел царствовать на эстраде.


А теперь о наших поющих на эстраде женщинах.
Конечно, в первую очередь о Людмиле Руслановой. Она истинно народная артистка.
Она много пела и в том числе на фронте для солдат и даже сам  Жуков снял себя орден и повесил ей на грудь. На заработанные деньги они собирала драгоценности и насобирала много. И во однажды к ней пришли служивые люди, все драгоценности забрали (надо же им было что-то дарить своим любовницам) а народную артистку отправили в лагеря.  Начальник лагеря пытался заставить её петь для себя, но она сказала "Птицы в клетке не поют".

Остальным певицам повезло больше. Были хорошие исполнители: Клавдия Шульженко,
Людмила Зыкина. О каждой можно написать отдельную большую статью. Но потом пришла Алла Пугачева и всех затмила. Потом пришли другие: Земфира, Жанна Агузарова,  Алсу и затмили Аллу Пугачову.  Земфира, например,тем, что песни для неё писали не великие композиторы и поэты, а она сама. А Жанна, конечно, своей марсианской харизмой и голосом, а  Алсу тем, что не имея голоса, можно, оказывается, петь на эстраде. 

И вот начался новый 21 век и нет на нашей эстраде тех, кого можно было бы назвать.
В основном в исполнении женщин это стали не песни, а какой-то стон или нытье.
Если раньше женщины пели про любовь,то теперь про то, что им не хватает любви или они в этом оказались обмануты. Это зов неудовлетворенной самки можно послушать раз или два, но на сотый раз начинает раздражать и такое чудо современной техники, как радио или телевизор у мы, как выяснилось,  покупаем только для того,чтобы экономить электричество.

Особенно хочется отметить бардовскую песню с тонким Олегом Митяевым, озорным  позитивным Тимуром Шаовым и душевной группой "Песни нашего века".
Еще к нам показательно ворвались музыкальных два Брата Меладзе. Композитор Константин и певец Валерий. Целый рад хороших популярных песен. Не обошлось, конечно без переборов  но и на том спасибо.
И ещё были песни Юрия Антонова и Александра Малинина.
Наш народ любит петь, любит послушать хорошую песню и требования к исполнителям
и к песням у нас выше, чем они могут показать.

Словно видя эту пустоту на сцене, первый канал начал проводить программу "Голос". которая прослушивала голоса неизвестных исполнителей по известному принципу "талантам надо помогать, бездарности прорвутся сами".
Много прослушано голосов, но снова происходило странное: хорошие голоса - отводились в сторону.