Сверчок. На царских харчах. Гл. 79. Пение Вили под

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть 1
                На царских харчах
                79
               Пение Вили под музыку Бортнянского


          Пение у нас вел «Виля» - Вильгельм Петрович Теппер де Фергюсон.

          Нам было известно, что его отец был богатейший банкир в Польше, где и погиб со своим богатством во время революции. Тогда Виля, который шастал по Европе с роскошью английского лорда, переквалифицировался в скромного учителя пения. Это был вдохновенный старичок. Он учил нас больше не музыке, а пению и сочинял для нас духовные концерты. Но чаще, он предлагал нам с разными вариациями и облегчениями концерты Бортнянского. Об этом композиторе он нам рассказывал, что Дмитрий Степанович Бортнянский- знаменитый русский композитор церковной музыки, с его деятельностью тесно связаны судьбы православного духовного пения   столетия и придворной певческой капеллы.
           В царствование императрицы Елисаветы Петровны он поступил малолетним певчим в придворный хор. Императрица Екатерина II обратила внимание на дарование молодого Димы, занимавшегося у известного итальянского композитора Галуппи, и послала его заграницу, для усовершенствования в изучении теории композиции.  В Венеции он продолжил свои занятия у Галуппи, затем, по совету своего профессора, с научной целью ездил в Болонью, Рим, Неаполь. Ко времени его пребывания в Италии относятся его сонаты для клавесина, отдельные хоровые сочинения, две оперы и несколько ораторий. Когда композитор возвратился в Россию Его сочинения, поднесенные императрице Екатерине II, произвели сенсацию. Вскоре он. был удостоен звания композитора придворного певческого хора и денежной награды. Св. Синод, разумеется, при содействии Бортнянского сделать следующее постановление: 1) петь в церквах пение только по печатным нотам; 2) печатать нотные сочинения только с одобрения Бортнянского. Этим был водворен в церковном пении желаемый порядок.
            В Лицее мы разучивали разные концерты, в том числе такие как: "Гласом моим ко Господу воззвах", "Скажи ми, Господи, кончину мою", "Да воскреснет Бог и расточатся врази его", "Коль возлюблена селениe твоя, Господи".  И наш преподаватель Виля очень и очень этому способствовал.
            Я благодарен Виле и за то, что он написал музыку к песне Дельвига «Шесть лет промчались, как мечтанье». Это песня была песней прощания с Лицеем и все выпуски пели эту песню. Финал песни звучал достаточно грустно, о том, что судьба на вечную разлуку быть может здесь сроднила нас.
 
                Хороший был старичок Виля.

              У него дома, в Царском Селе, мы пили чай, болтали, пели, музицировали. Нам очень нравилось.
              Больше, я, кажется, ничего не помню о педиках, поэтому несколько слов скажу о надзирателях.