Без мамы... Глава 27

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл. 1-26  http://www.proza.ru/2019/02/23/454

После моей болезни всё  стало  налаживаться.  Дети  учились,  мы  с  Васей  работали.  Годы  бегут.  В   начале  осени  1968  года  ко  мне  приехала  Ирина – моя  сводная  сестра,  мы  с  ней  с  детства  были  в  самых  хороших  отношениях.  Она  была  замужем,  в  семье  было  четверо  детей:  мал, мала, меньше, как говорят.

Она  частенько  приезжала  ко  мне,  если  оставалась  на  ночь,  мы  говорили  с ней  до  рассвета.  Так  было  и  на  этот  раз. Но  мне  она  показалась  какой-то  больной,  я  её  спросила  о  здоровье,  она отмахнулась,  сославшись  на  то,  что  всё  пройдёт.  В  разговоре  она  несколько  раз  сказала  о  том,   что  очень  устала,  да  это  и  так  было  видно. 

Мне  показалось,  что  она  не  всё  рассказывает  мне,  что-то  у  неё не  так.  Я  ей  предложила  свою помощь,  ведь  мы  вполне  бы  могли  взять  у  неё  маленькую девочку  или  среднюю,  устроили  бы  в  садик,  ей  у  нас  было  бы  хорошо. 

Утром,  когда  мы  расставались,  она  мне  ещё  больше  не  понравилась: глаза  усталые, как-то  лихорадочно  блестели,  щёки  неестественно  горели – она  явно  была  нездорова.  Когда  она  уехала,  я  долго  не  могла  успокоиться  и  весь  день  проплакала.
      
30  сентября  1968  года  нам  сообщили,  что  Ирина  умерла,  это  известие  сразило  меня  наповал. Ей  было  36  лет,  ровно  столько,  сколько  было  моей  маме. Страшная  история  повторилась.  Я  смотрела  на  детей,  они  ничего  не  понимали,  как  когда-то  мы,  а  все  только  их  жалели  и  плакали.
      
После  похорон  я  слегла,  пролежала  в  больнице  целый  месяц.  А  когда  выписалась,  мы  сразу  же  поехали  к  мамаше.  Она  за  это  время  очень  состарилась,   тяжело  переживала  смерть  дочери, всё  время  плакала  и  просила  у  меня  прощения. Вставала на колени, плакала и молила простить её  за всё, что она сделала, когда мы были маленькими.  Мамаша  наша  считала  себя  виновной  передо  мной  и  Борисом,  и  истолковала смерть  Ирины, как  наказание  ей  от  Господа.
      
Она очень переживала за внуков, которым теперь  предстояло  испить  до  дна  горькую  чашу  сиротства,  дальше  жить  без  мамы.  Я  не  держала  на  неё  зла,  более  того,  мне  очень  хотелось  ей  помочь,  взять  на  себя  часть  тех  проблем,  которые  в  одно  мгновение  обрушились  на  её  хрупкие  плечи. 

Мы  с  Васей  постоянно  приезжали  к  детям,  к  мамаше,  покупали  гостинцы,  вещи,  игрушки,  очень  хотелось  их  как-то  порадовать.  Муж  Ирины - Михаил   оказался  хорошим  отцом,  детей  он  не  обижал.  Долго  не  женился,  тяжело  ему  было, но  он  справлялся.
       
Мамаша  прожила  долгую  жизнь,  доживала  у  сына  Павла,  умерла  на  восемьдесят  втором  году. Её  я  навещала  до  последнего,  она  до  конца  своих  дней  просила  у  меня  прощения,  хотя  я  давно  её  простила  и  зла  не  помнила  никогда.   Только  вот  мои  дети  её  бабушкой  не  считали. 

Эля  однажды  спросила  меня: «Мама,  она  так  издевалась  над  тобой,  а  ты  вот  ездишь  к  ней,  жалеешь   её,  подарки  покупаешь,  почему?»  Я  ответила: «Я  считаю  её  своей  матерью,  ведь  другой  у  меня  нет».  Она  ничего  не  ответила,  но  мне  было  ясно,  что  она  со  мной  не  согласна.

Фото, Клавдия Ивановна Кабанова, 1966 год. Из семейного альбома автора.
      
Продолжение следует http://www.proza.ru/2019/02/25/505