Управляющие человеком образы и представления

Леа Веденски
Почему мы поступаем и чувствуем себя тем или иным образом, что управляет нами?
Думаю, это один из главных вопросов, на который необходимо ответить человеку, особенно когда:
- у него никак не получается достигнуть желаемого, не смотря на все старания
- когда он хочет что-то изменить в своей жизни
- когда эти изменения уже произошли, но он за ними не успевает.
В своей книге «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых» Эрик Берн пишет, что как правило люди действуют и чувствуют вовсе не в соответствии с фактами объективной реальности, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах.
Причем у каждого человека есть свой сформированный образ мира и окружающих людей, и он ведёт себя так, будто истиной являются именно эти образы, а не представляемые ими реальные объекты или субъекты.
Автор указывает на то, что некоторые фундаментальные образы почти у всех нормальных людей складываются по одному шаблону. Например, они представляют себе Мать добродетельной и ласковой, Отца — сильным, суровым, но справедливым, а собственное тело — крепким, здоровым, неповреждённым.
Если же объективная реальность дает основание думать иначе, то сама мысль об этом несоответствии образу, человеку глубоко ненавистна и вызывает огромное сопротивление.
Он скорее предпочтет чувствовать по-прежнему, обманывать себя и всячески уходить от действительности, чем развернется к ней лицом.
Если все же невозможно избежать очевидного, и ему приходится изменят свои сформированные образы, он становится мрачным и раздражительным, а иногда даже психически больным.
Например, очень трудно человеку потерявшему ногу изменить восприятие сформировавшегося образа собственного тела. Он не может просто принять этот факт, в начале он проходит через длительный период мрачности и скорби, в течение которого образ его тела постепенно приходит в соответствие с новым положением вещей.
Так же трудно принять объективные образы родителей. И если в реальности они не соответствуют идеалу, то во сне человек порой видит слабого отца сильным, пьяницу-мать — безупречной и любящей, а умерших близких живыми.

Ровно так же сложно людям изменять и устоявшиеся негативные образы в случае объективных изменений к лучшему.
Например, Э. Берн рассказывает о женщине, которая до трагической смерти отца была толстой. Так как у неё не было матери, а отец был пьяницей, она остро нуждалась в ласке и готова была на всё, чтобы её найти. Стремление к мужскому вниманию стало у неё непреодолимым, а непривлекательная внешность толкала идти на крайности. Она приобрела дурную репутацию, что приводило её в отчаяние. Но когда отец умер женщина очень сильно похудела. Ее подлинные формы вышли из жировой оболочки и она стала стройной, изящной, красивой женщиной. Два достойных мужчины были настолько ослеплены её новоявленной красотой, что готовы были жениться на ней, вопреки ее репутации. Но женщина не смогла изменить сложившийся у неё собственный образ. Вопреки тому, что видела в зеркале и слышала от друзей, она продолжала воспринимать себя физически непривлекательной, вынужденной идти на крайности в погоне за мужской лаской. Так она потеряла шанс на удачное замужество и постепенно скатилась.

В моей практике бывало бесчисленное количество примеров ложных представлений.
Скажем, когда человек, которому более 50-ти, упорно не желает признавать этот факт, позиционирует и нагружает себя так, словно ему по прежнему 18, тем самым губит здоровье и старится раньше времени.
Есть люди, которые больны сложными заболеваниями, но отрицают это, а потом очень расстраиваются, что болезнь зашла слишком далеко.
Или те, кто придумал образ идеального партнера и неустанно ищут того, кто будет соответствовать его представлениям, находя одного партнера за другим, сначала идеализируя их, затем стремительно разочаровываясь. И так до бесконечности…

Э.Берн подчеркивает: «Удачливый человек — это тот, чьи образы ближе всего к действительности, поскольку только в этом случае его действия приводят к задуманным результатам. Неудачником же становится тот человек, образы которого не соответствуют действительности, о чём бы ни шла речь: о браке, политической деятельности, деловой жизни или лошадиных скачках».

Любой процесс качественных изменений начинается с внутренней готовности человека к правде. К правде о себе, о своих подлинных желаниях, о своем возрасте и состоянии здоровья, о том, какими по факту являются окружающие его люди и т.п.…
Процесс исцеления и изменения начинается с пробуждения от сна своих ложных представлений…

wedensky.com

#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ОбОтношениях #ТекстСилы #ОЖеланиях #ИзобильноеМышление 24.03.20