Ностальжи

Варакушка 5
Из воспоминаний Муслима Магомаева.




"Во время моей первой поездки в Соединённые Штаты Америки я встретил бывшего бакинца-
Валерия Кейсина.

В аэропорте Лос-Анджелеса Виктор Шульман сказал: "Муслим, этого человека зовут Валерий.
Ты поедешь с ним."

Я знал, что среди русских эмигрантов многие работают на своих машинах таксистами.
И вот я сажусь в шикарный золотистого цвета "Мерседес", за руль садится Валерий.

Я почему-то решил, что он тоже занимается этим. Едем. Разговариваем. И, вдруг, этот предполагаемый таксист говорит:
-А ты помнишь меня? Я был соседом твоего друга Гены Козловского.

- Вы меня извините, Валерий, но я Вас не помню. Мы, наверное, тогда у Гены были не
совсем трезвыми...

- Как-то раз я зашёл к соседу, а ты как раз там сидел. Мы тогда познакомились, посидели
хорошо...
- Чего же Вы ещё раз не зашли? Тогда бы я Вас запомнил. Пошутили. Стали вспоминать
старую жизнь. Других наших общих знакомых. Потом я осторожно спросил:
- А Вы что здесь делаете?
- У меня фирма, а у жены медицинский бизнес.

Валерий пригласил меня в гости в тот же вечер.

Прекрасный дом. Бассейн. Волшебный вид на Лос-Анджелес. "Ничего себе, - подумал я, -
медицинский бизнес! Да, здоровье в Штатах дорого стоит!"

Потом был отличный ужин. После рюмочки-другой я сказал хозяину: - Тебе не стыдно?
Такой дом и без рояля...Его бы вон в тот угол поставить. Ведь пустой совсем. Понимаю,
что американцы обожают белые стены, на которые можно прилепить какую-нибудь абстрактную
картину... Но лучше, чтобы там стоял рояль. И не просто рояль, а белый.

Валерий улыбнулся шутке, кивнул: белый так белый. Но когда я в следующий раз приехал,
в углу красовался белый рояль. И мне пришлось обновлять покупку.

В тот вечер Валерий пригласил в свой дом чуть ли не всё бакинско-лосанджелесское землячество. После того, как мы спели, я спросил:
- Ну а Вы, недавние советские товарищи, в каком виде художественной самодеятельности
порадуете земляков?

И вот эти  бакинские американцы, или американские бакинцы, стали читать стихи. Причём
хорошие, редкие, которые я, к моему стыду, ни разу не слышал. Стихи звучали, а я думал:
"Что деньги! Что бизнес! Богатство может многое, но, видно, не всё ему подвластно.

Частичка Души всё равно остаётся там, в невозвратном, и постоянно напоминает о далёкой
теперь Родине."

Надо было слышать, как эти бакинцы читали свои любимые стихи. Я человек не сентиментальный, но в эти минуты растрогался.

Бог им судья - тем, кто покидает родную землю. Человек - вольная птица. И от добра
добра не ищут. Как бы ни сложилась их жизнь на чужбине, горький привкус ностальгии
будет с ними всегда.

Баку - не просто город, а состояние Души. Особый стиль жизни. Ты можешь быть кем угодно по рождению: русскими, азербайджанцами, татарами, евреями, армянами - кем угодно. Но все
они одна нация, один народ - они бакинцы!

Это особое племя. "Он - бакинец!". И этим всё сказано."

Тело можно увезти. В любую точку. Душу не увезёшь...  Она гуляет сама по себе.
Как правило остаётся там, где родилась. Где напилась из родников.

Рудольф Нуриев. На собственном острове умирал в слезах. Один. На родной земле тосковали
о нём.

Савелий Крамаров. Канада не принесла ни славы, ни счастья.

Великий Рахманинов. Свой знаменитый концерт написал восемнадцатилетним студентом
московской консерватории, под опекой Чайковского. Оперу "Алеко".
Америка не принесла счастья. Ностальгией преследовали в воображении берёзовые рощи.




Я тоскую по тебе, Казахстан,
Ты теперь в такой далёкой дали,
Я грущу по заповедным местам,
В горы, в степь хочу, на берег Или!

Столько кирзовых сапог истоптал
Я в пустынях бесконечных твоих,
Столько счастья и невзгод испытал,
Что хватило бы с лихвой на двоих.

Столько пыли я в песках поглотал,
Столько горных перевалов прошёл,
Чтоб заснуть под плеск реки Каратал,
Чтоб напиться из реки Баянкол.

Я опять хочу пройтись неспеша,
Вдалеке от надоевших людей,
По шуршащим камышам Балхаша
И увидеть на воде лебедей.

Всё я помню: эдельвейс на скале
И как в мае степь от маков горит,
Спирт во фляжке и картошку в золе,
И косулю у приречных ракит.

И мне кажется, порой, что назад
Я приеду... Я всё это верну...
Но ещё старик Конфуций сказал,
Что не входят дважды в реку одну.

Мне и к морю надоело ходить,
И на пальмы надоело смотреть,
Ностальгия?.. Может быть! Может быть!
Да и возраст... Не могу не стареть...

                Александр Пейсахис.