Дуэли не было. Как помогли компьютерные технологии

Александр Владимирович Карпенко
Многие десятилетия не умолкают споры о причинах и обстоятельствах гибели поэта М.Ю. Лермонтова. Учеными, почитателями таланта великого поэта, по этой теме написано множество работ, статей и проведено исследований. А тайна гибели поэта так и остается не разгаданной.
Правда, авторы исследований идут разными путями. Одни добросовестно переписывают «своими словами» уже ранее изданное. Другие, очевидно, «высасывают факты из пальца» и делают на этом основании такие выводы, что задаешься вопросом - какими источниками авторы пользовались? И не так много проводится серьезных, смелых исследований, где авторы действительно пытаются разобраться, что же произошло в Пятигорске в том трагическом июле 1841 года.

До сих пор гибель М.Ю. Лермонтова вызывает вопросы, на которые не может дать ответ официальная  дуэльная версия. Если внимательно изучить судное (следственное) дело О дуэли  майора Мартынова  и поручика Лермонтова, выявляется много неточностей, ошибок совершенных следователями и судьями, не захотевшими объективно разобраться в обстоятельствах происшедшей трагедии.  Например: почему были подменены пистолеты, из которых якобы поединщики стрелялись; не разобрались следователи и в путаных показаниях секундантов, которые поясняли, что ехали к месту поединка вместе с Лермонтовым из Пятигорска. На самом деле свою последнюю ночь жизни поэт провел в Железноводске (примерно час езды на лошади до Пятигорска). Какие меры к примирению предпринимали секунданты, и  как на них реагировал Лермонтов? Наконец странный характер смертельного ранения поэта? Вопросы, вопросы, вопросы….
Несколько лет назад мы с Валерием Ивановичем Прищепом предложили версию, которая многие из этих вопросов снимает. Настоящая работа направлена на уточнение наших доводов.
Но давайте все по порядку. В 50-х годах прошлого столетия учеными криминалистами, судебными медиками и музейными работниками проводилась попытка разобраться в убийстве Лермонтова криминалистическими методами. Правда, целью их исследований было в очередной раз доказать официальную дуэльную версию. Хотя причины, побудившие экспертов это сделать, были совсем другие.
 В  20 веке появилась версия убийства поэта не на дуэли, а с Перкальской скалы, осужденным за преступление казаком. Первым эту версию выдвинул музейный работник из Пятигорска С.Д. Коротков. В газете «Комсомольская правда»  была опубликована его статья с изложением  обстоятельств убийства поэта.
В 1954 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Константина Паустовского «Разливы рек», в которой была фраза: «И последнее, что он заметил на земле, - одновременно с выстрелом  Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял».
В 1957 году тему развил В. Швембергер. В «Трагедии у Перкальской скалы (По следам народной молвы)», опубликованной в журнале «Литературный Киргизтан»,  он писал, как один священник в 1896 году причащал  умирающего казака и тот ему поведал, как в молодости, чтобы  избежать суда, по приказу начальства, убил из засады армейского офицера во время дуэли. Через много лет он узнал, что убил Лермонтова.

Представительная комиссия опровергла версию убийства Лермонтова наемным убийцей в спину с отходящей от горы Машук Перкальской скалы.
Предлагаем нашим читателям воспоминания Арсения Березина
«Дуэль  Лермонтова. Следственный эксперимент  Андронникова 115 лет спустя»:
«В 1941 году столетие со дня смерти Лермонтова не отмечалось. Но к некруглой дате 115-летия лермонтоведение оживилось. По-прежнему тайна дуэли и смерти будоражила умы… В начале 1955 года появились публикации белорусских исследователей, в которых прямая ответственность за смерть поэта возлагалась на царя Николая I. Все это уже было, но в данной публикации царя обвиняли как непосредственного организатора заказного убийства. Исполнителем же якобы оказался какой-то анонимный казак, спрятанный в кустах и стрелявший в Лермонтова из ружья. Основанием этой версии послужило то обстоятельство, что обследованная после дуэли рана Лермонтова оказалась просто ужасной. Пуля пробила его снизу-вверх и буквально разорвала тело несчастного поэта.
Когда Ираклий Андронников  прочел эту статью и ряд других с таким же контекстом, он пришел в бешенство. Для него, литературоведа, историка, аристократа, жившего николаевской эпохой, дышавшего ее воздухом, было совершенно очевидно, что русский император ; первый дворянин великой державы, был особенно щепетилен в вопросах дворянской чести. <…> И теперь одним неосторожным поступком превратиться из безупречного монарха в заурядного уголовника? Нет, это было невозможно.
Особенно бесило Андроникова то, что эти провинциальные литературоведы перенесли в высший свет прошлого века ухватки и приемы века нынешнего. И Андроников решил встать на защиту поруганной чести Императора. Он задумал воспроизвести сцену убийства Лермонтова с максимальной достоверностью или, проще говоря, провести следственный эксперимент 115 лет спустя.
Прежде всего оружие. Кто сказал, что стрелялись из дуэльных пистолетов? Откуда в полувоенном Пятигорске дуэльные пистолеты Лепажа? И особенно в то время, когда дуэли были категорически запрещены? Детальное ознакомление с протоколами дуэли показало, что оружием явились штатные седельные кавалерийские пистолеты. И тут Андроников обратился к хранителю отдела оружия ленинградского Эрмитажа ; Леониду Ильичу Тарасюку.
В распоряжении Тарасюка находился весь огромный арсенал Эрмитажа, размещающийся в полукруглой башне Зимнего дворца рядом с Зимней канавкой. Уже не один год он занимался разбором и атрибуцией громадной груды оружия, накопившейся за два с половиной столетия, начиная от времен Ивана Грозного и до последнего царя.
К просьбе Андроникова ; найти аутентичные пистолеты и использовать их в следственном эксперименте ; Тарасюк отнесся с энтузиазмом. Через некоторое время несколько пистолетов были найдены. По сравнению с этими "гаубицами" лепажевские дуэльные выглядели как детские игрушки. Тарасюк дал мне их подержать и сказал: "Они должны стрелять на дуэли".
…Тарасюк приступил к восстановлению механизмов. Я занялся порохом и пулями. Составные части пороха ХIХ века ; селитра, древесный уголь и сера ; были выписаны со склада Физико-технического института для исследований в области термоядерных реакций. Свинец для пуль просто валялся повсюду в изобилии и научного обоснования для его использования не требовал. <…> Работа эта проходила в эрмитажном арсенале по субботам и воскресеньям….
...Пора было переходить к полевым испытаниям. <…> В ближайшее воскресенье Тарасюк приехал ко мне в Солнечное, где я снимал на лето сарай, и мы отправились в дюны. По дороге Тарасюк прихватил на стройке обрезки трех досок. В дюнах мы нашли симпатичный окопчик. Кругом росли сосны, тишина, покой - идеальное место для полевых испытаний. Тарасюк развязал свой фронтовой сидор и достал пистолет, боеприпасы, пиво, бутерброды. Еще я заметил у него индивидуальный перевязочный пакет и бинты разной ширины. "Однако решил подстраховаться!" ; подумал я и слегка заволновался.
Мы укрепили веревками три доски, одну поверх другой, на ближайшей сосне, нацепили мишень - "Лермонтов" готов. Тарасюк снарядил пистолет и встал за другую сосну на расстоянии десяти шагов. Он поприцеливался в "Лермонтова" и сказал:
- Так будет хорошо. Ложись в окоп, спрячь голову и не высовывайся!
- Ты же не боишься коррозии! - заметил я.
- Зато ты боишься! Вот и лежи в окопе. Можешь скомандовать: готовы? Сходитесь! И сразу падай.
Я расположился в окопчике и прокричал команду. Он спокойно поднял пистолет, тяжелый ствол не дрожал в его руке, палец медленно потянул спусковой крючок. Раздался страшный грохот, из дула вырвался столб огня вместе с клубами черного дыма. Леонид стоял на том же месте с закопченной физиономией и морщился от боли, внятно ругаясь. При выстреле сильная отдача ударила в его раненую руку. "Как это они тогда стреляли из этих самопалов?" - подумал я. Мы подошли к "Лермонтову". Первая доска была просто размозжена в щепки, вторая и третья пробиты, а пуля застряла в сосне. Там мы ее и оставили и, захватив первую доску для Андроникова, отправились домой...
Полевые испытания были проведены, настала очередь следственного эксперимента. Андроников договорился с генералом патологоанатомом профессором П. о том, что эксперимент будет проведен в морге Военно-медицинской академии, как только там окажется бесхозный труп. Это сейчас бесхозных трупов сколько угодно, а тогда это был большой дефицит. И мы стали ждать...
Через несколько недель Андроникову позвонили в Москву из Академии и попросили срочно приехать. Он приехал. Экспертиза была назначена на поздний вечер.
В морге был установлен бруствер из мешков с песком, за ним находился стол экспертной комиссии. В нее входили генерал П., Тарасюк, Андроников и судебный эксперт по баллистике Л. "Поручик Лермонтов" был установлен в пол-оборота к "Мартынову". На нем были помечены входное и выходное отверстия пули согласно медицинскому протоколу о дуэли. Судэксперт провел директрису, и на расстоянии десяти шагов "от поручика" на стойке был укреплен пистолет, через дуло которого и проходила директриса. Положение пистолета оказалось удивительно низким, где-то на уровне бедра стрелявшего человека, а дуло оказалось задранным вверх. Затем комиссия села за стол, а Леонид в бронежилете и каске встал у стойки. Он потянул за бечевку, привязанную к курку. Раздался выстрел. "Поручик Лермонтов" был отброшен назад ; в боку его зияла кошмарная рана, из которой сочился формалин.
Всего этого я не видел, поскольку меня к проведению экспертизы не допустили, и я ждал поблизости, на Пироговской набережной. Тарасюк вышел часа в три ночи, неся в руках хорошо початую бутылку арманьяка, и, подойдя ко мне, торжественно возвестил: "Его Величество Император Николай Павлович в смерти поручика Лермонтова не повинен. Лермонтов скончался от пистолетного выстрела Мартынова, а не от пули подосланного убийцы. Помянем его, а заодно и государя". Мы помянули…»

На этом эксперимент закончился. А зря! Если бы не остановились на рюмочке арманьяка, то могли увидеть некоторые странности в этом деле. Но винить экспертов незачем. Возможно, они их и видели, но это не было целью их исследований. (на схеме № 4 мы смоделировали эксперимент И. Андроникова, в изложении Арсения Березина).
Мы же исследования продолжим с помощью современной компьютерной программы Компас 3D. Итак, начинаем. Помощь нам в этом окажут технолог Ганин С.А. и художник Тюрина С.Н.
Будем исходить из слов нашего современника, кандидата медицинских наук Е.А. Федорова, который указал на рост Лермонтова в 160 см (см. схему № 1).  Схемы можно посмотреть здесь: https://yadi.sk/d/iKsAuW5YIqbaKw (Выделить ссылку, потом - Перейти по ссылке. Возможно далее- Скачать папку одним архивом). Далее, исходя из правил «золотого сечения человека», на скелете человека отметим высоту входного и выходного отверстий от пули. Тем более мы знаем, как они образовались. На основании письменного заключения врача Барклая де Толли, осуществлявшего осмотр тела Лермонтова: «…При осмотре оказалось, что пистолетная пуля,  попав в правый бок  ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящем, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх,  между пятым и шестым ребром  левой стороны и при выходе порезала  мягкие части левого плеча…».
Под последним ребром здесь следует считать десятое ребро, т.к. оно имеет срастание с хрящом. Два последних – одиннадцатое и двенадцатое, такого срастания не имеют и находятся ближе к спине.  Даже с учетом погрешностей, которые закладываем в программу компьютера, получается: высота первой (входной) раны равна 105,8 см относительно стоп поэта, второго (выходного) отверстия 120,2 см и раны мягкой части плеча 122,8 см.  Высота раны мягкой части плеча  может быть определена с погрешностью в связи с тем, что Лермонтов мог приподнять руку или отвести её машинально в сторону. Эта погрешность не большая и она не столь важна в нашем исследовании. Важна сама третья рана, потому что она и позволяет точно и с уверенностью соединить траекторию полета пули в одну прямую линию. И ещё, что важно, третья рана мягкой части плеча  поэта показывает нам, что пуля в теле поэта «не гуляла», как считают некоторые исследователи, не уходила в сторону от ребер и внутренних органов, а «прошила» поэта насквозь. На языке криминалистов это означает, что деривации пули в теле поэта не было.


Что же нам ещё дают компьютерные исследования? Траектория полёта пули относительно вертикальной оси тела поэта составляет 60 градусов. И если траекторию пули продлить вниз до земли, то упрется она в землю на расстоянии 1,803 м (180,32 см) от раны поэта. Это максимальное расстояние, которое возможно. Тогда Мартынову, чтобы выстрелить пришлось бы лечь на землю или стрелять в упор. Понятно, что такого просто не могло быть на дуэли.
Нет точного описания, как проходила дуэль. Даже в следственном  (судном) деле много не точностей. Не знаем мы расстояния, при котором поединщики стрелялись. В следственном деле  имеется только максимальное расстояние между ними в 35 шагов до их схождения.
 Принято считать, что Лермонтов стоял на некотором возвышении, и стрелялись они  с  расстояния примерно в 20  шагов. Давайте остановимся на этом расстоянии  (отсутствие точного описания дуэли, льёт воду на нашу мельницу, в пользу нашей версии т.к. невозможно описать точно то, чего не было). Если мы с помощью компьютерной технологии переместим Лермонтова под  углом  в  60 градусов  вверх, чтобы расстояние между стрелками составило 15 метров (приблизительно 20 шагов), то получим, что Лермонтов должен был стоять по отношению к Мартынову на высоте 7,774 м (см. схему № 3). Высота раны поэта от точки земли будет равна 8,832 м. На схеме это точка 1. Точки 2 и 3 обозначают рост поэта. В данном случае уровень земли считается от ступней ног Мартынова. При других расстояниях между ними результат был примерно такой же.

Не получается дуэль, никак не получается. С такой высоты Лермонтов и упасть мог, и пуля могла случайно выкатиться. А как бы они сходились во время дуэли? Одному тогда пришлось бы стать скалолазом, а другому – бегуном с препятствиями? Да и не согласился бы поэт стреляться на таких не равных условиях. Думаю, что и секунданты не позволили противникам стреляться на таких условиях.
Теперь мы считаем, что отпадет у некоторых авторов желание ставить Лермонтова в замысловатые позы с отклонением назад, в сторону и т.д. На таком уклоне и высоте просто невозможно нормально устоять, и тем более участвовать в дуэли, в качестве стрелка. Хватит ставить Лермонтова то в позу опытного дуэлянта, закрывающим рукой и оружием голову и тело, то наоборот, стоящим с высоко поднятым пистолетом, подставляющим себя под пулю Мартынова. Не было этого.
Теперь рассмотрим нашу версию. Она отображена на схеме №2, где Лермонтов встречается с Мартыновым сидя на лошади. За основу зададим компьютеру следующие данные: рост скаковой лошади в холке составляет 160 см (так измеряются все лошади). Спина лошади находится немного ниже холки, но если положить на неё седло и всё, что к нему положено, расстояние выравнивается до холки. Получается, что наездник сидит на лошади на высоте холки. Ещё раз уточняем, - это расстояние от переднего копыта до холки. Путем экспериментальных замеров у людей среднего телосложения мы устанавливаем, что расстояние между седлом (ягодицей наездника) и 10 ребром составляет 20-22 см. Округлим до 20 см. Получается, что входное отверстие от пули находится на расстоянии 180 см. от уровня земли. Компьютерная программа выдаёт нам тот же угол вхождения пули в тело - 60 градусов. Далее всё несколько приблизительно. В траекторию полета пули мы вставили пистолет и дорисовали Мартынова, взяв за основу примерный его рост с папахой в 190 см. Хотя это уже не столь важно. На схеме №2 видно, что у нас получилось. Ситуация вполне логичная. И не надо Лермонтова ставить в замысловатые позы.


Мартынов, дождавшись поэта, подошел к нему, и у них завязался разговор, возможно, перешедший в ссору. Мартынов без свидетелей выстрелил в безоружного Лермонтова, не дав сойти с лошади. Возможно, лишь протягивая заряженный пистолет, предлагая стреляться. Может, хотел убить не так, как получилось.
Для опровержения этой же абсурдной версии, убийства из-за скалы, уже в 60-х годах, была создана Институтом русской литературы ещё одна экспертная комиссия, для проверки «идеи» Короткова и Швембергера. В нее вошли специалисты из Ленинграда: судебные медики, хирурги, научные сотрудники Эрмитажа. Об этой экспертизе писал в своей книге «Немые свидетели» известный криминалист М. Любарский, начальник отдела криминалистических экспертиз Ленинградской исследовательской лаборатории. В этой же книге он привел часть экспертного заключения…
Приведем одну выдержку из заключения: «Мы осмотрели в Пятигорске место дуэли Лермонтова с Мартыновым и считаем, что акт от 16 июля 1841 года об осмотре следственной комиссией места поединка указывает на площадку с небольшим уклоном (в пределах 5 – 8 градусов), от юга к северу, ограниченную на юге Машуком, а на северо-западе Перкальской скалой. Через площадку проходит дорога от Машука в бывшую Николаевскую колонию (ныне Иноземцево). Дуэль проходила на этой дороге: Лермонтов стоял несколько выше Мартынова, спиной к Машуку, лицом к северу. Расстояние между противниками в момент выстрела Мартынова определяется от 10 до 25 шагов (от 8 до 20 метров)….
Что нам здесь важно. Эксперты нашли площадку с уклонением в 5 – 8 градусов. Никаких «гор» там не было. Это ещё одно подтверждение нашей версии.

В заключение отметим. Чтобы ни писали об убийстве Лермонтова противники дуэли, их доводы отвергаются, а действия убийцы и других участников трагедии объясняются житейскими проблемами (обычной ссорой). Если что-то объяснить не удается, ссылаются на давность времени, на загадочные или не выясненные обстоятельства гибели поэта. Ох, уж эти загадочные обстоятельства!?
Если же отбросить версию убийства поэта на дуэли, то всё становится на свои места, и в действиях участников «дуэли» ничего загадочного нет. Они поступали так, как обычно поступают все преступники, пытающиеся уйти от ответственности, скрыть, или смягчить свое участие в преступлении.
Что произошло потом у подножия Машука, кто и когда туда приехал, ход самой «дуэли» – всё это мы знаем из путаных показаний людей, заведомо симпатизировавших Мартынову. Но события могли происходить и иначе. Например:  Лермонтов ехал из Железноводска, где провел свою последнюю в жизни ночь, в Пятигорск. Мартынов знал об этом и поджидал поэта на дороге в районе г. Машук. Уже на месте встречи Мартынов (после резкого разговора!?) с близкого расстояния выстрелил в сидящего на лошади поэта (потому такой угол проникновения пули в тело). После чего бросился к Глебову: выручай, была дуэль с Лермонтовым без секундантов, я его убил!
Далее придумывается «сценарий» (но спешно, с массой нестыковок). Тогда понятно, почему лежало под дождём три часа тело Лермонтова (пока за ним не приехали). Почему возникла необходимость в появлении пистолетов Кухенрейтера (раз была дуэль – нужны более мощные, пробивные). Остаётся гадать, отчего молчал Столыпин. Но, может, оттого и молчал, что чувствовал вину: не предотвратил смерть друга! А раскручивать историю до конца, задевать влиятельных в Пятигорске лиц, уличать людей с репутацией достойных офицеров – нужно ли это было коменданту Ильяшенкову?
Пора набраться смелости и честно признать - убийство поэта совершенно не на дуэли! И убийца!.. Мартынов, не только не понёс заслуженного наказания, но и не был признан виновным в умышленном или совершенном по неосторожности убийстве поэта!

Как  написал поэт Александр Володин:
Правда почему-то потом торжествует.
Почему-то торжествует.
Почему-то потом.
Почему-то торжествует правда.
Правда, потом.
Ho обязательно торжествует.
Людям она почему-то нужна.
Хотя бы потом.
Почему-то потом.
Но почему-то обязательно.

P.S. Совет: чтобы правильно разобраться в исследованиях, обязательно посмотрите все схемы. Ссылка и как их найти, имеется в статье или в моей рецензии от 27.08. 2023 г.