Позывной 625 й Глава 2

Мигель Альба
Позывной 625 й Глава 2
Япония.

                Я, капитан КГБ Сергей Мальцев сижу и во все глаза смотрю в самолетное окошко. Под крылом самолета проплывают белые облака, самолет немного покачивает, а мне совершенно не страшно. Хотя на самолете я лечу в первый раз в жизни. Совсем скоро, и тоже, впервые в своей жизни я окажусь в чужой стране. Случилось это нежданно, негаданно. Неделю назад меня вызвал мой начальник и хмуро посмотрев на меня сказал, - Мальцев, поступаешь в распоряжение (узнать какое управление) полетишь в Японию в группе охраны МИДа. Увидев мои удивленные глаза, буркнул, - у них заболел сотрудник, они обратились к нам за помощью. На инструктаже тебе все расскажут. Смотри, не подведи наш отдел!
- Конечно, не подведу! Сердце у меня радостно забилось от восторга! Я полечу в Японию! В группе охраны! Фантастика! Выскочил из кабинета начальника, пошел в туалет, намочил лицо холодной водой. Посмотрел на себя в зеркало – морда пунцовая, глаза шальные. Э, брат, так дело не пойдет. Надо взять себя в руки. А то еще отцы-командиры подумают, что я эмоционально не сдержанный, и возьмут кого-нибудь другого, а не меня. В этот же день меня вызвали на инструктаж. Проводил инструктаж начальник этой самой группы охраны. Я его раньше никогда не видел. Мне он представился как Виктор Палыч.
- Сергей, - тихим, вкрадчивым голосом начал он, - твой начальник отрекомендовал тебя как особо хорошо подготовленного и морально стойкого товарища. Задание у тебя очень важное. Охрана сотрудников МИДа. Не просто охрана, а охрана в чужой стране. В империалистической стране, которую мы победили в войне. И сейчас эта страна оккупирована американцами. По этому, возможны любые эксцессы и провокации. Понимаешь?
- Так точно, Виктор Палыч, понимаю!
- Ты же еще не был за границей?
- Никак нет, не был.
- Держи Сергей, - он протянул мне толстую книжку, - это книга о Японии. Срок тебе два дня на изучение. Это отнеси в хозяйственный отдел. Получишь специальную одежду. Он протянул мне лист предписания. Теперь иди, все получай, изучай, а через два дня продолжим.
Я вприпрыжку побежал в хозяйственный отдел, вручил сотруднице предписание. Она бегло его просмотрела, поставила штамп, подпись.
- К вещам относиться бережно, потом все сдадите мне. Получение в военторге, адрес на обороте, - промямлила тетка, давая понять, что разговор с ней окончен. Я так был рад всему происходящему, что носился, не чувствуя земли под ногами. В военторге предъявил предписание товароведу и меня отвели на склад. Оттуда я вышел в темно синем, шикарном костюме, в новых ботинках и светлокоричневом плаще фабрики Большевичка. Душа моя просто пела и рвалась наружу. Конечно, в этот день я купил букет цветов и пригласил Таньку в кино. Танька была сражена моим франтовым видом на повал! Подробности опускаю, так как это лично мое. Через два дня я держал экзамен перед Виктором Палычем по японской книжке. Он остался доволен моими познаниями. Похлопал меня по плечу.
- Молодец! Если себя проявишь, то возможно…. Он погрозил мне пальцем, - возможно, я пока тебе ничего не обещаю, оставлю тебя у нас. Хотел бы у нас остаться?
- Так точно, хотел бы!
- Ну ладно, там будет видно. Вот подпиши документ о неразглашении. Все что ты увидишь и услышишь, во время поездки - не подлежит разглашению. Усек?
- Да, так точно, усек!
- С остальными товарищами я тебя познакомлю завтра, сейчас свободен.
На следующий день был инструктаж. Кроме меня в группе охраны было восемь человек. Некоторых из них я видел зимой, на лыжных сборах. Некоторых видел впервые. Виктор Палыч сначала представил меня всем остальным. Потом начал инструктаж.
- Товарищи, - обратился он ко всем. В этот раз у нас не совсем обычное задание, кроме сотрудников нашего МИДа мы охраняем Первого Космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина с супругой. Лицо Виктора Палыча стало суровым и торжественным. Наша страна доверяет вам охрану жизни Гагарина. Это великая честь и ответственность. Визит нашего Первого Космонавта в империалистическую Японию важнейшее событие! Напомню, что Япония фактически оккупирована американцами, которые держат на своих базах большие военные контингенты и вообще ведут себя в Японии, как у себя дома. Американцам Гагарин – как кость в горле! Сами подумайте, - Виктор Палыч внимательно посмотрел на каждого из нас, - наша страна первой запустила спутник, первый космонавт - это советский человек! Групповой полет наших космонавтов тоже не добавил американцам радости. По этому, мы должны быть готовыми к любым провокациям. Наш Первый Космонавт - это для американцев страшный раздражитель. Наверняка они захотят уменьшить наши успехи. Мы с вами должны быть постоянно начеку! По данным нашей внешней разведки, на эти же даты в Японию запланирован визит Роберта Кеннеди. Министра юстиции и по совместительству брата весьма популярного у себя дома президента США Джона Кеннеди. Это наверняка сделано американцами неспроста. Может они хотят уменьшить интерес к визиту нашего космонавта, может, хотят устроить провокацию. Теперь по персоналиям. С Первым Космонавтом и его супругой работает пара Папанин - Мальцев. При этих словах Виктора Палыча все присутствующие обратили свои взоры на меня. При этом, надо отдать должное профессионализму моих новых коллег, в их взорах не было даже скрытой зависти. Просто спокойный изучающий взгляд семи пар глаз. Наверняка они думали в этот момент, что я за фрукт такой, и за что мне такая честь свалилась на голову.
- Все остальные, - продолжил Виктор Палыч, - работают по обычному плану с сотрудниками дипломатической миссии. Остальные вопросы будем решать оперативно, по ходу пьесы. Товарищ Папанин введет в курс дела товарища Мальцева. Папанин посмотрел на Виктора Палыча и утвердительно кивнул головой. Первый Космонавт будет жить в отеле "Империал Отель", все остальные члены делегации в помещении нашей дипломатической миссии. Папанин и Мальцев – ваша позиция будет в холле отеля. Будете друг друга менять. Если понадобиться, то подключим еще резервную пару. Если всем все ясно, то не задерживаю.
Конечно, я хотел Виктора Палыча спросить про личное оружие, но благоразумно промолчал. Когда мы вышли из кабинета, ко мне подошел Мальцев. Он оказался весьма приятным человеком и без всякого гонора и снобизма дал мне несколько дельных советов. Впоследствии мы с ним подружились и долго работали вместе.
Наконец настало утро 7 мая 1962 года. Токио. Аэропорт Ханзда. Теплая майская погода в стране Восходящего Солнца. Десятки встречающих людей наконец увидели в чистом, до хрустального звона воздухе советский самолет Ту-104. Самолет идеально приземлился, пробежал по посадочной полосе и остановился. Мне из круглого окошка самолета было видно, как проехала небольшая машина которая везла трап. Пробежали несколько японцев в военной форме. Я и Мальцев сидели сразу за креслами Гагарина и его супруги и весь полет я внимательно за ними наблюдал. Так как я видел Гагарина первый раз в жизни, я был честно говоря просто очарован его весьма располагающей улыбкой и поведением.
Когда самолет приземлился, Гагарин взял жену за руку, - смотри, это Япония! Видно было, что сегодня он тоже был сильно взволнован.
- Юра, ты речь заготовил? – спросила она его.
- Конечно, я даже выучил два слова на японском, - засмеялся Гагарин. Аригато и Банзай! Он тоже стал смотреть в окно, - Валечка посмотри, сколько народу нас встречает! Мне в окошко было видно, как перед трапом обслуга расстилает красную ковровую дорожку.
В это стюардессы открыли дверь самолета.
- Юрий Алексеевич, - к Гагарину подошел Виктор Палыч, который весь полет сидел в заднем ряду и что-то читал. - Пора выходить.
Гагарин встал, взял жену за руку. Валечка посмотри, у меня все хорошо? Она поправила ему галстук.
- Да, все отлично. Он первым пошел к выходу по узкому проходу самолета. Около двери остановился, она его взяла под руку. Мы с Папаниным шли сразу за ними, за нами остальные мидовцы вперемешку с нашими ребятами.
Я услышал, как Гагарин тихо сказал жене, - ты готова?
- Да, - одними губами ответила она.
Они вышли в дверь, Гагарин остановился на площадке перед трапом. Я увидел как ярко светило утреннее солнце. В голове у меня промелькнуло, вот почему Страна Восходящего Солнца! Возникла небольшая пауза. Аккуратно выглянув из-за спины супруги Гагарина я увидел огромную толпу перед трапом. Тишина была полная! Почему-то вспомнилось, что в Японии такой тишиной встречают только императоров. Тут Гагарин поднял руку, улыбнулся своей неповторимой улыбкой, и со всех сторон понеслось на разных языках, - "Еку ирассяимаста!" "Велком!"!
Гагарин с женой неторопливо пошел вниз по трапу. Внизу уже стоял наш посол Федоренко. Его я узнал по фотографии, которую мне после инструктажа показывал Папанин. Рядом с послом стоял худощавый японец.
- Японец, это Мацумото Сюничи, - тихо сказал мне Папанин. Большая шишка в Социалистической партии Японии.
В этот момент Гагарин с женой ступили на японскую землю. Толпа буквально взревела и начала напирать. Посол пожал Гагарину руку и представил его Мацумото Сюничи. Гагарин сердечно обнялся с японцем, что еще больше понравилось толпе. Мы с Папаниным стояли буквально в шаге от Гагарина и не давали никому подойти сзади. Наш посол представил Гагарину официальных лиц, которые встречали нашего Первого Космонавта. Это были чиновники высшего ранга японского МИДа, Канцелярии Кабинета Министров, депутаты парламента, руководители политических партий, руководство Общества дружбы СССР и Японии и десятки журналистов. Каждый хотел лично пожать Гагарину руку и его обнять. С большим трудом и с помощью сотрудников японских спецслужб мы провели Гагарина с супругой в зал почетных гостей. Там сразу началась встреча с прессой и общественностью. Переводчик у нас был Борис Лаврентьев. Прекрасный знаток Японии и незаурядный человек. Представил Гагарина всем собравшимся Мацумото Сюничи так, - мы сегодня приветствуем на нашей земле Колумба космоса и космического первопроходца! Эти слова были встречены просто бурей оваций. Гагарин встал, улыбнулся всем и сказал, - из Космоса я видел вашу замечательную страну. Она виделась очень маленькой, совсем крохотной. И сама наша Земля, это всего лишь маленький голубой шарик в океане Вселенной! Я много езжу по мру и вижу теперь, что она никакая не маленькая. Люди! Берегите нашу и вашу землю от тайфунов, от цунами, от войн. Дали слово журналистам. – Господин Гагарин, - обратился к нему корреспондент столичной газеты, - скажите нам на память по-русски какую-либо фразу-автограф, пожалуйста! Гагарин засмеялся. Люди, я люблю вас. Будьте счастливы!" Его слова потонули в волне аплодисментов и восторженных криков. Гагарин добавил, - Космос - это дело большое, ему, принадлежит будущее. "Аригато! Банзай!". После этих слов Мацумото Сюничи предложил Гагарину с супругой проследовать к Отелю Империал. Мы вышли на улицу, там уже стояло несколько машин. В первую сел Гагарин с супругой и Сюничи. Во второй поехали мы с Папаниным и с нашим послом. Посол (описание) был тоже в крайне возбужденном состоянии и всю дорогу просил нас не спускать глаз с Первого Космонавта.
- Понимаете товарищи, - быстро говорил он, - вчера мне звонил сам Косыгин, и сказал что я собственной шкурой отвечу если что-то пойдет плохо. Сами понимаете, не хочется на Колыму.
- Все будет в лучшем виде, - заверил посла Папанин. Мы будем начеку.
- Вы уж постарайтесь братцы, - просил посол. Мои сотрудники все вам устроят, и еду и все что будет надо.
За этими разговорами мы приехали в Отель Империал. Я сам родом из маленького сибирского села. Когда я увидел этот шикарный отель, я подумал, что наверное у царей дворцы были такие же. И теперь в такой красоте будет жить наш советский человек! Наш Колумб космоса Юрий Гагарин. Кругом у отеля было много японской полиции. Они не подпускали близко толпу журналистов и местных жителей. Когда Гагарин показался из машины, то толпа начала скандировать, - Га-га-рин! Га-га-рин! Га-га-рин! Га-га-рин! Он улыбался и махал всем рукой. Какая-то девушка с огромным букетом цветов проскользнула между полицейскими и хотела бросилась к нему на шею. Папанин бросился ей на перерез, и перехватил девушку в последний момент. Гагарин это увидел, - отпустите ее, - он подошел и рукой отодвинул Папанина. Девушка вручила ему цветы и повиснув у него на его шее крепко поцеловала. Я посмотрел на супругу Гагарина, в этот момент ее держал за руки какой-то пожилой важный японец и переводчик, склонившись к ее уху, быстро переводил. Наконец мы попали в отель, бушующая, радостная толпа осталась за дверями. Но расслабиться сразу, нам было не суждено. В холле отеля Империал Первого Космонавта ждал градоначальник Токио, хозяин отеля и большая группа японских чиновников. И с каждым ему пришлось обниматься и здороваться. Хозяин отеля, улыбчивый японец средних лет отвел чету Гагариных в президентский номер. Мы с Папаниным остались рядом в холле. Удобно расположились на больших кожаных диванах, приготовились ждать, что будет дальше. Тут к нам подошел Виктор Палыч.
- Папанин, - обратился он к нему, - через час в ресторане, обед в честь Юрия Алексеевича. Сейчас по очереди идете на первый этаж, там в первом холле сидит Яковлев (оперативник из нашей группы), он вам покажет куда надо идти и вас покормят. После того, как Гагарин выйдет из номера и пойдет с женой в ресторан, ваша позиция у главного входа в ресторан.
- Как поняли?
- Так точно, поняли, - за нас обоих ответил Папанин и Виктор Палыч сразу ушел.
- Так, - сказал мне Папанин, - иди первым на первый этаж, я подежурю.
Я без споров сразу пошел на первый этаж, нашел Яковлева, тот отвел меня на кухню и в небольшой комнатке для персонала меня накормили. В комнатке было два стола и за вторым ели охранники мэра Токио. Когда я вошел, они очень дружелюбно меня поприветствовали. Суп мне не очень понравился, а жареный рис с рыбой был на славу. Весь остаток этого дня и следующий прошел для меня как в калейдоскопе. Гагарин выступал в Парламенте Японии, в прямом эфире на телевидении, в обществе дружбы Япония – СССР. Вечером я просто сваливался как подкошенный. Что и говорить, а нагрузка выпала на мою долю просто сумасшедшая. На третий день визита рано утром вся делегация отправилась в самый старейший и престижный  университет Токио – Васэда. Юрий Алексеевич целый час читал лекцию перед японскими студентами о целях и путях развития космоса. Мы с Папаниным сидели в зале и увлеченно слушали Первого Космонавта. Признаться, я никак не ожидал, что Гагарин окажется таким умным и разносторонним человеком.
- Друзья, - говорил Гагарин, - вражда между странами, которая привела к страшной мировой войне и принесла горе и страдания людям, должна смениться дружбой и сотрудничеством. Вражда на земле страшна, а если она будет еще продолжаться и в космосе, где существуют поистине безграничные возможности применения всякого оружия, то результат будет один – погибнет все человечество. А если страны наладят сотрудничество в космическом пространстве, если они объединят свои усилия, будут обмениваться знаниями и технологиями, то освоение Космоса будет идти семимильными шагами. И не далек тот день, когда нога человека ступит на поверхность других планет!
После этих слов Гагарина зал буквально взорвался аплодисментами! Все встали и стоя аплодировали нашему космонавту. Потом студенты и преподаватели стали задавать Гагарину вопросы о советском общественном строе, о спорте, о молодежи, об интересах советских людей. Признаюсь, я сам с открытым ртом сидел и слушал Юрия Алексеевича. На этой лекции рядом со мной сидел второй секретарь нашего посольства в Японии. В тот момент, когда Гагарин отвечал на вопросы, он наклонился к моему уху и прошипел, - как говорит, а! Никакие шеварнадзе и громыки ничего такого не могут! Каков молодец!
- Космос один, - закончил свою речь Гагарин, - и он должен быть для всего человечества Земли! И скоро придет то время, когда на другие планеты Вселенной полетят обитаемые корабли и лаборатории, и в одних экипажах с русскими будут также японцы, американцы, французы и представители других национальностей! Зал стоя, минут пять, аплодировал Гагарину. Потом еще пол часа, Первый Космонавт раздавал автографы. Помню, что когда мне удалось доползти до кровати, то я мгновенно уснул. Усталость за день накапливалась сумасшедшая.
Программа предпоследнего дня визита Гагарина в Японию была сделана силами наших дипломатов. Они договорились о посещении Гагариным лучшего в Японии ателье-универмага фирмы "Минольта". По предварительной договоренности с хозяевами фирмы, за пол часа до закрытия, к магазину подъехала машина с Гагариным и Русяевым. Покупателей в магазине уже почти не было, новых не пускали. Гагарин и Русяев прошли через боковую дверь. Хозяева универмага выставили перед знаменитым гостем свою самую лучшую продукцию. Десятки новейших образцов кино, фотоаппаратуры с полным набором принадлежностей. От изобилия образцов у всех просто глаза разбежались. Когда японцы включили в помещении полный свет, то все мы просто ахнули от восторга.
- Да я на все свои представительские двести пятьдесят долларов куплю весь магазин, - со смехом сказал Гагарин и стал все внимательно рассматривать. Без всякого стеснения Первый Космонавт стал брать в руки фотоаппараты и кинокамеры. Он прицеливался в глазок объектива и нажимал спусковую кнопку. Конечно, качество и разнообразие техники вызывало восхищение. В это самое время, японцы, конечно, по предварительной договоренности с Гагариным, фотографировали и его и всех сопровождающих. Я было постарался уклонится и стал поворачиваться спиной к фотографу, но Папанин меня одернул, и сказал, чтобы я не выделялся.
- Кому надо, тебя уже давно сто раз сфоткали. По этому стой и не крутись.
К заднему двору магазина японцы подогнали грузовик и стали в него загружать подарки для Гагарина. Их было такое количество, что набралась полная машина, с верхом. Когда Гагарин это увидел, он стал отказываться от подарков, но японцы уговорили его все это взять, объясняя свою щедрость тем, что реклама, которую им сделал Первый Космонавт и коммерческая выгода от продажи товаров будет несопоставима со стоимостью подарков. В самом конце посещения универмага туда приехал хозяин модного дома Токио и преподнес жене Первого Космонавта два шикарных платья и туфли. Японцы упросили Валентину их одеть и тоже ее фотографировали.
Утром на следующий день нас с Папаниным отрядили опять в поездку с Юрием Алексеевичем. На этот раз мы приехали на аэродром. Там стоял большой вертолет, с отличительными знаками Страны Восходящего Солнца. Вокруг собралась большая толпа японцев.
- Минут через сорок будет полет Юрия Алексеевича над Токио, - сказал мне Папанин. Так как количество пассажиров ограничено, то с японскими службами безопасности есть договоренность, что от нас вместе с ними, на вертолете, полетит только один человек. У тебя, летная подготовка гораздо лучше моей, ты и с парашютом прыгал много раз, по- этому в вертолете, полетишь ты.
- Отлично, спасибо за доверие! – радостно воскликнул я. Хотя потом, я понял, что дело было конечно, не в моей летной подготовке, а в том, что Папанин, наверное просто побаивался лететь на вертолете. В общем, мне повезло!
Ждать начала полета пришлось не сорок минут, а часа два. Задерживался губернатор провинции и мэр Токио. Гагарин все это время вместе с японскими пилотами осматривал вертолет. Ему было интересно посмотреть, как японцы готовят свою технику к вылету. Но самое интересное началось уже в воздухе. Гагарина сначала посадили вместе с японскими политиками в середине салона. Когда вертолет взлетел, то Гагарин встал и пошел вперед к кабине пилотов. Я со своего места, в самом конце салона это заметил, и было рванул к нему, но Юрий Алексеевич улыбнулся и сказал, - сидите спокойно, я далеко не уйду. После этого, Гагарин и мэр Токио проследовали в кабину пилотов. Я сначала нервничал, но полет проходил штатно,