посёлок ВойВож

Дмитрий Маштаков
  Геологические работы по разведке нефтяных месторождений а Коми АССР начались ещё в предвоенные годы. А в 1946-м году вблизи правого притока реки Ижма - у небольшой речки Войвож (в переводе с коми – «Северный приток»), забил первый фонтан легкой бензинистой нефти.
  Прошло всего пять лет, и уже в 1950 году 30% всей нефти Коми добывали на Войвоже, а объём газа вырос до 19% от всего, добываемого в СССР.

  Одновременно с этим рос и небольшой посёлочек с одноимённым названием.
  Мы с мамой приехали вслед за отцом, когда он уже устроился на работу и получил в своё распоряжение двухкомнатную квартиру на втором этаже нового бревенчатого дома. Таких квартир в доме было восемь, а таких домов в посёлке - тоже около восьми. Большинство же домов были одноэтажными, и некоторые из этих одноэтажных домов сохранились до настоящего времени.
  Одноэтажной была и баня, которая находилась в начале Советской улицы, и в которую мы ходили мыться по выходным.
  Наш же дом стоял на перекрёстке Советской и Комсомольской улиц.
  Наш дом не сохранился, и пустое мето от него вы можете видеть на верхнем фото - через перекрёсток наискосок. А вот предыдущий дом по улице Советской вполне цел, и его тоже можно видеть на фото.

  На этом же фото, вдали справа, видна широкая крыша клуба - центра культурной жизни посёлка. А направо по улице Комсомольской нынче находится небольшая одноэтажная церковь. Само же нефтепромысловое управление, в котором отец работал начальником планового отдела, находилось на окраине посёлка, но недалеко - от клуба каких-нибудь пятьсот метров надо было пройти налево, выйдя на ухтинское шоссе. Я как-то был у отца на работе, комнатка планового отдела находилась на втором этаже, и в ней было достаточно уютно. Отец в этот день оформлял стенгазету - он хорошо рисовал, и оформление стенгазеты нефтепромыслового управления, в том числе и со всякими критическими заметками, было его обязанностью.
 
  Уже тогда отец посвящал меня в тонкости этого искусства - я знал кое-что о шрифтах, пробовал ровненько заполнять акварелью разграничительные полосочки между гранками. Также обязательно должна быть и общая рамка, заполняемая неяркими акварельными пятнами, имитирующими мрамор. Впоследствии я и сам рисовал школьные стенгазеты.

  Поскольку тогда я был маленький - учился в 3-м, а затем и в 4-м классе, то и воспоминания о Войвоже у меня остались маленькие и коротенькие.
  Интересы мои вращались около моего дома, от которого, кстати сказать, до школы было недалеко - школьное здание было прямо через дорогу, на том месте, где сейчас находится плавательный бассейн Дельфин.
  Интересы мои состояли в играх со сверстниками в лапту, штандер, в ножички, в устраивании "кладиков" в земле под прозрачными стёклышками. А зимой - в снежки, с беганием по заснеженным крышам чужих сараев, с высадкой "десанта" и рукопашных схватках с противником.
  Из развлечений- фильмы в доме культуры. Тарзан - трофейный фильм, четыре серии. Шёл с аншлагом. Потом мальчишки по всему посёлку долго улюлюкали.
  Помню ещё выступление украинского силача Д.Бедило. Он гнул подковы, вынимал пальцами забитые гвозди, и вокруг его шеи завязывали узлом железную водопроводную трубу. Последним номером было состязание "кто кого скинет". Двое сидели на перекладине и лупили друг друга мешками с опилками. Потом на перекладину залезал Бедило и всех подряд побеждал одним ударом. Вызвался какой-то плюгавый мужичок, любимец публики, сужу об этом, поскольку публика ему аплодировала и его всячески поддерживала. На перекладину, по причине своего сильного подпития, мужичок сумел залезть не сразу. И тут же Бедило его свалил. Все вознегодовали и засвистели.

  Всё же я рос домоседом. И, надо сказать, дома у нас было очень уютно.
  Первая, большая комната - дверь в неё была направо, как только войдёшь, выходила двумя окнами на юго-запад, и в ней всегда было светло. Также светло было и в следующей, маленькой комнате, в которой жил я.
  Напротив того, кухня слева, выходящая окном во двор, была большее время суток тёмной. Только ранним утром, летом, в неё заглядывало солнце. Был туалет, но душа не было. Хотя вполне можно было обливаться в тазике на кухне. На кухне стояла газовая плита с духовкой. Про духовку я точно помню, потому что отец как-то пёк в ней меренги, а по нашему - безе, или суфле; и меренги у него в процессе выпечки сдулись, и превратились в плоские лепёшки.
  А мы с мамой наблюдали за этим процессом. Но всё равно получилось вкусно. Пёк отец и пироги, и они были его фирменным блюдом.
  Говоря об уюте, я хочу сказать о комнатных цветах. Благодаря маминым заботам их было очень много. Особенно мне нравилось экзотическое деревце с разрезными листьями и свисавшими воздушными корнями. Оно росло в большом горшке, и там, где воздушные корни достигали почвы, они пускали новые побеги. Зимой солнце было низко над горизонтом, но светило в окна, и потому цветочный сад благополучно произрастал.
  Из живности была кошка. Она ничем особенным не запомнилась, разве что тем, что как-то раз очень интересовалась тем, что я делал под столом. Этот день запомнился мне, и сейчас расскажу почему.
 
  Я немного приболел, и в школу не пошёл. Но уроки сделал и откровенно скучал, рассматривая запасные перья к школьной ручке. Знаете, те, которыми раньше школьники чернилами писали. Теперь ни чернил, ни перьевых ручек нет. А тогда были.
  С одной стороны пёрышко уплощённое, заострённое и с разрезом, а с другой - изгибается полуцилиндром.
  И вот я, взял это пёрышко, залез под стол, там, где была розетка, в которую включалась настольная лампа, положил пёрышко на стерженьки вилки, и засунул вилку в розетку.
  Эффект получился неописуемый. Ну, вы можете представить себе - у вас перед носом проводят электросварку, а под столом тесно, не так-то просто выскочить из-под него.
  Кошка пулей унеслась в коридор. Но электросварка быстро прекратилась сама собой. Я аккуратно вынул вилку из розетки и посмотрел, что получилось. А получилось то, что перо прочно приварилось своей плоской частью к одному стерженьку вилки, а другой латунный стерженёк подвергся электрической эрозии - под краями пера образовались две глубокие канавки, и как только это произошло, то электрический контакт между пером и вилкой сам собой прекратился. На лестничной площадке были конечно пробки - плавкие предохранители, но они не перегорели.
  Как говорится, не пытайтесь повторить. Но подумайте, а что ваши дети делают, когда остаются одни дома?

  Правый угол большой комнаты занимал рояль. Старенький, но настоящий - концертный а не кабинетный. На нём мама играла медленные вещи Шопена, а отец больше импровизировал и сам сочинял музыку. По его нотам я сделал клип с пейзажами моей родины - http://youtu.be/SbGa74DTjFI можете посмотреть и послушать. Музыка такая, суровая, особенно в конце. Прелюдия №2 - "Северная".
  Теперь многое изменилось. Пейзажи разумеется остались прежними, посёлок со всех сторон окружён лесами. Но нефтяные запасы закончились, и народ перешёл к другим занятиям. Заготовка древесины и лесообработка. Огородничество - свой картофель, и животноводство - свои коровы. Больница и много всяких офисов, организующих деятельность окрестного сельского населения. Офисы приписаны к отдельным квартирам, и встречаются любопытные названия, как-то: КФХ "НАДЕЖДА" Разведение лошадей, ослов, мулов и лошаков. Ну и разумеется всякая культура - народные промыслы, самодеятельность.
  Склонность к рукоделию всегда была у жителей севера. Помню Нину Александровну, она работала в нефтеуправлении бухгалтером. Если отец рисовал картины, то она картины вышивала. Пара её картин висела у нас. Немного к вышиванию пристрастилась и моя мама.

  А ещё в провинции развит интернет. Половина жителей Войвожа активно сидят "в Контакте". Общаются друг с другом, пишут объявления, снимают и выкладывают видео. В Контакте они создали группу - "типичный Войвож" называется.
  Сам посёлок окультурился, отстроился многоэтажными кирпичными домами. И жить там, как я понимаю, очень неплохо.

________________

ссылки
http://yadi.sk/i/H416PkuHS_F5uw  - (история нефтепромысла)
http://youtu.be/uZhxFAYyMjY - Салют в Войвоже на новый 2014 год.
http://yadi.sk/i/vZUlmpjRt5glfw - дом, в котором мы жили