Глава 8. Начало трудовой жизни

Мария Лашкунова
Приехав в Буда-Кошелево, согласно распределению, выяснилось, что   для Марии работы по специальности нет, и не будет.  Даже   по истечению шести месяцев не готовы были предоставить ей такую работу.  Тогда не было никакого смысла девушке жить на снимаемой квартире, работая в рабочей среде.  Достаточно было этого опыта у нее за  время прохождения производственной практики.  Месяц еще она находилась без работы. Не очень-то хотели брать на работу без опыта, тем более девушку.  За это время Мария успела полежать в больнице. Потрясения, связанные с дипломным проектом, его защитой, а также невозможность найти работу сказались на работе сердца.  Тем временем  отец подыскал работу и помог  дочери устроиться на завод "Стройдеталей" мастером железобетонного цеха.

 Жизнь предлагала свои уроки, которые Марии предстояло усвоить на ее жизненном пути. Немало всего: страхов, неуверенности в себе и своих силах, неопределенности положения, все это  пришлось преодолевать в себе малоопытной и очень ранимой девушке.  В цехе нужно было работать с людьми, работягами. Контингент еще тот!
 Вначале Мария занималась бумажной работой: наряды, отчеты, табеля и прочее. С этой работой она справлялась. Однако было одно но – она боялась рабочих. Для девушки было сложно даже выйти к людям, не то, чтобы что-то сказать, приказать им. Очень сложно ей было преодолеть в себе этот непонятный и безотчетный страх.

 Однажды  на планерке директор завода указал начальнику цеха, под началом у которого Мария работала, что мастер у него не работает с людьми. Это явилось толчком к тому, что Марии пришлось, как это и не было трудно для нее, изменить свое поведение. Выходя к людям, она стала с ними общаться, подружилась. Это были простые люди с открытой душой, у которых были свои загулы, запои и прочее. Мария с  пониманием относилась к этому, принимая этих людей, такими как они есть.

 Часто бывало так, что они доводили девушку до слез, не выполняя ее указаний, но все это проделывалось с юмором и шутками. Мария не могла на них долго сердиться.   В основном  это были доброжелательные люди, Работа у них была очень тяжелая, с вибратором приходилось работать даже женщинам. Все под открытым небом и в любую погоду. Сама  Мария могла в непогоду хотя бы укрыться в здании, а людям надо было работать под дождем и снегом, в жару и холод, зарабатывать деньги, так как они были на сдельщине. Часты были простои, за  которые денег не платили. При сильном ветре не работал кран, с помощью которого и велась вся работа в бетонном цеху. Заполнялись бетоном формы: плит перекрытия, перемычек,  фундаментных блоков, тротуарной плитки, бордюрного камня. Затем  они передвигались  и укладывались в пропарочную камеру. Также  готовые изделия вынимались из форм, складировались или грузились на машину тоже краном. Заработки у рабочих  были скудные, несмотря на тяжелый труд.

Добираться  до места работы Марии приходилось через весь город, а от остановки еще полчаса ходьбы. Часто она ходила в резиновых сапогах, так как иначе нельзя было пройти до завода: грязь, распутица, разъезженные колеи.  Девушка не могла одеться прилично. В самом цеху дело приходилось иметь с цементом, бетоном, смазочными материалами. Однажды Мария поскользнулась и упала на швеллер пропарочной камеры, который был скользким от смазки. Один из рабочих подхватил ее, иначе пришлось бы ждать большой беды. Девушка сильно ушибла левую ногу, была на ноге выше колена большая гематома. К врачу Мария не пошла, так как она сама отвечала в цеху за технику безопасности. Так и ходила на работу, долго прихрамывая на эту ногу. Вроде бы все обошлось, на ноге только образовалась большая вмятина. Впоследствии на том месте появится опухоль, но хирург отметит, что все в полном  порядке, ничего страшного нет.

Еще больше сблизилась девушка со своими рабочими во время совместной экскурсионной поездки на несколько дней в Ленинград. Ехали они поездом, там проводили ночи, кушали в вагон-ресторане, вещи оставляли в купе на время просмотра достопримечательностей города и его окрестностей. Как же  красив был этот город! Жаль только, что в Эрмитаж они не смогли попасть. Очень понравилось девушке это путешествие! Вот только климат в Ленинграде  из повышенной влажности не подходил для Марии. Омрачило то, что она успела простудиться, а потому не было уже той полноты восприятия всего прекрасного, что они увидели в этом городе.

Постепенно Мария освоилась со всеми своими обязанностями. На период отпуска начальника ее назначили главной в цеху, и она с работой этой справлялась.  Начальник из отпуска так и не вернулся, подав заявление  на увольнение. Так  Марии пришлось работать одной, исполняя обязанности начальника цеха. Под ее началом работали не только бетонщики,  но и рабочие арматурного и сварочного цеха,  крановщик, экскаваторщик. Таким образом, жизнь устраивала девятнадцатилетней  девушке испытания на прочность и выдержку.

 Долгое время ей на смену не могли найти человека. Было невероятно сложно работать одной. Многие рабочие, не выдерживая тяжелого труда, увольнялись. На их место брали всех кого могли, даже осужденных условно.   Категории этих людей нельзя было прогуливать работу. Работать же они не хотели, а за прогулы им могли увеличить срок. В итоге все сводилось к Марии, так как она вела табель. Ей угрожали, даже приставали с ножом. Девушка не могла пойти против своей совести. Ведь поставив рабочими дни прогулов этим людям, она тем самым уменьшила бы размер заработка своим рабочим. Так поступить она не могла, так как видела, что заработок рабочих и так желал бы быть большим. Увидев как-то, что Марии угрожают эти люди, рабочие позаботились о ней и стали провожать домой. Все они были почти  в возрасте ее родителей, а эта девятнадцатилетняя девушка была для них, как дочь. Во всяком случае, девушка это ощущала по их отношению к себе.

 С директором завода у Марии также сложились непростые отношения. Тот заставлял грузить плиты перекрытия, как бракованные, своим знакомым для покрытия их гаражей. Мария не соглашалась, была против этого, пыталась поговорить и донести до него, что это большой минус в зарплате рабочих, так как именно за плиты были самые высокие расценки. Директор же все истолковал по-своему, решив, что Мария так печется о рабочих потому, что что-то от них имеет: те дают ей деньги из своей зарплаты. Это ей потом уже сказали об этом. В общем, каждый судит по себе, каков он сам. В этом Марии не раз придется убеждаться, сталкиваясь с такими людьми и их таким мировоззрением.

Работая во вторую смену, девушка часто слушала песни прежних лет по старому радиоприемнику, который кто-то принес из дому на работу. Приятный голос ведущего из этой передачи и звучание  прекрасных мелодий надолго останутся  в памяти девушки. Однажды к ней пришла женщина, работающая в котельной завода. Увидев, изображенное море на календаре, она сказала Марии, что оно именно такое в действительности и так прекрасно выглядит. У восхищенной видом моря девушки, возникло огромное желание воочию увидеть его безбрежную красоту.

На заводе Марию избрали секретарем комсомольской организации. Однажды состоялось собрание комсомольцев завода по итогам прошедшего года. Заслушав доклад девушки о проделанной работе, инструктор из обкома партии предложил ей написать заявление на вступление в партию. Он остался доволен ее работой. Ему понравилась увлеченность девушки, занимаемая ею должность в цеху. Мария ничего на это не ответила. В ее памяти сохранился разговор родителей, когда отцу, для назначения на новую должность нужно было вступить в ряды КПСС. Однако мать отговорила его, ссылаясь на то, что неизвестно что может в жизни произойти в связи с этим решением. Надо думать о детях и их благополучии. Так отец и остался на прежней должности, из-за этого он не смог продвинуться вверх по карьерной лестнице.

Часто девушке приходилось принимать участие в  пленумах и семинарах комсомольских работников. На этот период ее освобождали от работы. До самого вечера длились эти мероприятия. Во время перерывов все шли и брали еду себе. Мария же, по незнанию тоже хотела что-нибудь себе купить, но не могла найти места, где расплачиваются за еду. Так и оставалась голодной. Потом она умудрялась во время перерыва покидать эти собрания. Уже позже она узнала, что для всех присутствующих были устроены шведские столы. Все собравшие могли брать с них все, что хотели. Еда на столах была оплачена из средств райкома комсомола. Вот такая была наивная и много еще чего не знающая девушка.

Работая на заводе, девушка подружилась с двумя женщинами: экономистом и нормировщицей. Для второй женщины специально было устроено это место, так как ее муж работал в райкоме комсомола. Именно тогда Мария узнала о том, что для категории деятелей райкомов и обкомов строятся специальные дома с большими окнами, с двумя ваннами, с телефонами и многими комнатами. Девушка была поражена тем фактом, что эти люди пользуются такими привилегиями, не доступными простому человеку.
- За что и почему так?

Впервые Мария столкнулась с неравным положением в обществе, верхами и низами. Позже девушке придется  столкнуться еще и не раз с тем, что у кого власть, тот всегда прав. Законы для этой категории людей не писаны. У власти свои законы, они с юристами в одной упряжке. Все это девушка ощутит в полной мере, когда захочет уволиться с работы.

Решение об увольнении пришло к Марии в связи с тем, что их завод переносили еще дальше за многие километры  от города. На месте завода строились корпуса Гомсельмаша. Девушке и так приходилось много времени тратить на поездку к месту работы. Ехать куда-то на район – это уже было сверх сил и ожиданий девушки. Найдя работу, Мария написала заявление об увольнении.  Ее не отпускали, несмотря на то, что положенные две недели она отработала. Никто не хотел брать на себя материальные ценности, которые числились за Марией. По закону ее не должны были удерживать.

Отец девушки выписывал строительную газету, в которой прочел о том, что закон гласит, что если не представляется человек для передачи материальных ценностей в течение двух недель отработки, то увольняемый имеет право потребовать своего увольнения без передачи материалов, его не вправе больше задерживать. Увы, какие же они были с отцом наивные. Ведь законы писаны не для всех, оказывается.

Мария обратилась в суд. И чем выше по рангу она обращалась, дойдя, таким образом, до самого прокурора, тем меньше находила понимания. Убедилась также и в том, что директор ее завода  с прокурором были заодно. А потому только спустя еще две недели, передав все ценности, Марии удалось уйти с завода. Увы, на новой работе ее не стали ждать, взяли другого человека. На заводе предложили Марии остаться работать. Однако после всего происшедшего, отношения такого к ней, девушка больше не могла там работать. Вот таким образом был предоставлен  еще один для нее наглядный урок жизни. А сколько еще их будет?!! Ведь жизнь в двадцать лет только начинается!