В краю Марии Пречистой

Михаил Ханджей
Из сборника «Этнографические этюды»
  Василию Ивановичу Немирович-Данченко слово:

... Именно здесь на Сокодавере, где сегодня весело светит солнце и так хорошо себя чувствуешь, - жгли несчастных, имевших неосторожность усомниться в католическом формализме или родившихся арабами и евреями и желавших умереть в вере отцов.
   Да, именно здесь, на Сокодавере, был сожжен благородный Алонсо Фуэго, самое имя котораго (Фуэго - огонь) явилось для него зловещим пророчеством. Тут же земным пламенем очищали греховную душу фра-Эстебана, имевшего дерзость, несмотря на своё монашеское платье, усомниться в праве одних людей подавать чорту на жаркое других. Тут герцог Манрике д'Оссуна крикнул Филиппу II, при виде прекрасной Элеоноры Ортис, которую вели на костер:
   - Ты ли, король, дал жизнь этому божественному созданию, чтобы отнимать ее?
   Д'Оссуну нельзя сжечь, - он сам, если возможно, более католик, чем король. Но его можно убить изъ-за угла, и герцога через день нашли на одной из толедских улиц распростёртым на её плитах и бездыханным, с ножом  между лопатками. Сюда же переносит  место действия популярнейшая между испанскими цыганами легенда о легкомыслии Филиппа II. Положим, в данном случае цыгане взяли грех на душу. Я не могу себе представить рыжего, веснущатого испанскаго Ирода с влажными руками и холодною душой увлекшимся прелестью уличной певицы... Но, говорят, глас народа - гласъ Божий... Под именем "короля Санхес" толедские гитаны подразумевали именно мрачнаго узника Эскориала Филиппа II.
   Какъ известно, желая доставить удовольствие жителям  благороднейшего (muy noble) и вернейшего (muy fedel) императорского города Толедо, Филиппъ II в известные дни приказывал привозить сюда отборный ассортимент  живого товара для костров. Вероятно, в один из таких праздников и случилось что-либо подавшее повод цыганам найти в адской, злобной натуре венценосного палача отблеск  человеческой слабости:
   
   Был и мрачен, и суров
   Дон-Санхес во время оно;
   Он на казнь еретиков
   Целый день смотрел с балкона.
   
   Будто редкие плоды,
   Вина тонкие, - заране
   Припасалися жиды,
   Колдуны и мусульмане.
   
   И в назначенные дни,
   Взяв попарно свечи в руки,
   Шли процессией они
   На торжественные муки.
   
   Разодета и пестра,
   Свита пышная дивилась,
   Глядя, как в огне костра
   Жертва связанная билась.
   
   Сатане на завтрак  раз
   Шла гитана молодая,
   Красотою чудных глаз
   Проповедников смущая.
   
   Не найдешь таких цариц!
   С нею рая бы не надо!
   Перед нею пал бы ниц
   Инквизитор Торквемада.
   
   И король был изумлен...
   Сделав крестное знаменье,
   Прошептал сквозь зубы он:
   Боже, что за навожденье!"
   
   - Как тебя, малютка, звать?
   - "Херомита". - "Где; родилась?"
   - "Я не знаю: рано мать
   Умереть поторопилась".
   
   - "Как росла ты, где; жила?"
   И ему гитана смело:
   - "Травкой в поле я росла,
   Я жила, - где солнце грело!"
   
   На устах гитаны смех,
   Смотрит прямо без боязни...
   - "За какой великий грех
   Предана ты лютой казни?"
   
   - "Говорил про то монах,
   Я его не понимала;
   Я всю жизнь у нас в горах
   Только пела да плясала.
   
   "В зимний холод, в летний жар
   Незнакомая с страданьем,
   Я жила под звон гитар
   И питалась подаяньем".
   
   - "Ну, а в ересях каких
   Ты замечена доныне?"
   - "Ересь?.. Право, слов таких
   Не слыхать у нас в пустыне"...
   
   - "Но тебя сожгут живой,
   Это ведь мученья ада!.."
   - "Чтож такое, смех какой!
   Умирать ведь тоже надо?.."
   
   В изумленье замерла
   Свита, будто бы немая.
   А гитана весела,
   Словно птичка в утро мая.
   
   Поражен король: - "Постой!
   Ты Христа душою чтила?"
   - "Я?.. Христа?.. Он кто такой?" (1),
   У него она спросила.
   
   - "Сын Мадонны, Божий Сын"...
   Головой она качает:
   - "Нет, спроси-ка Альбасин (2),
   Там никто его не знает.
   
   "Может быть, в Севилье есть
   Человек  такой - в Триане (3),
   Проживают, ваша честь,
   Там мудрёные цыгане.
   
   "Промышляют ворожбой
   И разсказываютъ сказки,
   А у насъ народ простой,
   Наше дело - только пляски".
   
   - "В церкви ты была-ль когда?"
   Отовсюду закричали.
   - "Госпожи и господа,
   Нас туда ведь не пускали!"
   
   Ропот слышится кругом.
   Говорит король: - "Не стану
   Я теперь казнить огнем
   Эту бедную гитану.
   
   "Дело в  том, что сатане
   (Он отец цыганъ известно)
   Получить её в огне,
   Право, будет слишком лестно!
   
   "Нет! Иначе поступить
   Мы должны - Христу в угоду,
   Ведь её в огонь пустить -
   Всё равно, что рыбу в воду!
   
   "Еретичку во дворец
   Поместим мы очень строго.
   Фра-Луис, святой отец,
   С ней потрудится для Бога!
   
   "Он её научит пусть
   Всем  молитвам без изъятий,
   Чтобы знала наизусть
   Как любой из наших братий,
   
   "И тогда мы возведем
   Ей костёр, костров всех краше,
   И сожжем её на нём
   В прославленье чести нашей!
   
   "В эти дни я повелю
   Всенародное моленье",-
   И гитану к королю
   Повели на исправленье.
   
   Только странно, с той поры
   Хоть святая Германдада
   На гарроту и костры
   И гнала исчадий ада,
   
   Хоть народ со всех сторон
   Как на праздник собирался,
   Но король на свой балкон
   Никогда не появлялся.
   
   Во дворце зато порой
   Пляска слышалась и пенье, -
   Там свершал отец святой
   Херомиты исправленье.
   
   И в угоду небесам,
   Донъ-Санхес, король жестокий,
   Пляшет, сказывали, сам
   С Херомитой черноокой...
   
   1 По свидетельству даже таких авторитетных писателей, как Мендоса и Кальве, до сих пор многие из испанских цыган не знают Спасителя, считаясь христианами. Католические монахи умели их жечь, но не только не учили их истинам христианской религии, а даже не позволяли им ходить в церковь.
   2 Гора за Гренадою со множеством пещер, где живут гитаны. О Боге они знали только потому, что милостыню просятъ "por Dios"...
   3 Тріана -- севильский квартал.