От солдата до подполковника за четыре года

Андрей Семиков


Моему поколению, ученикам 239 школы города Ленинграда, повезло, нашими учителями были фронтовики. Когда я закончил школу в 1975 году, они были моложе меня, чем я сейчас в 2018 году. Среди всех фронтовиков особым уважением пользовался преподаватель физкультуры Новгородов Олег Владимирович. Фронтовики к нему относились с огромным уважением.
Мой классный руководитель, имевший 6 орденов и прошедший путь от Москвы до Вены в артиллерийских дивизионе реактивных миномётах «Катюша», учитель математики Кукса Николай Моисеевич считал его, Олега Михайловича, самым заслуженным ветераном, так как Новгородов прошёл путь от солдата до подполковника за четыре года войны от Ленинграда до Берлина.
Начало пути.
Когда началась финская война 1939-1940 годов, Новгородов Олег Владимирович был студентом Института физической культуры имени Лезгофта (далее по тексту – институт Лезгофта) по специализации «лыжи».
Всех лыжников отправили на усиление войск, и он попал в спецподразделение. Подразделение было переодето в финскую форму, финны по национальности и умеющие говорить по-фински были одеты в форму финских офицеров и сержантов, те, кто не умел говорить по-фински, даже офицеры, были одеты в форму рядового состава.
Их задача была подрыв железнодорожного моста, по которому шли поставки оружия из Англии, Франции, Америки и Швеции для финской армии.
По территории Финляндии рота двигалась по дороге строем как финское подразделение на лыжах.  Выйдя к объекту и уничтожив охрану, задачу они выполнили и начали уходить на свою территорию.
Обозлённые финны делали всё, чтобы их уничтожить. Часть финских подразделений преследовала их, часть пыталась устроить засады на пути их движения. Погоня была жуткой и продолжалась даже после окончания войны. Война закончилась 12 марта, а они выскочили 18 марта.
Финны желали их уничтожить. Из ста с лишним человек их выжило чуть более, чем полтора десятка, остальные погибли. Кто уставал и не мог идти, ложился и прикрывал отход. Финны никого в плен не брали. Кто оставался, старался как можно дороже продать свою жизнь – уничтожив врага.
Командование удивилось, когда они вышли с финской территории с боями через 6 дней после окончания войны.
Олег Владимирович был уволен и вернулся в свой ВУЗ, продолжив учиться.
Через год началась Великая отечественная война. Новгородов с друзьями вступил в народное ополчение города Ленинграда. Его заметили сразу и назначили командиром отделения, а после августовских боев отправили на двухлетние курсы офицеров в Ленинград.
Обстановка на фронте к этому моменту изменилась. 8 сентября немцы замкнули кольцо окружения выйдя к Шлиссельбургу и заняв его. После уничтожения немецкой авиацией стратегических складов, начался голод. На фронте давали 400 грамм хлеба, на курсах командного состава 200 грамм. Кошки и голуби уже к тому моменту все были съедены.
Курсант Новгородов со своим другом пришли к начальнику курсов и попросили сдать экзамены досрочно и убыть на фронт. Экзамены были по четырём предметам: 1) тактика, 2) огневая, 3) топография, 4) политподготовка. Сдали они их успешно и убыли на фронт на должность командиров взводов.
Те, кто увлекался историей, знает, что попытки прорыва блокады Ленинграда происходили неоднократно и только в январе 1943 года во время операции «Искра», которая проходила с 12 по 18 января, войска 2-ой ударной армии Ленинградского фронта соединились с Волховским фронтом в районе рабочего посёлка №5, а снятие блокады произошло в январе 1944 года.
Новгородов участвовал в прорыве блокады Ленинграда в октябре 1941 года. Его взвод продвинулся дальше всех, за что он получил орден «Красная звезда», а в нагрузку ещё и ранение, после чего его эвакуировали на большую землю.
По выписке из госпиталя ему, как уже опытному командиру и кавалеру ордена «Красная звезда», досрочно присвоили звание старшего лейтенанта, и назначили командиром роты во вновь формируемых подразделениях, отправили в район Сталинграда.
Батальон, в котором он оказался, имел задачу занять внешний обвод окружённой под Сталинградом немецкой группировки. Выдвигаясь на внешнее кольцо, батальон остановился в деревне. Выставили боевое охранение батальона со стороны возможного появления немцев.
Командование батальона располагалось в деревенских домах на основной улице. Ротный Новгородов расположил своих людей и сам, на окраине деревни, подальше от основной дороги в сараях, и банях.
Ночью немецкая разведка вырезала боевое охранение и нанесла основной удар вдоль улицы. Немецкие танки, двигаясь по улице, осколочными снарядами разносили дома, а пехота добивала выскочивших в подштанниках командиров и бойцов. Новгородов собрал свою роту и нанёс фланговый удар немцам, чем спас положение батальона.
Бой продолжался до утра. Утром немцы, оставив дежурные огневые средства, отошли завтракать.
Чтобы понять, что произойдёт в дальнейшем, Вы, мой дорогой читатель, должны знать, как немцы шли на прорыв. Впереди шли танки и мотопехота, далее колонны снабжения. Зима, степь, снег. Дороги пробиваются гусеничными тягачами или полугусеничными бронетранспортёрами с отвалами. Снег 30-50 сантиметров, а боковые отвалы вдоль дорог 1,5 метра. Маневр машин исключён, машины идут в два ряда по расчищенной дороге, причем расчистка идёт просто по направлениям движения независимо от дорог. Из-за боковых снежных барьеров вдоль дорог в 1,5-2 метра любой манёвр исключён.
Теперь что такое снабжение войск – это: 85% горючего, 10% боеприпасов, 5% продовольственное снабжение. Для окружённой группировки количество продовольствия будет скорее всего увеличено, но всё равно законы снабжения никто не отменяет.
Вернёмся к нашему бою. Немцы отошли на завтрак, колонны, зажатые снегом в степи перед деревней, стоят в два ряда машин и тут, как подарок Бога с неба полк Петляковых (Пе-2 фронтовой бомбардировщик, бомбовая нагрузка 600-1500 кг, полк 20-30 машин).
Немцы, скученные у кухни, понесли потери, их колонна в степи уничтожена в хлам, груда сгоревших машин, изрешеченных от взрывов боеприпасов и бомб.
Приезжает генерал, вся деревня в трупах наших и немцев, на окраине трупы немцев от бомбёжки и колонны сгоревших машин и танков. Строит батальон из офицеров, кто командует батальоном, один старший лейтенант Новгородов О.В. Выясняется, что Новгородов твёрдо руководил остатками батальона в бою. Новгородова наградили за этот бой орденом «Красного знамени», назначили на  должность комбата, и присвоили досрочно капитана.
Потом Курская дуга, там орден Отечественной войны II степени.
А теперь апофеоз всего рассказа – форсирование Днепра, за что наш герой Новгородов Олег Владимирович не получил Героя Советского Союза, но получил Орден Александра Невского как комбат, хотя этот орден по статусу для более старших командиров.
Форсирование Днепра для наших войск было трудной стратегической задачей. Ведь надо было не только форсировать широководную преграду под огнём противника, но и захватить плацдарм. И ещё, что очень важно, удержать его.
Форсировавший Днепр до него батальон действовал по стандартной схеме: артиллерийская подготовка по позициям немцев, спуск на воду плавучих средств, форсирование. Немцы выводят на гребень Днепра танки и в упор расстреливают плавучие средства, а с пулемётов немецкая мотопехота добивает наших бойцов в воде. Форсирование сорвано, батальон понёс невосполнимые потери, задача не выполнена.
Вызывают капитана Новгородова и ставят ему аналогичную задачу: его батальон при поддержке 3-х артиллерийских полков (3 боевых комплекта на орудие) форсирует Днепр, захватывает и удерживает плацдарм.
Олег Владимирович просит у командования 3 суток на подготовку –  командование идёт навстречу. Вместе, со своими батальонными разведчиками, он лично форсирует Днепр, и производит разведку. Оказывается, что на передовой в траншеях немецких войск нет, только наблюдатели и дежурные огневые средства. Получается, любая артиллерийская подготовка по переднему краю, просто расход боеприпасов. Основные силы немцев рассредоточены на удалении от переднего края. С началом форсирования немецкая мобильная группа в составе танкового и мотопехотного батальона выдвигаются в район высадки и огнём танков, и мотопехоты уничтожают переправляющиеся войска. Артиллерия противника в это время наносит удары по нашему берегу, отрезая резервы от передовых сил. Разведчики, во главе с капитаном Новгородовым, выясняют и систему связи. Периодически даётся сигнальная очередь в сторону противника трассирующими пулями. Наблюдатели и дежурные огневые средства очередями подтверждают, что они на месте и у них всё в порядке. Данная проверка визуально проходит несколько раз за ночь.
Выяснив точно расположение и характер действий противника, капитан Новгородов, принимает решение. Олег Владимирович просит командование: 1) не проводить артиллерийскую подготовку перед форсированием, а использовать 3 боевых комплекта для отражения контратак противника. 2) выделить от каждого полка по одной батарее на прямую наводку. 3) проложить 3 линии связи для дубляжа в случае обрыва.
В день форсирования разведка снимает наблюдателей и вырезает личный состав дежурных огневых средств. Во время проверки стрельбой наши бойцы, зная заранее порядок сигнальных очередей, подтверждают очередями, что всё нормально.
Батальон форсирует реку совместно с тремя батареями, каждая от подразделений поддерживающих полков. К утру окапываются и ждут.
Утром немцы начинают выдвигать смену дежурным огневым средствам и наблюдателям. Наши, зная их маршрут и время, заранее устраивают засаду и уничтожают противника. Немцы поднимают по тревоге танковый и мотопехотный батальоны, и бросают их в бой для уничтожения десанта. Уже при выдвижении колонны наша артиллерия из-за реки начинает налет подвижным заградильным и сосредоточенным огнём, наносит огневое поражение противнику. На участке перехода в атаку немецкая пехота отсекается неподвижным заградительным огнём от танков, а танки выбиваются прямой наводкой батарей. Противник, понеся страшные потери от огня артиллерии и стрелкового оружия батальона, откатывается на исходные.
Плацдарм удержан. Капитана Новгородова Олега Владимировича представили к герою Советского Союза, но кто-то посчитал, что лучше представить его к новому ордену Александра Невского.
Так он получил за форсирование Днепра орден Александра Невского и майора досрочно.
Война вела его к Берлину. На этом пути было много сражений и боёв, за которые он был представлен к правительственным наградам. За взятие Берлина он получил Орден Отечественной войны I степени и досрочное присвоение воинского звания подполковника.
Вот так, мой учитель физкультуры за 4 года прошёл путь от солдата до подполковника.
С окончанием войны он вернулся в институт, закончил его и стал преподавать в 239 физико-математической школе города Ленинграда.
Благодаря примеру наших учителей, их жизненной судьбе, ежегодно из нашей школы более 50 человек поступало в высшие военные учебные заведения. В нашем выпуске из 350 человек 52 ушло в армию, флот и КГБ, что составило более 14%.
Перед моей командировкой в Афганистан Олег Владимирович учил меня, как ходить в разведку, как брать языка, стрелять со станкового пулемёта ночью, бороться со вшами и т.д.
Поэтому всё новое – это хорошо забытое старое.
В Афганистане я опробовал многие его методы ведения боя, которые давали прекрасный результат. Окружающие думали, что это мои изобретения.
Ушёл из жизни Новгородов Олег Владимирович в 90-е годы. После операции по удалению аппендицита, он должен был находиться в реанимационной палате трое суток, а его выселили на коридор через сутки – кому-то понадобилась палата. Умер он тихо, не привлекая внимания окружающих.
Он был отличным командиром, грамотным офицером, прекрасным человеком и педагогом – мы его ученики, пока живы, будем помнить его. Такие, как он, спасли нашу Родину!