Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия

Антон Шишкодремов
Помимо многослойного смысла, произведение Уильяма Теккерея "Ярмарка тщеславия" знаменательно наличием классического персонажа - живой, цепкой и умелой Ребекки Шарп. Выбившаяся из низов, обладающая невероятной тягой к жизни, заряжающая энергией и хорошим настроением, героиня практически единственная, от кого не отлипает внимание и чьи успехи и неудачи воспринимаешь близко к сердцу. Мне так кажется.

Основной посыл произведения не оставил меня равнодушным, но целиком и полностью воплотился в данном персонаже, который я считаю чрезвычайно ценным в мировой литературе вообще. Подозреваю, что вся остальная псевдоинтересная масса понадобилась Теккерею с единственной целью, чтобы можно было сравнивать с Бекки Шарп. Благородный Доббин, хранивший все время свой меркантильный девкострадательный интерес, крайне неубедителен, а Эмилия лучше бы на протяжении всего повествования ничего не говорила.

"Ярмарка тщеславия" необъятна по размерам и рекомендую сразу присмотреться к главной героине, ибо, не найдя в ней ничего привлекательного, вы обречете себя на тысячестраничную муку. Мне же, когда Бекки Шарп исчезла со страниц повествования, пришлось, впервые за всю практику чтения, заглянуть вперед и убедиться в том. что она еще будет. Произведение пестрит сценами, присущими началу 19 века, историческими, юмористическими и актуальными в нынешнее время. Можно испытать ужас вместе с Бекки после неожиданного возвращения мужа или попытаться завлечь богатого жениха, поедая с ним жгучий перец. В общем, я не стесняюсь женской составляющей этого романа, потому что она того стоит.

Если бы Ребекка Шарп жила в наше время, то из нее вышла бы прекрасная Холли Голайтли ("Завтрак у Тиффани"). Правда гораздо более образованная. Общение с Бекки Шарп бодрит и вливает в жилы кровь. Кроме всего прочего она полезна как пособие по улучшению коммуникативных навыков и улучшения ныне существующей карьеры. Обнаружив со своей стороны с вышеупомянутой Бекки Шарп некое родство душ, единение и одобрение всех ее поступков, можно порадоваться за самого себя и для себя же вывести несколько постулатов.

1. Адаптированной в 21 веке Бекки Шарп плевать на любое неодобрение общества. Это в 19-м ей приходилось следить за своей репутацией, выходить замуж, рожать детей и т.д.
2. Если бы у Бекки Шарп вдруг возникла острая необходимость в вас лично, презирающих ее, то она бы умаслила и развела недовольных быстро и непринужденно, привела в восторг да так, что все бы подумали о том, что потратились на самих себя.
3. Бекки Шарп пробивалась из самых низов и блеклым малоподвижным аморфным особам остается только завидовать ее энергии и жизненной силе.
4. Наконец, дважды поднявшись из грязи, она доказала свою состоятельность.

Подобное отношение к собственному ребенку не красит женщину, но, проводить параллели с современностью было бы некорректно. Подумайте - каков бы вид имела любая другая любовь к детям, если последние воспитываются в закрытых школах, огромных замках с многочисленными няньками, кухарками и т.д. В 19 веке сам факт отцовства-материнства имел больше генетический и финансовый подтекст, а как таковым воспитанием собственных детей высшее общество, о котором идет речь в этом повествовании, не занималось. По поводу того, что Бекки "бросила ребенка", автор на примере Эмилии и ее отпрыска показывает - каким образом происходит воспитание детей высшего света и где они находят свое место. Там, где деньги. Мать же, праздношатающаяся и растворящаяся в собственном ребенке, жалка и дурно на него влияет,особенно если это мальчик. Родитель должен быть достойным человеком во всем, во всяком случае стараться быть в глазах ребенка, и это оказывает лучшее воздействие на детей, когда подобный человек находится рядом. Не говоря уж о материальном факторе. Весь роман подозревал, что Эмилия обыкновенная дура (авторское слово, не мое. Но и мое тоже), но поскольку она открыла первый раз рот только в конце повествования - уверенности не было. Лучше бы она молчала. На всякий случай автор это обозначил прямым текстом. Вдруг кто-то не понял.

Что касается сцены "вернулся муж из командировки" - виноват 19 век, где леди непременно должны ночевать дома, узость высших кругов, которые напоминают небольшой элитный колхоз и отсутствие депозитарных ячеек. Хотя, - нет ничего глупее, чем принимать любовников в собственном доме, а накопленные богатства держать там, где может их найти муж. Бекки должна была все это предусмотреть. Сцена неестественна, потому что нельзя верить в лоховатость других, но при этом не быть таким же самому. Первое правило Ярмарки Тщеславия - не расслабляйся, будь всегда начеку. В общем, эта сцена не характерна для Бекки Шарп. Можно допустить, что человека занесло и он стал считать себя гением. Но Теккерей сам пишет о том, что Ребекка всегда могла извлекать из малого многое. Признаков мании величия не наблюдается.

Когда Бекки исчезла со сцены - повестование стразу стало скучным, пресным и потерялся интерес. Пришлось заглянуть вперед, чтобы удостовериться в наличии Ребекки в будущем. В противном случае роман бы закончился для меня на бегстве Бекки в Италию. Мне вообще кажется, что вся остальная мишура по поводу Ярмарки Тщеславия, придумана автором для того, чтобы придать некую округлость своему произведению. Абсолютно все определяется по отношению к Бекки Шарп. Этот образ живой, настоящий любимый, в него Теккерей вложил свою душу.