Дорис Лессинг. Пятый ребенок

Антон Шишкодремов
Особый нобелевский лауреат Дорис Лессинг знаменательна разными произведениями, но, прочитав только одно "Пятый ребенок", могу сказать о невероятной глубине и огромному охвату всевозможных проблем. Вообще, рождение ребенка, особенно для мужчины, можно сказать, что единственное проявление чуда природы, когда твой собственный реализм втаптывают в грязь и ты впервые ощущаешь, что не все в этой жизни контролируешь.

Я думаю, что в "Пятом ребенке" еще и многодетная семья, чей облик светится изнутри, обожествляется соседями и облизывается государством. На них только что не молятся, всегда можно определить многодетных родителей по измученным, но одухотворенным лицам, уверенным, что все в этой жизни у них правильно. И вот Доррис Лессинг подкидывает им пятый угол, пятого чумазенького чертенка, звездное пятирование вместо четвертования.

Новорожденный оказывается чудовищем, но обычная трактовка романа о природе всех неформальных объединений мне видится чем-то поверхностным. Скорее, автор имела в виду человеческое несовершенство в любом случае, даже если кому-то кажется, что он идеален. Расплата и наступает в виде монстра в семье за такую ненавязчивую и доброжелательную форму гордыни. Хотя, подозреваю, что с помощью образа пятого ребенка автор намекала на природу всех асоциальных групп. Они типа гоблины, орки, кто там еще. Ха-ха. Во всех компьютерных играх, сколько себя помню, был орком.

Написано исключительно мастерски, атмосфера все больше нагнетается, грязевой ком ближе к концу повествования все увеличивается. У "Пятого ребенка" существует вторая часть, но не хочу ее читать пока не уйдет послевкусие, потому что вторые части обычно хуже.