Чингиз Айтматов. И дольше века длится день

Антон Шишкодремов
Произведение Айтматова стало классикой благодаря замысловатому стечению обстоятельств, потому что именно в нем появился в популярном своем значении термин "манкурт". В популярном, да не очень. Если кто-то из высоколобых националистов и читал этот труд до конца, то, даже обладая недюжими мыслительными способностями, сделал неверные выводы. Как мне видится, порою виной в том не дурная наследственность, а сам Айтматов.

И правда, произведение настолько пропитано ворчливым стариком, который постоянно сетует на не тот крем у торта и не тот цвет травы в кармане, что читать довольно противно. Причем, как я замечаю, содержание книги совсем не соответствует тому, что говорят ее герои голосом Айтматова. Например, весь такой правильный и нравственный Буранный Едыгей, на каждом углу кричащий о семейных ценностях, почему-то в собственной семье проводит мало времени, но зато истово борется за справедливостью где-то по-соседству. Его пламенные речи о несправедливо обиженной соседке должны производить впечатление, хотя на фоне его любви к этой самой соседке выглядят демагогией.

Везде, о чем бы не шла речь, всюду понукается неуважительная молодежь, покинувшая родную деревню. Судя по всему, Айтматов призывает всех вновь рассосаться по природным ореолам с тем, чтобы доить там коз и выращивать свиней. При общей традиционной любви к национальному брюзжанию очень удобный прием, потому что требует в национальных кругах не только уважения к себе, но и уважения к автору, я тоже уважаю. Тот, кстати, тоже посчитал себя вне установленных собственноручно правил и удалился в Европу, где продолжал уже писать свои нравоучения сугубо по-герценовски, до смыслового конца.

В итоге, легенда о манкурте из-за содержания книги в общем приобрела совершенно не тот смысл. В ней, если кто-то не в теме, описывается история человека, потерявшего память и приученного слепо выполнять указания хозяина. То есть, застывшие во времени правила, о которых с легкой руки Айтматова постоянно говорят национальные консерваторы, как раз и присущи тем самым манкуртам. Сейчас же под определение "манкурт" попадает всякий, кто когда-либо покинул родной кишлак. Нечто подобное произошло когда-то с Франкенштейном. Мало кто знает, что это имя не монстра, а человека, что его открыл. Я сам узнал недавно.

В качестве основной темы произведения предложена оценка деятельности людей со стороны инопланетян. И хотя книга совершенно не производит впечатления объективной (инопланетяне именно для этого понадобились), сама идея мне нравится. Действительно, если посмотреть на деятельность человечества со стороны, то в основном все мы занимаемся бессмысленной и досужей чепухой. Я тоже. Текст, как у многих советских авторов, достойный, тоскливый и нудноватый. Темы, касающиеся бюрократии власти, тоже не производят впечатления, ибо создается впечатление, что автор просто пытается ловко заменить одно на другое.

Я думаю, что данный труд будет актуален всегда и найдет отклик у читателей, если кто-то продерется через занудство и национальную дряхлость, потому что, подобно тому горшку, найденному в Месопотамии, на котором было написано "молодежь уже не та" (а датирован этот горшок какими-то годами до нашей эры), всегда найдутся те, кому недостает уважительного к себе отношения со стороны юного поколения, ибо они ничем иным, кроме возраста, его заслужить не могут.