О реликвиях, добре и не только

Еремин
               
      2023 год объявлен годом педагога и наставника в России. Какими же событиями он отмечен? Кто может считаться наставником? Педагог - профессия или призвание?
      Очень хотелось бы прочесть ваши отклики на эту статью.

      Мы много говорим ныне о патриотизме, традициях,  реликвиях, добре (даже проект о доброжелательности в школах  разрабатывать предлагают!), справедливости. Слова нужные и то, что они содержат в себе тоже необходимо в любом обществе, но что происходит на самом деле в современной жизни?

      В советском фильме «Доброта» (1977 год) есть эпизод, когда в школьном коллективе во время сбора макулатуры внук, погибшего в конце победного 1945 года солдата, сдал на сырье, хранившиеся в семье фронтовые письма своего деда! Директор школы, одев офицерскую форму собирает экстренный пионерский сбор, где после обсуждения поступка ученика, предлагается исключить провинившегося из пионерской организации, как не умеющего хранить семейные реликвии и предавшего память о защитнике Родины. Но вступается за мальчика учительница, сказавшая, что это произошло в порыве помочь классу занять первое место.  Эта же учительница потом совершает и, непростительный с точки зрения педагогики, поступок – наносит пощечину, издевавшемуся физически и хамски над слабым одноклассником, верзиле-переростку …
Наказать учителя, осудить школьника, потребовать от директора отчет и принять меры для ….?
 В фильме хороший конец: дети осознают свои ошибки, директор защищает и не предает своего коллегу: побеждают  СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ДОБРО!
     В не очень далекие 90-е годы в стране воруют все, что плохо лежит, снимают со столбов электрические провода, не брезгуют люками канализационными.  В стране создаются не только бандитские группировки, их пропагандируют фильмы «Бандитский Петербург», «Бригада», идущие на государственных телеканалах. Достаточно примеров и подтверждений, что «олигархи» - это тоже узаконенные воры!
     И в то же время!
     Удивительно, но близ одного из сел на развилке дорог, где в 1942 году расчет дивизионной противотанковой пушки вел свой последний бой с фашистами,  лежал неподъемный для детей ствол, сошник и отдельные остатки некогда грозного орудия. Бывший в годы войны мальчишкой местный учитель сообщил в  военкомат о реликвии. «Металлолом» перевезли в город. И вот он ржавеет под дождем на хоздворе. Но тоже неравнодушный человек и к тому же директор школы-новостройки, взялся возродить пушку, сделать её реликвией своего коллектива, где было более двух тысяч учащихся и учащих. В школе создавался музей, появились детские организации «Наследники Александра Невского» и кадеты. Отец одного из учеников, руководитель крупного промышленного предприятия, взялся восстановить боевую реликвию на своем производстве.
    И вот заново рожденная, но с подлинным боевым стволом пушка торжественно заняла свое почетное место в рекреации школы. Столько  радости было у детворы! Ни один школьный альбом детей хранит фотографии сделанные у легендарного противотанкового орудия. В особых случаях разрешалось кадетам разомкнуть цепи, огораживающие стоянку, и выкатить боевое орудие «на исходную позицию», ощутить себя воином-артиллеристом!  В городе так и говорили: «… – это та школа, где есть ПУШКА!»
      Десяток лет реликвия служила патриотическому воспитанию молодежи.  Но нашлись модернизаторы от истории и собиратели раритета в школьных  музеях. Может в общем-то   с правильной  целью и идеей соединить воедино то, что было сделано их предшественниками и донести до нынешнего поколения, но каким способом?  Деньги «модернизаторам» выделили на это немалые, и потрудились создатели нового музейного центра тоже немало.
      Но вот пушка-реликвия исчезла из школы как в детективе: когда дети и учителя пришли в школу – пушки не было! Ее увезли и спрятали в чьем-то гараже ночью….  А ведь можно было все сделать по иному: рассказать детям и общественности, что их школьная  реликвия  будет теперь служить  всему городу и проводить пушку торжественно, провести митинг  как это было сделано в свое время, когда орудие было доставлено в учебное заведение. Прошло более полугода, а многие родители до сих пор спрашивают: «Где наша пушка?» 
       Недавно пушка появилась на новой стоянке. Её приварили к забитым в землю рельсам…
       Помните, в начале повествования – один наследник в порыве энтузиазма сдал на макулатуру фронтовые письма деда, а ныне другие «приватизировали», или как сказано в отписке приняли «на временное хранение сроком на 30 лет» (!!!) школьную реликвию.
    А кому-то просто плюнули в душу!

     P.S. Моя бывшая ученица, ныне живущая в сибирском городе Иркутске,  откликнулась на мой совет посмотреть фильм о её школьном времени. И вот что она написала:
    «Потрясающий фильм! Какая сила любви! Любви, таких учителей как Марья  Николаевна и директор к выбранной профессии – педагогике. Разный подход, но цель одна - воспитать достойное поколение, помнящих свое прошлое и верящих в настоящее. Вот такие учителя и открывают души детей, их способности и таланты! Выводят на дорогу честности и порядочности.
       Красной нитью через весь фильм проходят слова Марьи Николаевны :  «даже самое интересное начинание не затронет души ребят, если оно не согрето добротой!»
      Фильм является  настольной книгой для сегодняшних учителей, пособием по обучению нынешней молодежи. И если ты, мой Учитель, как педагог-наставник детей, смотришь такие фильмы, значит еще не угасла надежда на возрождение нашей Родины, нашего Отечества! Спасибо тебе!»

     Посмотрите на фотографию в начале очерка –  это  школьная реликвия  ПУШКА, которую втихаря увезли с места расположения и найдите с Сети фильм «ДОБРОТА» и посмотрите его, думаю поймете о чем этот очерк: нельзя быть равнодушным в жизни,  приспособленцем и хамелеоном!
     Кстати, газетный вариант этой статьи был предложен для публикации одной из газет. Рукопись взяли, но не опубликовали...

ПОСЛЕСЛОВИЕ
   31 декабря 2023 года. Год ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА завершён. Школа поставлена на капитальный ремонт. Это очень хорошо, но беспокоит, что решено уничтожить то, что по хорошему надо бы было сохранить: тридцать лет по крупицам собирался школьный музей. Экспонаты упакованы и вывезены. Но осталась стенная роспись... Хотелось бы увидеть глаза и почувствовать состояние души того рабочего (не дай Бог выпускника школы!), который будет крушить изображения Святого Сергия Радонежского, благославляющего Князя Дмитрия на битву с ворогами, воздевшую к небесам руки Ярославну, молящую о находящемся в плену супруге,развевающееся Красное знамя над поверженным рейстагом, на фоне которых изображены Георгий Жуков и святой Георгий Победоносец, воздевший меч над драконом-змием...