Помяните моего папу Александра

Анатолий Гурьевич Холодюк
 
Фото: Семья Пищевых. В центре — Александр Пищев.

...Троицкая родительская суббота. Татьяна Мокрушина, певчая в храме во имя прп. Ефросинии, игуменьи Полоцкой в латвийском городе Карсава, после окончания литургии подходила к каждому прихожанину с пирожками на блюде и произносила :

— Помяните  моего папу Александра. И мою  маму  Ефросинью...

После трапезы Татьяна Александровна  почему-то подошла именно ко мне, не знакомому ей человеку,  и стала вдруг рассказывать:

— В младшем школьном возрасте я  не могла толком понять, кто такие были  «власовцы»? К ним принадлежал и мой  отец. Об этом я услышала от мамы. Не понимала я и другое, почему «власовцев» называли «предателями»?  Моя мама и  наша учительница начальных классов, словно договорившись друг с другом, уклончиво отвечали: 

— Вот вырастешь — и все тогда узнаешь... Так оно и случилось.

С детства посещая православную церковь, Татьяна слышала от своих родственников, что  "пионер" Павлик Морозов не может быть для нее «героем». Взрослые внушали девочке, что этот мальчик  был неверующим. Он не  успел познать Бога. Учился в советской школе, где  не было места религии.  Подстрекаемый мстительной мамой этот "пионер" поступил по отношению к своему отцу как Иуда. Поэтому Павлик - совсем не герой, а  «дитя-предатель». Татьяна поверила взрослым из церкви, что этому «пионеру-доносчику» нельзя подражать. Но девочка  и не осуждала его.
Повзрослев, Татьяна и  не  думала переживать, что из-за «прошлого» ее отца ей  было отказано вступать в комсомол и  носить комсомольский значок. Зато она дорожила   нательным крестиком на груди. В сравнении со сверстниками она жила другой жизнью: посещала с мамой храм,  пела в церковном хоре, ставила у икон свечи о здравии папы и слышала, как мама просила Богородицу, чтобы Она сохранила здоровье осужденного папы. Он работал в Сибири на лесоповале.

Татьяна Александровна  вспоминала:

— Мне было тогда  пять лет, а моей  младшей сестре Наталье  — три годика.  Самая младшая наша сестренка Лариса родилась уже тогда, когда папу осудили и отправили  в Сибирь. Мы жили тогда на хуторе Спринчи Снепельского сельсовета Кулдигского района в Латвийской ССР.   Отец работал завмельницей, хотя по профессии был  слесарем-водопроводчиком. Нашего папу  Александра арестовали 20 апреля 1950 года. Лет через десять мама рассказала мне, что папу  после суда увезли в тюрьму. За что? — допытывалась  я.

— «За измену Родине», — выдавила  из себя заплаканная мама...
На следующий после Троицкой родительской субботы воскресный день Татьяна Александровна  Мокрушина  принесла мне некоторые документы из семейного архива. «Анкета арестованного», заполненная в рижской тюрьме МГБ, свидетельствует,  Александр Филиппович Пищев  родился в 1914 году, по национальности — «русский», «из крестьянской семьи», «беспартийный» и «ранее не судимый». Фотокарточка арестованного отсутствует  в анкете. На том месте, где она должна быть приклеена, имеется лишь  отпечаток указательного пальца правой руки и личная подпись Александра Пищева.

Татьяна Александровна продолжила свой рассказ:
 
— Я отчетливо помню, что отец возвратился из Колымы  в пасхальные дни 1957 года. Причем,  "раньше положенного срока". Так говорила мама. Папа оправдывал перед нами, дочерьми, свое долгое отсутствие тем, что он якобы «зарабатывал деньги для нашей семьи  на лесоповале». Я сразу узнала папу по его сильным рукам, когда он появился у нас дома в Лудзе. Я ведь фактически была ребенком, когда папу забрали в рижскую следственную тюрьму. Запомнила, как он меня подбрасывал в детстве к потолку, а потом ловил. У меня дух захватывало, но не было страшно, и я заливалась смехом. Боже! Какие мы с мамой и сестренками были счастливыми тогда, когда всей семьей пели в  нашей церкви! Помню, папа стоял рядом с мамой, а я и Наталья крепко держали папу за руки. Но как все это было давно!..

В  семейном альбоме Татьяны Александровны хранились две редкие фотографии отца:

— Вот  мой папа в бескозырке. В молодости он служил на Тихоокеанском флоте. А эту фотокарточку, где он в меховой шапке, мама получила из исправительно-трудовой колонии... Папа весь срок работал в сибирской тайге на лесоповале. Представляете себе этот каторжный труд!?

Татьяна Александровна показала документы, полученные ею в архиве бывшего Министерства Госбезопасности Латвийской ССР. Это толстая папка под названием «Экспертиза N 203» с грифом «совершенно секретно». Следственное дело за номером 13882 повествует о том, что 4 мая 1950 году Пищеву А. Ф. (он же — Филиппович Александр Иванович) — уроженцу села Гатище Воловского района Курской области, предъявлено обвинение по ст. 58 —1 УК РСФСР, то есть в том, что, «являясь военнослужащим действующей Советской армии в 1942 году, он перебежал на сторону врага и рассказал немецкому командованию известные ему данные о местоположении своей части".

Читаю далее: "...С конца 1942 года служил в немецких карательных органах, при этом прошел специальный курс унтер-офицерской школы. А затем на территории Белоруссии и Польши участвовал в карательных мероприятиях против советских партизан и местных граждан. Весною 1943 года добровольно вступил в так называемую «Русскую освободительную армию», где, являясь старшиной роты под командованием изменника Родины Власова, участвовал в карательных против советских партизан, занимался вербовкой в «РОА» лиц из числа военнопленных. В 1944-45 годах являлся старшиной авиаэскадрильи «Власовской армии» и участвовал в боях против советских войск".

В толстой серой  папке с  названием «Экспертиза N 203» я прочитал и такой абзац:
"После капитуляции фашистской Германии, боясь ответственности за измену Родине, при прохождении фильтрации сменил свою фамилию ПИЩЕВ на ФИЛИППОВИЧ и до дня ареста проживал под вымышленной фамилией».

Далее следовали краткие показания свидетелей, «подтвердивших преступную антисоветскую деятельность»  Александра Пищева-Филипповича...В  других документах  «Экспертизы N 203» зафиксированы  дополнительные сведения: "Пищев А.Ф. был командиром 3-го отделения 3 взвода роты автоматчиков, 2-го отдельного стрелкового батальона 74-й Сталинской Добровольческой отдельной стреловой бригады алтайцев и сибиряков. 26-го октября 1942 года по взаимной договоренности с подчиненным ему солдатом Кузьмой Захаркиным с оружием в руках перешел на сторону врага».

После окончания Второй мировой войны "Пищев А.Ф. — Филиппович А. И." до своего ареста «незаконно хранил пистолет». Фамилию ему помог поменять дьякон Рижской Иоанновской православной церкви Трубецкой Павел Никанорович, которого арестовали через несколько дней после ареста Пищева.
 
— Это был  родной дядя папы. Ему дали десятилетний срок, — уточнила Татьяна Александровна.

Листая вместе со мной старые  документы, рассказчица кратко комментировала их, то и дело заглядывала мне в глаза, словно  выжидая реакцию. Потом сама спрашивала  и сама же отвечала :

— Вот так и я постепенно  узнала всю правду, кто такие «власовцы» и за что посадили моего отца. Как я могу осуждать папу!? Он же — мой отец! А, безбожную советскую власть у нас в Латвии не воспринимал и чуждался не только мой папа. И, наверно, и есть за что! Это была для моего отца преступная власть. По  воспоминаниям папы , ему было всего четыре годика, когда на его глазах большевики повесили его отца в Курской области. И знаете за что?! Он  своим односельчанам в деревне Гатище Курской области «отливал» в своей маленькой мастерской обыкновенные резиновые галоши! Не мог же он эти галоши всем бесплатно раздавать! Вот он и продавал...Кулаком  его обозвали и засудили как врага советской власти...

— А где трудился ваш отец после возвращения из Колымы? Нашел  себе какую-нибудь работу?

— Да.  Папа  работал по своей основной профессии в одном из ОТК. После семи лет пребывания в Сибири он  стал очень верующим человеком.  Все его любили в округе. Но годы, проведенные на лесоповале, сказались на его здоровье: папа умер в декабре 1969 года от рака желудка.

— О судьбе вашего отца можно рассказать в прессе?

— Лучше в немецкой.

— Почему именно в немецкой?

После некоторой паузы наш диалог продолжился:

— А нет у вас там в Германии какой-то благотворительной организации, чтобы посочувствовали и помогли мне как дочери  "власовца"?  Ну, просто выжить…

— Никогда не интересовался этим. Знаю только, что в зарубежной церкви архиепископ Марк и ключарь Мюнхенского собора священник Николай сочувственно относятся к власовцам. Слышал, что отец ключаря, кажется,  тоже сдался и  перешел   в первый год войны к немцам. Может, и прославили  бы эти клирики самого Власова... Помянуть — они бы помянули  вашего отца.  Но ... чтобы деньгами помочь!? Большой вопрос.

...Слушая в Карсаве  рассказ Татьяны Александровны о трудной судьбе ее отца, ловишь себя на мысли, что сегодня, с этак безопасного во времени расстояния легко созерцать чужие  документы и  критически оценивать «советское» прошлое в судьбах людей, перешедших в годы Второй мировой  войны на сторону «власовцев». Однако меняются времена. Вместе с ними меняемся и мы, извлекая уроки из прошлого.


От автора.

По возвращении из Латвии  в Мюнхен я показал эту  статью  Анатолию Дмитриевичу Степанову - редактору одного известного сайта в Санкт-Петербурге. И вскоре  получил  от него   такой ответ:

"История России ХХ века - сплошная и страшная трагедия. В этом лишний раз убеждаешься, читая о судьбе власовца Александра Пищева. Однако, понимая всю трагичность русского разделения после революции, нужно верно расставить акценты. Власовцы были предателями. И никакие «новые обстоятельства», «новый взгляд на историю» не изменят этой непреложной нравственной оценки. Да, среди них были люди верующие, сам генерал Андрей Власов был верующим человеком, о чем свидетельствовал его духовник. Но князь Андрей Курбский тоже был верующим человеком. Он тоже заявлял, что вел литовцев на Русь для борьбы против «тирана» Иоанна Грозного.
Власовцев можно пожалеть, можно понять каждого конкретного человека. Но оправдать предательство нельзя. Никакой демагогией, типа «они воевали не против Родины, а против тоталитарного режима», предательство не оправдать. Война 1941—1945 годов — это не война Гитлера против Сталина, это Великая Отечественная война нашего народа против нашествия иноплеменников. И это сразу поняла Русская Православная Церковь, в лице своего Предстоятеля митрополита Сергия (Страгородского) обратившаяся к народу с призывом встать на защиту Отечества..."

И в конце  своего послания А. Д. Степанов приписал: "Поставим на сайте с комментариями "От редакции".

Тезка"