Без мамы... Глава 26

Эльвира Гусева
Продолжение.Начало в гл.1-25  http://www.proza.ru/2019/02/22/430

1  Мая  1961  года  умерла моя  свекровь  Клавдия  Павловна   Кабанова,  с  ней  случился  гипертонический  приступ, после которого она так и не пришла в себя.   Мои  дети  лишились  единственной  бабушки,  которую  они  очень  любили.  Потеря  для  семьи  была  большая,  особенно  переживал  Вася.

Весной   мы  начали  корчевать  землю  для   овощного  огорода,  картофельный  у  нас  был  на  Втором  посёлке.  Лето  пролетело  быстро,  собрали  неплохой  урожай  овощей. 

4  ноября  1961  года  из  моей  деревни  пришло  известие  о  смерти  моего  папаши - Баландина  Ивана  Степановича.  Так  на одном году мы потеряли  своих  родителей.   Жизнь  продолжалась  дальше,  дети  наши  подрастали.

Осенью   Эля  пошла  в  школу,  ей  попалась  хорошая  учительница   Антонина  Александровна  Ревенко,  которую  она  сразу  полюбила,  школу  тоже   полюбила.  Училась  с  желанием,  очень  внимательно  слушала,  выполняла  всё,  что  задавала  Антонина  Александровна.  Теперь  у  нас  дома  все  разговоры  были  только  о  школе.   

Мы   с  Васей  знали  обо  всём,  что  было  у  Эли  на  уроках,  какие  оценки  получили  ученики  в  классе.  Скоро  Эля  организовала  школу  на  дому,  к  ней  приходили  её  одноклассники,  которым  она  объясняла   и  помогала  выполнять  домашнее  задание.
            
Школа  настолько  увлекла  её,  что  она  собрала  все  свои  игрушки:  кукол,  медведя, лошадку  и  других  животных,  сделала  им  тетради  и  стала  их  учить  всему  тому,  что  знала  сама,  при  этом  очень интересно копировала  свою  любимую  учительницу  Антонину  Александровну.
            
В  1963  году  стал  школьником  Саша,  правда,  учёба   не  так  привлекала  его.  Володя  окончил  восемь  классов,  стал  работать  учеником  слесаря  в  механическом  цехе.  Работа  ему  не  понравилась,  и  он  уехал  в  Иваново,  устроился  работать  в  цирк  разнорабочим,  вскоре   перешёл  в  драмтеатр. 

Нам  с  Васей  эти  его  похождения  не  нравились,  хотелось  дать  ему  образование,  хорошую  профессию,  но  Васин  брат – Виктор,  у  которого   Володя  жил  в  Иванове,  нас  успокоил. Сказал,  что  это  всё  пройдёт,  Володя – парень  неглупый, сообразит,  что  ему  надо.
            
Летом  1963  года  Володю  призвали  в  армию. Служить  ему  пришлось  три  года  четыре  месяца.  Много  всего  он  повидал  за  годы  службы,  проехал  всю  страну  от  Симферополя  до  Читы,  приобрёл  много  друзей.  Надо  особо  отметить,  что  Володя  участвовал  в  Первомайском  параде  войск  на  Красной  площади   в  Москве  в  1965  году,  за  что  был  отмечен  Благодарственным  письмом  командования.   За  годы  службы  он  очень  повзрослел,  возмужал.
            
Осенью  1963  года  со  мной  случилась  беда,  я  случайно  упала  в  погреб,  получила  сотрясение  мозга,  очень  долго  лечилась  сначала  в  Юже,  затем  в  Иванове.  После  шести  месяцев  лечения,  меня  перевели  в поселковую   больницу,  как  я  понимала  тогда,  умирать. 

Я  таяла  на  глазах,  из – за  сильнейших  головных  болей  мне  не  разрешали  вставать.  Состояние  моё,  по-видимому,  было  критическим,  ко  мне  привели  детей,  по  всей  видимости,  проститься.
             
Мне  никогда  не  забыть  этого  момента:  открывается  дверь,  входят  Эля  с  Сашей,  за  ними  Вася.  Я  была  в  сознании,  но  говорить  мне  не  разрешали.   Дети  встали  у  двери,  сжались  и  не  подходят  ко  мне.  Я  пытаюсь  протянуть  к  ним  руки,  но  они  у  меня  такие  слабые,  сил  нет. 

По  всей  видимости,  дети  меня  не  узнали,  попятились  назад,  не  решаясь  подойти  ко  мне.  Я  пытаюсь  их  позвать,  голоса  нет,  обнять  -  не  достаю,  от  безысходности  я  заплакала. Эля выбежала из палаты на улицу. Вася  стал  меня  утешать,  а  я  вдруг  вспомнила  себя  у  гроба  мамы… 

В  этот  момент  я  заплакала  от  одной  мысли,  что  моим  детям  придётся  пережить  то,  что  пережила   я,  всю  оставшуюся  жизнь  прожить  без  мамы.  Неужели  мою  единственную  девочку  ждёт  такая  же  судьба?  А  Сашенька – солнышко  моё  ненаглядное,  мальчик  мой  родной… Вошла  медсестра  и  попросила  всех  немедленно  выйти.
          
После  этой  встречи  детей  ко  мне  больше  не  пускали,  но  состояние  моё  стало  улучшаться.  Вася  навещал  меня  утром,  в обед  и  вечером,  как  же  ему  было  трудно  с  двоими  детьми,  хозяйством,  с работой – он  всё  успевал. 

Благодаря  самому  внимательному  отношению  ко  мне  со  стороны  врача  Веры  Филипповны  Ждановой   и  Васиному  уходу,   я  стала  поправляться,  мне  разрешили  вставать,  сначала  ходила  по  палате,  потом  по  коридору,  хотя  голова  кружилась  и  часто  текла  кровь  из  носа,  но  я  начала  оживать.
          
Вскоре  меня  выписали  домой.  Дома    меня  ожидали  приятные  сюрпризы, в  квартире  была  чистота,  бельё   было  постирано.  Оказывается,  Вася   с  Элей  очень  строго  следили  за  всем.  Вася  топил  плиту,  готовил,  Эля  с Сашей   мыли  посуду,  пол,  стирали  бельё. 

Я  заметила,  что   Вася  был  очень  строг  к  ним, дети  за  время  моего  отсутствия  стали  старше.  Когда  я  окончательно  окрепла,  мне  выделили  путёвку  в  санаторий  «Зелёный  город».   Санаторное  лечение  мне  хорошо  помогло.  Я  стала  работать.

Фото. Наша семья, август 1963 года, из семейного альбома автора.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2019/02/24/434