Момент истины в Миассе

Александр Кожейкин
Внимательно просмотрев в онлайн-режиме трансляцию встречи 22.02.2019 по поводу строительства Круглогорского горно-обогатительного комбината (ГОКа) в Миассе Челябинской области, я попытался объективно и беспристрастно оценить положительные и отрицательные стороны проекта.

Плюсы

1. Рабочие места. Их было 40, но, по словам докладчика, выросло до 60. Объективно заметим, что работа на магнитной сепарации при сухом способе обогащения связана с пылением и тяжелыми условиями труда. Хотя так же беспристрастно поясним, что можно минимизировать вредное воздействие пыли и шума – все зависит от воли хозяина.

Про синергетический эффект (это прозвучало в выступлении)  скажу так. Действительно, при строительстве нового ГОКа задействуются мощности сторонних строительных компаний, привлекается транспорт, люди.

Но эти рассуждения от лукавого! Подумайте: а разве не действует этот принцип при возведении нового магазина или отеля? То же самое. Поэтому синергию вычеркиваем.

А также берем на заметку, что рабочие места создаются ВРЕМЕННО – на несколько лет до окончания выработки руды и закрытия ГОКа.

2. Налоги. Подчеркивалось, что оффшорных схем вывода прибыли, как в случае с Томинским ГОКом, не будет, и налоговые поступления пополнят бюджет. Как этими средствами распорядятся чиновники, уже совершенно другая история.

3. Тот самый случай, когда возникает момент истины, и маски сбрасываются. Вы вдруг видите, что депутат, за которого вы голосовали, НЕ отстаивает интересы жителей города, а играет за чужую команду, как и чиновники высокого ранга. И можно инициировать процедуру отзыва, да и впоследствии не голосовать за такого перевёртыша.

Объективно, такая возможность выяснить, КТО ЕСТЬ КТО, большой плюс.

Минусы

1. Положительный имидж города нарабатывается десятилетиями, а пошатнуться может за пару дней.  Приходилось слышать с заезженной пластинки про Томинский ГОК песню: «ГОК еще не построен, а вы уже паникуете». Именно так и происходит. В Челябинске риэлторы напрямую  связывают резкое падение стоимости жилья и расценки по аренде в связи со строительством еще одного грязного производства. В туристический сектор экономики уже вложены миллиарды, как скажутся на нем разговоры о том, что рядом с озерами будут греметь взрывы, и в воздух будет неизбежно попадать пыль, понятно.

2. Влияние на сады и огороды. По данным Росстата выбросы вредных веществ в Варненском районе после пуска Михеевского ГОКа выросли в 19 раз.

3. Оползни. У больших карьеров это частое явление. Дома сползали в карьер. Во избежание человеческих жертв посёлок Роза у карьера вблизи Коркино даже расселять приходится, Президент Путин даже на это место приезжал. 

4. Эффект депрессионной воронки. По принципам физики часто бывает так, что вода уходит туда, где глубже. По этой причине многие карьеры затоплены, а неглубокие озера могут быть осушены. В бывшем рудном карьере (не путать со строительным карьером по добыче гранита или известняка) с остаточным содержанием тяжелых металлов вода непригодна и даже ядовита. Пример – самое грязное озеро планеты Беркли Пит.

 5.  Предполагается вести взрывные работы. Но рядом с будущим ГОКом не только в километре сады, но располагается уникальный Ильменский государственный заповедник. Однозначно  взрывы не окажут благоприятное воздействие на зверей и птиц. А ведь в заповеднике 57 видов млекопитающих, 173 вида птиц, а 125 видов гнездятся только на территории заповедника. 

6. По печальному опыту коркинцев минус еще и в том, что после выработки «инвестор» исчезает, а такие карьеры забрасываются. Никто про это сейчас не думает. Карьер становится объектом повышенной опасности и обузой местного бюджета.
 
Разумеется, это не все минусы. Дискуссионные моменты я вынес за скобки.

И закончу песней из к/ф «Ирония судьбы»

«Оркестр гремит басами,
Трубач выдувает медь.
Думайте сами, решайте сами,
Иметь или не иметь…»

23.02.2019