Кто мой ближний?

Дмитрий Кульпин
Когда вы идёте в храм, принести жертву хвалы уст ваших, Писание предупреждает, наблюдайте за сердцем вашим, как вы ходите. Если есть человек, который что-то имеет против вас, оставьте дар перед жертвенником, идите примиритесь, а после приходите. Иначе вся ваша набожность, религиозность, лишь внешняя оболочка, за которой скрывается гнилое сердце и ваша жертва не имеет смысла. Наверняка в вашей жизни бывали случаи, когда вы берёте в руки красивое, спелое яблоко, разрезаете его и вас постигает разочарование, внутри оно всё изъедено червями. Бывает и наоборот, что маленький и неказистый фрукт оказывается вкусным. Так и человек, порой на вид кажется благочестивым, а стоит слегка капнуть, как начинает смердить. Вот такой человек однажды и подошёл к Иисусу:
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:25)
Люди часто задавали Иисусу разные вопросы, кто-то очень искренне, ища истину, как тот богатый юноша, которого полюбил Иисус, или женщина у колодца, Иисус искренне отвечал на них. А бывали вопросы с подвохом, желая в чём-то уловить собеседника, или поспорить. По этому и ответы на них звучали по другому. Иисус видел сердце законника и знал, что он спрашивает искушая его. Возможно ему показалось, что Иисус уж слишком высоко возомнил о себе беседуя с 70-ю учениками. Очевидно до этого он сидел в числе других слушателей, но тут решил сказать. Возможно, что он хотел спровоцировать Иисуса сказать, что-либо против закона, или подловить на не знании его и таким образом унизить авторитет его перед учениками. Мы можем только догадываться, но Иисус знал, что он хочет и тут же уходит от пустого спора. Он отправляет его к первоисточнику, к Писанию: «Что ты меня спрашиваешь, ты же законник, что там написано, как читаешь?» Это традиционная раввинская формула, начать доказательства от Писания. Законник не мог сказать, что он не знает закон. Он повторил фразу, известную всем о любви к Богу и ближнему, которую и сам Иисус употреблял в некоторых обстоятельствах. Законник оказался в неловком положении, оказывается он знает ответ, но почему-то спрашивает. И в желании оправдать себя, он хочет показать, что вопрос имеет смысл, а именно ещё не ясно, кто мой ближний. Иисус прекрасно понимал, чего теперь добивается законник. У него существовала гибкая система позволяющая любить в определённых рамках. Он знает, что закон говорит о любви к ближнему и готов определить своего ближнего в терминах. Но каким бы изворотливым не был этот человек Иисус любит и его тоже. Задача Иисуса не поставить его в тупик своим ответом, а показать смертельные язвы на его сердце, помочу ему увидеть себя со стороны. Поэтому предлагает следующую притчу.  Человек на пути из Иерусалима в Иерихон попался в руки разбойников. Довольна обыденное дело, между этими городами находилась пустыня, где и промышляли лихие люди. Он был изранен и брошен в канаву. Дальше история рассказывается с точки зрения человека в канаве, кто же окажется ближним? Законник прекрасно понимал, что ему надо помочь. Помощь нуждающимся, раздача милостыни, важная часть в жизни фарисея. Окажись он там, то обязательно помог бы бедному парню. Но на ту пору проходили мимо священник и левит. И тут чтобы оценить весь замысел притчи нужно вспомнить, кем они были по отношению к законнику. Священники были садукеями, враждебной партией по отношению к книжникам и фарисеям, которые были от народа. Когда-то они действительно были такими ревнителями, народной оппозиционный партией, но постепенно легализовались, фарисеем стало быть модно и в их ряды стали проникать люди не из любви к закону, а из корыстных побуждений, партия начала разлагаться изнутри. Но неприязнь к служителям осталась, у них были и догматические расхождения. Они часто ругались между собой, работа у них была такая. Помните? Апостол Павел иногда пользовался их слабостью. И здесь законник мог бы ухмыльнуться ну конечно, что можно ещё ожидать от этих лицемеров. Следующий наверное будет кто-нибудь из наших. Не спешите судить бедного фарисея, давайте прежде взглянем, а нет ли бревна в нашем глазу?  Какое наше отношение к служителям? Зажрался, опять развлекается где-нибудь, у нас, что мало проблем в церкви? Мало людей брошенных в канаву, семьи разваливаются, он...У кого возникали такие мысли признайтесь честно. Знаю, что открыто не скажите, об этом обычно в подворотнях, за глаза говорят. Если соблазняет что-то, если любишь этого человека и искренне пытаешься направить на путь правды, подойди обличи лично, в случае с священником при двух свидетелях, если не так - грех осуждения, это не любовь к ближнему. Дальше левит. У нас в церкви вообще есть служителя занимающиеся проблемами людей в канаве, кто-то их в лицо знает? Душепопечители есть? Они кому-то реально помогли, или им важна лычка на погоне? Вот я бы мог помочь всем труждающимся и обременённым, но меня никто не спрашивает. Если подобные мысли возникают у вас в голове, вы такие же как этот фарисей. Вернёмся к притче. Следующим оказался самаритянин. И чтобы оценить реакцию законника нужно вспомнить насколько презрительно они относились к самаритянам, хуже чем к язычникам. Самарию обходили стороной и даже само слово самаритянин было ругательным.  Даже когда Иисус спросил его, кто оказался ближним? Он не смог произнести это слово, но ответил, оказавший ему милость. Представьте насколько должно было быть задето сердце законника, что Учитель прославил не его, а некоего самаритянина. Это нам сегодня кажется будто все самаритяне были добрыми, но в те времена иудеи считали, что ничего хорошего ждать от них не стоит.  Кто же по сути они были? Ближайший родственный народ, говоривший на том же языке, евреи полукровки. Когда-то ассирийский царь увёл в плен евреев поверженного Израиля, а на их место поселили язычников. Начались тяжкие времена – «крокодил не ловится не растёт кокос», что подсказывало языческое сознание? До нас здесь жил другой народ, у них были свои боги, этой местности, мы прогневали их богов, надо их почтить. Для этого специально был выписан священник, чтоб обучить этих людей закону Моисея, при этом конечно они и своих богов не забывали. Позже, когда евреи возвращались из плена брали себе в жёны язычниц, произошёл некий симбиоз, как на духовном, так и на физическом уровне. Так появился феномен самаритян. А теперь вновь обратим внимание на себя, кто нас больше всего раздражает? Не далёкие люди, а ближайшие родственники, соседи, с которыми приходится жить бок о бок, может даже терпеть их недостатки. Как-то одна бабушка на исповеди говорит: «Ой грешна батюшка, я свою сноху плохим словом обозвала, но вы знаете, она сама виновата...» И дальше пошло перечисление грехов её снохи. Даже если действительно человек виновен, до скольки раз велено прощать брату? Блудный сын не надеялся на прощение, у его отца было три пути, прогнать с глаз, дать шанс отработать в числе наёмников, делами заслужить прощение, на что и рассчитывал сын, но отец пошёл дальше, просто простил. Бог этим показывает Свою любовь к нам. А как мы прощаем, даём ли шанс человеку. Это прощение нужно не столько ближнему, сколько нам самим, поскольку от этого зависит и наше прощение. Как мы молимся в молитве «Отче наш» - прости нам, как и мы прощаем должникам нашим. Нас раздражают не столько безбожники, сколько инакомыслящие, думающие не так как я, имеющие свою точку зрения. Здесь мы готовы не только плохим словом назвать, но и пойти дальше. Иисус говорит в Нагорной проповеди, если кто назовёт брата «рака» - пустой человек, подлежит синедриону. Пустой человек, это с арамейского, человек без имени, это даже не оскорбление. Это если я скажу брату: «Эй ты, иди ка сюда», это равнодушие, но это уже подлежит человеческому суду. А если скажу «безумный» - достоин геенны огненной.  Вернёмся снова к нашему законнику. Теперь понимаете, что Иисус сделал с этим человеком? Он уходит от теоретических рассуждений и сводит к тому, что естественное человеческое чувство решает вопрос поставленный законником, другого ответа и не ожидалось. Иисус указывает на предрассудки и ненависть в сердце законника и тем самым не выполнении заповеди о любви к ближнему. Недостаток любви не в том, что он не оказал бы помощь человеку в канаве, а в том, что он ненавидит самаритян и смотрит сверху вниз на священников. Иногда люди любят преувеличивать свои достоинства и недооценивать их в других. Нам всегда кажется, что мы то не такие, как этот фарисей, по крайней мере лучше тех, кто находится за пределами нашего храма. Не искушайте Господа, иначе Он расскажет вам эту притчу на новый лад, относительно к вам и сладко вам не покажется. Кто сегодня мой ближний? Иисус своей притчей отвечает, что это не тот кого я хочу видеть своим ближним, а тот кто в данный момент нуждается во мне, даже если он мне не приятен, есть вещи которые не выбирают, они посылаются свыше. Если есть такая категория людей, которых я не люблю, я не лучше этого законника. А если говорим, что любим всех, то в чём проявляется наша любовь. Иисус доказал свою любовь на кресте, умерев не за праведников, а за распинающих его. Сколько сегодня людей лежащих в канаве, сколько тех кого мы недолюбливаем, или тех к кому мы просто равнодушны. Давайте сегодня протянем руку тому, кому вчера никогда не подали.