Забытые имена - художник Виктор Резанов

Борис Гузь
          Имя уроженца Черниговщины Виктора Михайловича Резанова, русского художника-пейзажиста, академика Императорской академии художеств известно лишь узкому кругу искусствоведов и коллекционеров произведений живописи.
          Но на малой родине живописца в Ичне Черниговской области о нем помнят местные краеведы, Виктор Резанов есть в списке знаменитых уроженцев Ични, его имя носит одна из городских улиц. Он внесен и в Перечень знаменательных и памятных дат Черниговской области.
          Опубликованные сведения о Викторе Резанове не отличаются полнотой, в биографиях художника имеются пробелы, в частности совсем отсутствует информация о последних годах его жизни, да и по другим эпизодам она фрагментарная или неточная, есть и явные ошибки.
          Поэтому пришлось работать над устранением «узких мест» в биографии живописца. Поиски информации о В. Резанове в дореволюционных документальных и исторических источниках, материалах Академии художеств, частной переписке, адрес-календарях, художественно-мемуарных произведениях, а также в скупых сведениях из аннотаций к работам художника в музеях и на художественных аукционах и в упоминаниях о нем в отдельных публикациях позволили заполнить имеющиеся пробелы и неточности его биографии.
          Виктор Михайлович Резанов родился 1 (13) января 1829 г. в местечке Ичня Борзнянского уезда Черниговской губернии в семье дворянина, кавалерийского офицера Михаила Матвеевича Резанова (1789–1863).
          Его отец был участником Отечественной войны 1812 г., в чине прапорщика в составе шефского эскадрона Киевского драгунского полка принимал участие в Бородинском сражении, будучи полковым адъютантом. 24 августа на редуте у деревни Шевардино был ранен. За проявленный героизм награжден орденом Святой Анны IV степени. Еще одну награду – орден Святого Владимира IV степени, он получил в 1813 г. в заграничном походе российской армии.
          После войны продолжал служить в полку, который с конца 1826 г. по указу императора Николая I стал называться Киевским гусарским. После 1812 г. полк базировался в Белой Церкви, с 1817 г. – в Нежине, а в середине 1820-х годов зимние квартиры находились в Борзне и Ичне.
          Примерно в 1825 г. женой командира 1-го эскадрона, ротмистра М.М. Резанова стала Цецилия Ивановна (1792-1875), тогда он и приобрел в Ичне участок земли, построив на нем дом для семьи.
          Следует отметить, что женитьба офицеров на действительной военной службе была тогда одиночным явлением, поскольку условия службы этому никак не способствовали. Ради создания семьи офицеры обычно подавали в отставку «по семейным обстоятельствам», или же всю жизнь оставались холостяками. Но для Михаила Резанова это был уже второй брак.
          Дом М. Резанова находился на улице Гончаровке посреди небольшого парка, был он одноэтажным и имел шесть комнат. У парадного входа размещалась беседка в виде круга из кустов сирени с цветником посередине. За домом был фруктовый сад и большой малинник. В саду стояла кухня под соломенной крышей. Усадьба утопала среди высоких каштанов, кленов и лип.
          Дом Резановых сохранился до настоящего времени, со временем его перестроили, прорезав еще две двери, дом стал трехквартирным с квартирами на две комнаты. Ныне дом находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта. Удивительно, что обветшалое строение до сих пор не снесли, ведь дому уже почти 200 лет. Дом сохраняли и поддерживали в жилом состоянии его жильцы.
          В отцовском доме на Гончаровке и родился будущий художник, здесь прошли его детские годы. Его отец продолжал служить в полку, бывая в Ичне наездами. Киевский гусарский полк не участвовал ни в русско-турецкой войне 1828–1829 гг., ни в подавлении Польского восстания 1830–1831 гг., поэтому М.М. Резанов спокойно выслужил чин подполковника, и вышел в запас. Дальше служил уездным полицмейстером в Брест-Литовске Гродненской губернии. В декабре 1839 г. был награжден орденом Святого Георгия за 25 лет безупречной службы в офицерских чинах. В некоторых дореволюционных публикациях написано, что отец художника был полковником, но метрические церковные записи этого не подтверждают. В местечке Ичня отставной подполковник и кавалер М.М. Резанов имел немного пахотных земель и 18 душ крепостных крестьян (1846), он принадлежал к мелкопоместным помещикам.
          У Виктора были родные сестры Ионилла (1832), Анна (1833) и Зиновия (ок. 1836), а также сводные сестра и брат от первого брака отца – Анастасия (ок. 1814) и Константин (1812-1898), в 1879 г. генерал-майор. 
          Виктор получил начальное домашнее образование, а затем учился в классической гимназии при Нежинском юридическом лицее им. князя Безбородько, которая открылась в 1840 г. Гимназия готовила учеников к обучению в лицее и подчинялась его дирекции.
          В гимназии и проявился художественный талант Виктора Резанова, тогда он и решил стать художником. Произошло это благодаря урокам рисования, которые были обязательной составляющей обучения учеников младших и средних классов.
          Во втором томе книги-справочника Федора Булгакова «Наши художники», изданного в Санкт-Петербурге в 1890 г., указано, что первичную художественную подготовку В. Резанов получил под руководством учителей рисования Сосницкого и Безперчия.
          О художнике или учителе рисования Сосницком никакой информации найти не удалось. Работать учителями рисования в гимназиях и лицеях могли только выпускники Академии художеств, а такой фамилии среди ее выпускников нет.
          Вероятно, это был Исидор Савицкий, который получил звание свободного художника в Академии художеств в 1839 г., и преподавал рисование в Нежинском юридическом лицее до 1846 г.
          А Дмитрий Иванович Безперчий (1825–1913) был сыном крепостного художника-иконописца, которому граф Д. Шереметьев дал вольную в 1841 г. В 1843 г. вступил вольнослушателем в Академию художеств, учился в классе оригинальных фигур под руководством И.И. Вистелиуса. В сентябре 1846 г. обратился в Художественный совет Академии с просьбой предоставить ему звание художника за два выполненных портрета и рисунки. Причиной такой просьбы стали постоянные лишения и нищета. Совет присвоил Д. Безперчию звание неклассного художника исторической и портретной живописи.
          С декабря 1846 г. Д. Безперчий начал преподавать рисование в Нежинской гимназии. Под его руководством Виктор Резанов и овладел основами рисунка и живописи, что позволило ему в 1848 г. стать учеником Академии художеств. Точно не установлено, закончил ли он гимназию, срок обучения в которой составлял семь лет. В книге Ф. Булгакова указано, что в гимназии он учился пять лет (1843–1848). А учеником юридического лицея В. Резанов точно не был.
          В Академии Виктор Резанов учился у заслуженного профессора Максима Никифоровича Воробьева в классе пейзажной живописи, а после его смерти (1855) – у его сына Сократа Воробьева. В одном классе с Виктором Резановым учились Николай Абуткин, Петр Балашов, Петр Верещагин, Александр Гине, Павел Джогин, Ойген Густав Дюкер, Арсений Мещерский, Иван Шишкин.
          Павел Джогин был земляком В. Резанова, родился он в селе Понуровка Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Брянская область, Россия). Учился в Черниговской гимназии, а в 1854 г. стал вольнослушателем Академии художеств.
          В 1853 г. Виктор Резанов получил малую серебряную медаль за три пейзажа «Окрестности Санкт-Петербурга (Виды из Лисьего носа)», а в 1855 г. – малую серебряную медаль за пейзаж с натуры. Постепенно совершенствовал свое мастерство, в 1857 г. на выставке в Академии художеств получил большую серебряную медаль за «Вид на острове Коневце» (Ладожское озеро), а в 1858 г. – малую золотую медаль за пейзажи «Вид в Финляндии» и «Лисий Нос».
          На летних каникулах В. Резанов ездил в Черниговскую губернию на этюды, бывал в Ичне, его картина «Вид с дворца на противоположный берег Майорского пруда», написанная в Качановке, была представлена на выставке 1860 г.
          На академических выставках 1859–1860 гг. выставлял свои офорты и Тарас Григорьевич Шевченко, готовясь к получению звания академика. В 1859 г. он был назначен в академики по представленным гравюрам (было тогда такое звание), а 4 сентября 1860 г. получил звание академика по гравированию (офортным способом). Поэт не стремился к славе художника, просто это звание и соответствующий ему чин титулярного советника позволяли постоянно проживать в Санкт-Петербурге. Ведь 7 апреля 1860 г. «отставному рядовому Оренбургского линейного № 1-й баталиона Тарасу Шевченко» полицией было выдано лишь временное разрешение «для свободного проживания в Санкт-Петербурге в течение одного года».
          10 марта 1861 г. украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко не стало. При отпевании Кобзаря в Екатерининской церкви Академии художеств В. Резанов вместе с художниками В. Верещагиным, М. Дмитриевым-Оренбургским, П. Ейспером, Л. Жемчужниковым и М. Микешиным зарисовали его в гробу. Рисунок карандашом «Шевченко в гробу» В. Резанова хранится в Государственном музее истории русской литературы им. В.И. Даля (Москва).
          В 1859 и в 1860 гг. Виктор Резанов допускался к конкурсам на большую золотую медаль, получение которой позволяло стать пенсионером Академии художеств с поездкой на 6 лет за границу за казенный счет для дальнейшего совершенствования мастерства. Но участия в конкурсах не принял, очевидно, реально оценивая свои возможности. Некоторые ученики, пытаясь получить большую золотую медаль, учились в Академии по 20 лет.
          В 1862 г. В. Резанову по его просьбе присвоили звание классного художника III степени, как награжденного большой серебряной медалью, с соответствующим рангом чиновника 14 класса (коллежского регистратора).
          В 1862–1864 гг. работал в Украине, писал пейзажи по заказам помещиков Черниговской и Полтавской губерний, проживая в их имениях. Эти годы были для художника наиболее плодотворными, он написал десятки полотен, которые украсили усадьбы В. Тарновского в Качановке, И. Скоропадского в Тростянце, Дабиж-Горленко в Романовщине, Г. Галагана в Сокиринцах, В. Кочубея в Диканьке, де-Бальменов в Линовице, Величко в Хаенках. Только в усадьбе Г. Галагана было 25 картин Виктора Резанова.
          В конце 1864 г. художник поехал за свой счет за границу. Эту поездку он запланировал еще в 1862 г., поэтому и собирал деньги, работая в усадьбах помещиков. В ноябре 1862 г. Павел Джогин писал Ивану Шишкину: «... кстати, кланяется тебе Резанов, который в Малороссии и, кажется, хочет ехать за границу».
          Иван Шишкин был близким другом Виктора Резанова. В письмах к И. Шишкину он называл его «Любезный товарищ Ваня», а в конце писал «Преданный твой друг Виктор Резанов».
          В 1865 г. В. Резанов работал в Париже, а затем перебрался в Дюссельдорф. В марте-апреле 1866 г. художник сообщал из Дюссельдорфа, что живет он в той же квартире, где ранее проживал И. Шишкин, и каждый день обедает в ресторане знаменитого дома художников «Малькастен». Творческая атмосфера, царившая в Дюссельдорфе, вдохновляла художника, он писал И. Шишкину: «...большая польза тут писать картины, да и энергия является больше, тут так прилежно работают, что и самому не хочется терять время».
          Просил также прислать денег: «...а также прошу тебя пришли мне долг, я совершенно без денег, никто не присылает, вот нынче и давай в долг, просто на чужой стороне можно с голоду умереть, и пишу это своим должникам, а они и в ус не дуют, даже не отвечают, ужасные люди».
          Из работ художника того периода, написанных с натуры, сохранилась картина «Дубовая роща на окраине Дюссельдорфа», которая сейчас экспонируется в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
          В Дюссельдорфе художник задумал и написал картины «Сбор хлеба во время жатвы», «Лес во время бури» и «У водяной мельницы». О работе над этими картинами он сообщал в своем письме И. Шишкину: «В ту раму, которую я у тебя купил, пишу две картины – одна изображает утро с туманом, а другая самая простая, нет ни одного дерева – жатва ржи. ... Начато еще у меня шесть штук в аршин величиной, и еще затеваю малороссийскую водяную мельницу».
          Картины были представлены на осенней выставке в Академии художеств 1866 г. Художественный Совет Академии за указанные работы присвоил Виктору Резанову звание академика пейзажной живописи с соответствующим чином 9-го класса (титулярного советника).
          А картины приобрел для своей коллекции адмирал Н.К. Краббе, тогдашний морской министр России.
          В октябре 1868 г. в Екатерининской церкви Академии художеств состоялось венчание академика Ивана Ивановича Шишкина с петербургской мещанкой Евгенией Александровной Васильевой, сестрой его друга, пейзажиста Федора Васильева. Со стороны жениха свидетелем (поручителем) был академик Виктор Резанов, а невесту представлял друг Шишкина и Резанова академик Павел Джогин.
          Виктор Резанов поддерживал дружеские отношения с художником Егором Мейером. Министерство императорского двора заказало Мейеру для императора цикл картин с видами Приморского края. В 1867 г. академик Е. Мейер внезапно заболел и умер, не закончив две большие картины: «Вид города Иркутска» и «Казацкая станица Екатерино-Никольская». По просьбе Софии Мейер, вдовы академика, Виктор Резанов в 1867–1868 гг. по рисункам и эскизам Мейера закончил картины, заказ императора был выполнен. Часть средств, которые ему выплатило Министерство двора за картины, он передал вдове художника.
          В. Резанов никогда не бывал в Иркутске, поэтому на картине «Вид города Иркутска» он изобразил деревья Центральной России, были то куполообразные сосны, которые в Сибири не растут. Эта картина хранится в Иркутском областном художественном музее.
          В 1867–1872 гг. художник много путешествовал, посещая и Черниговщину, о чем свидетельствуют его картины, которые появлялись на выставках в Академии художеств: «Два вида в Новгородской губернии» (1867), «Вид в Малороссии» (1869), «Вид в Орловской губернии» (1872).
          Виктор Резанов был соучредителем Артели художников в Санкт-Петербурге (1863–1864), членом Санкт-Петербургского собрания художников (1863–1879) и Московского общества любителей художеств.
          Материальная сторона жизни художников во все времена была проблемной и сложной. Некоторые достигали признания и славы, имели постоянные заказы и обеспечивали себя и семью исключительно художественным творчеством, а другим через непостоянные доходы от творчества приходилось искать более стабильные источники к существованию.
          В 1874 г. Виктор Резанов согласился на предложение стать учителем рисования в Вильне (ныне Вильнюс, Литва), и с 1 августа был принят на должность учителя черчения и рисования Виленской Мариинской женской гимназии, а с 1 сентября 1875 г. стал преподавать рисование в Виленском еврейском учительском институте. Также преподавал по найму в Виленском Мариинском высшем женском училище.
           В Вильне действовала Рисовальная школа, которую организовал в 1866 г. и возглавлял до 1912 г. академик И.П. Трутнев. Эта школа возродила подготовку художников в Северо-Западном крае, которая была прервана в 1832 г. через закрытие императором Николаем I Виленского университета с кафедрами рисунка и живописи, скульптуры и гравюры.
          В некоторых публикациях указывается, что Виктор Резанов преподавал в этой школе и даже был помощником И. Трутнева. Возможно, это только предположение, потому что в исторических материалах никакой информации о таком сотрудничестве найти не удалось. То могла быть только подвижническая деятельность, поскольку школа финансировалась недостаточно. Сначала небольшую плату в сумме 500 руб. в год получал только сам И. Трутнев, поэтому он с 1868 г. стал преподавать рисование и в Виленском реальном училище. Позже в штате школы появился классный надзиратель, а помощник заведующего упоминается с 1887 г. (художник П. Ремер).
          В. Резанов вместе с И. Трутневым преподавал рисование в Реальном училище в 1882–1883 гг., работая по найму.
          С 1 февраля 1884 г. Виктор Резанов начал преподавать рисование в Высшем женском училище на постоянной основе, продолжая работать по найму в Еврейском учительском институте.
          Понемногу занимался и живописью, на академической выставке 1883 г. демонстрировались его акварели и сепии, а на выставке 1885 г. – две акварели «Полдень».
          В одной из публикаций написано, что Виктор Резанов в 1880-х годах работал над проектом царского охотничьего дома на Южном берегу Крыма. Не был пейзажист Виктор Резанов архитектором, а Ливадийский дворец императора и охотничий дом проектировал Александр Иванович Резанов (1817–1887), академик архитектуры, профессор Академии художеств.
          То же самое касается и часовни Святого Георгия Победоносца на Евфросиниевском кладбище в Вильне. Ту часовню, как и Николаевский и Пречистенский соборы, также проектировал в 1865–1868 гг. Александр Резанов вместе с виленским архитектором М. Чагиным.
          Но в Крым Виктор Резанов все-таки ездил. В Вильне проживал Александр Владимирович Жиркевич (1857–1927), военный юрист, литератор и коллекционер. В круг его знакомых и друзей входили художники И. Репин, И. Айвазовский, В. Верещагин, скульптор М. Антокольский, архитектор М. Чагин. Дружил он и с Виктором Резановым. Квартиру А. Жиркевича украшали картины В. Резанова, среди которых было большое полотно «Ай-Петри при восходе солнца».
          В октябре 1893 г. у А. Жиркевича гостил Илья Репин по дороге в Италию. Картину В. Резанова «Ай-Петри при восходе солнца» он раскритиковал: «Мы с вами были в Крыму. Я зарисовал у себя Ай-Петри. Разве он такой? Все выдумка, сочинено!».
          Последний раз Виктор Резанов выставлял свои работы на академической выставке 1887 г. В Санкт-Петербурге демонстрировалась его картина «Лес», а картина «Взморье» была на передвижной выставке в Екатеринбурге в Художественном отделе Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. Передвижная выставка Академии художеств была организована в 1886 г. как альтернатива выставкам художников-передвижников.
          В чинах В. Резанов продвигался успешно, свою карьеру учителя он начал в чине титулярного советника, а в 1895 г. он уже статский советник (чин 5 класса). Награжден орденами Святого Станислава 2-й и 3-й степени и Святой Анны 3-й степени.
          Ученицы Высшего женского училища его любили, вот что писала Александра Бруштейн в литературно-художественных мемуарах о своем первом впечатлении от знакомства с художником в 1894 г.: «В класс входит очень высокий, очень прямой старик, – и мы сразу смотрим на него радостными глазами уже потому, что он напоминает нам что-то очень веселое и желанное. На кого он похож? Ох, знаю, знаю – на деда-мороза! Если бы деда-мороза одеть в синий учительский вицмундир, вот и был бы наш учитель рисования! Только у деда-мороза нос картошкой, красный от декабрьского холода, а у нашего  учителя рисования прекрасная голова, красиво откинутая назад, с красивым, прямым носом и зоркими, орлиными глазами. Волосы и борода у учителя седые, белые, только около рта они чуть-чуть отдают желтизной – наверно, от табака.
     – Здравствуйте, милые  девицы!  –  говорит дед-мороз в учительском вицмундире. – Я ваш учитель рисования, Виктор Михайлович Резанов. Художник».
          Или в другом месте: «Учитель рисования – художник, старый, с белой бородой – чудный!».
          Имеется фото художника конца 1880-х годов, сделанное в Вильне, оно полностью соответствует приведенному описанию его внешности.
          Ну а дальше пришла старость, заказов на картины не было, да и через преклонный возраст художник не мог полноценно творить. Не было и детей, только жена на его содержании, а сбережений «на черный день» художник также не скопил, вот и пришлось работать учителем рисования в преклонном возрасте, чтобы выслужить хотя бы пенсию.
          Постепенно подкрадывалось и бедность. Согласно большинству Адрес-календарей Виленской губернии художник проживал по адресу ул. Полоцкая, дом Шостака, но в справочнике «Вся Вильна» на 1896 г. и в некоторых календарях указывается ул. Заречная (Полоцкая), дом «Доброхотной копейки». Благотворительное общество «Доброхотная копейка» содержало дом, в котором были дешевые квартиры для бедных, ночлежка и дешевая столовая. Общество содержало и богадельню, в которой находили последний приют те, кто уже не мог о себе позаботиться.
          Хотя квартиры и были дешевыми, но за проживание надо было платить. Виктор Резанов есть среди плательщиков государственного квартирного налога дома № 596 общества «Доброхотная копейка». Этот налог собирался при квартирной плате более 225 руб. в год и минимально составлял 3 руб. 60 коп.
          Такова уж ирония судьбы: академик И. Трутнев был членом благотворительного общества «Доброхотная копейка», внося туда денежные пожертвования, а академик В. Резанов жил, благодаря этим пожертвованиям.
          Выход на пенсию с получением половины оклада учителя требовал стажа безупречной службы не менее 25 лет, поэтому художник еще в 1902 г. работал в Высшем женском училище, было ему тогда 73 года.
          Обстоятельства и дата смерти В. Резанова не установлены, как и место его захоронения. Виктор Резанов был прихожанином Виленского Пречистенского собора, последний раз он упоминается вместе с женой в Исповедных ведомостях за 1902 г. Но в метрических книгах собора за 1902-1906 гг. запись о его смерти отсутствует. Это обстоятельство и явилось причиной тому, что в большинстве биографий художника не указывается дата смерти, или пишут «дата смерти неизвестна». Встречаются и даты: 1892 г., после 1892 г., около 1906 г.
          Можно предположить, что художник покончил жизнь самоубийством, что в православии считается тягчайшим грехом. Согласно канонам православной церкви, запись о смерти для совершивших суицид не вносилась в метрические книги, дабы исключить церковное поминание усопшего.
          О причинах столь трагичного ухода из жизни можно лишь догадываться. Возможно, преподавать в училище больше не мог, а с оформлением пенсии были проблемы.
          Наиболее вероятной датой смерти Виктора Резанова будет 1904 г.: жена художника Ольга Алексеевна вернулась из Вильны в Ичню, где и скончалась 15 января 1905 г. от сердечного приступа в возрасте 75 лет.
          Самоубийц запрещалось хоронить на церковных кладбищах, для этого были специально отведенные места, сведения о которых по Пречистенскому собору найти не удалось, поэтому неизвестно и место захоронения В. Резанова.
          Но память о художнике хранят его картины. Работы Виктора Резанова есть в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Доме-музее И. Шишкина в Елабуге (Татарстан) и во многих других собраниях.
          В Украине единственная, к сожалению, картина художника «Ржавец» (1864) хранится в Национальном художественном музее. И еще одна картина, которая, по предположениям, принадлежит кисти В. Резанова, есть в экспозиции Ичнянского историко-краеведческого музея.
          В помещичьих усадьбах Черниговщины и Полтавщины было много картин В. Резанова, но после Октябрьского переворота они были утеряны. Часть картин попала за границу или осела в частных коллекциях, другие были уничтожены. Картины из разграбленных помещичьих усадеб хранились и в крестьянских домах, зачастую не представляя никакой ценности для новых владельцев.
          Ичнянский краевед Константин Самбурский в своих дневниках писал в 1920 г. о картине В. Резанова, которая висела в домике сторожа разграбленной усадьбы Величко возле Хаенок. На ней были изображены три пары волов, которыми пашут поле. Четыре картины В. Резанова еще в 1927 г. хранились в школе села Хаенки, там К. Самбурский видел и несколько рам с подрамниками и остатками вырезанных полотен.
          Сейчас картины В. Резанова выставляются на продажу на художественных аукционах, в частности, в России было выставлено три живописных полотна художника: «У водяной мельницы» (1866), «Девушка на поле с подсолнухами» и «Пейзаж» (1860-е годы), а также рисунок «Тростянец» (1863). А в Минске выставлено на продажу живописное полотно «Подсолнухи».
          Картина «У водяной мельницы» – одна из самых известных картин художника, за которые В. Резанов был удостоен звания академика. От наследников адмирала Краббе картина в 1930 г. перешла в частную коллекцию Гамбарашвили (Тбилиси) и досталась в наследство его потомкам. Картина была продана в 2010 г. за 106 тыс. долларов США, сейчас она находится за границей в частной коллекции. А в 2008 г. была продана с аукциона за 7 тыс. дол. картина «Девушка на поле с подсолнухами».
          Остальные из названных работ ждут своего покупателя, стартовая цена составляет 160-350 тыс. рублей.
          Судьба художника Виктора Резанова достаточно типична, она похожа на судьбы многих художников, которые становились известными и востребованными, но потом умирали в бедности и забвении. И только благодаря написанным картинам, которые стали национальным и мировым достоянием, имена художников сохранены в истории культуры и искусства.