Спасибо вам, Защитники Отечества!

Ирина Купцова
Спуск на воду подлодки – носителя беспилотника «Посейдон» стал ночным кошмаром для «ястребов» США и «последним стимулом для спокойного диалога. При этом надо понимать – «Посейдон» далеко не единственная наша разработка в области боевых подводных роботов. Есть и другие.

«Посейдон» – это подводный атомный беспилотник, появление которого в составе ВМФ РФ анонсировал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Глава государства упоминал о нем еще в прошлом году, правда, как о некоем безымянном подводном аппарате с неограниченными возможностями. Теперь этот глубинный российский дрон обрел имя, став тезкой американского противолодочного самолета Boeng P-8 Poseidon, атлантического лайнера, британской подлодки и гидродинамических машин.

Появление российского «Посейдона» на «перископной глубине» не стало неожиданностью – его разработки под грифом проекта «Статус-6» велись как минимум с 2010 года. Проект «случайно» рассекретили во время встречи Путина с представителями Минобороны и оборонной промышленности в ноябре 2015-го, но с размытым изображением. А уже в декабре 2016-го американская разведка сообщила о практическом испытании подводного беспилотного аппарата с ядерной силовой установкой, запущенной из подводной лодки «Саров». Шпионы тогда что-то явно упустили – пуски проводились с древней, но переоборудованной в лодку-матку АПЛ «Подмосковье» (на фото).

Боевые роботы морских глубин, способные «сканировать» дно океана, разрабатывались в России достаточно давно. В 2014-м американские издания разродились рядом статей на тему создания русской беспилотной субмарины с ядерным зарядом в десятки мегатонн, способной уничтожать базы стратегических подводных лодок и другие важные объекты на побережье США. В Пентагоне даже успели придумать кодовое название для этой ударной АПЛ, способной быстро и скрытно перемещаться на большие расстояния, – «Каньон».

Однако «сенсация» имела небольшую неточность. Мы не разрабатывали подобное оружие, оно уже существовало.

Озабоченность американцев тогда вызвало появление у России подводной лодки с большим боевым потенциалом и неясным предназначением. Речь идет о той самой АПЛ «Подмосковье», которая после модернизации превратилась в плавучую подводную базу для мини-субмарин. Но настоящего предназначения этой лодки американцы не знали.

Не знали они и о том, что в России велись активные работы по созданию перспективных подлодок пятого поколения, которые будут оборудованы унифицированными модульными платформами, оснащенными интеграционным вооружением и роботизированными комплексами. Сейчас о них (с упоминанием размещения беспилотных «Посейдонов») открыто заявил Владимир Путин.

Новые подлодки получили более широкие возможности применения торпед, крылатых и баллистических ракет,  и мини-подлодок, способных выполнять самостоятельные задачи, получив команду с лодки или воздушного пункта управления.

Тестирование таких мини-лодок без экипажа на борту идет с 2008 года. Испытания проходили на Севере и в Тихом океане. Цель такого атомного беспилотника может быть любой – авианосная эскадра, база стратегических авианосцев, наземные строения. Обнаружить его практически невозможно из-за малогабаритности и малошумности при движении под водой.

Помимо АПЛ «Подмосковье», участвовавшей в тестировании подводных беспилотников, использовалась и дизельная подводная лодка «Саров» (проект 20120), которая была переоборудована для транспортировки роботизированных комплексов. Именно на «Сарове» испытывались мини-подлодки для АПЛ пятого поколения, спроектированные в Государственном ракетном центре. Проект носит название «Скиф». Его предназначение – нанесение неожиданных ударов из глубин океана.

По большому счету, «Скиф» – это даже не подводная лодка, а баллистическая ракета донного базирования. На ее борту нет людей, управление производится на удаленном доступе. В то же время она может менять место своей дислокации еще до боевого применения. Даже если потенциальный противник засечет район установки «Скифов», аппараты могут поменять положение, переместившись на значительное расстояние.

«Скиф» способен, получив команду, молниеносно поразить цель или цели на дальности свыше 300 километров.

Стартовать из глубины «Скифы» могут в любом месте. Средства ПЛО здесь просто бессильны.

Предположительно, в России уже завершены работы по созданию этих субмарин, способных за раз уничтожить авианесущую группировку противника, и они уже входят в арсенал Вооруженных сил.

Еще один российский роботизированный комплекс – «Галтель», морской разведчик и сапер, успешно прошел опытную эксплуатацию в прибрежных водах Сирии.

«Галтель» фиксирует любые плавающие или лежащие на морском дне объекты – от пловца-диверсанта до спичечного коробка.

В состав комплекса входят телеуправляемый необитаемый подводный аппарат и две автономные необитаемые подводные лодки с автономностью плавания. Подлодка может передвигаться по разным траекториям и способна самостоятельно обходить подводные препятствия.