Байки из жизни

Артур Кангин
КНИГА — ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

После морской Академии получал я погоны в городе Севастополь, на вертолетоносце «Москва». Грезил о писательской славе. Конечно же, сразу побежал в корабельную библиотеку. А там книжки выдавали два «дедушки», тянувшие уже третий год службы.

Встретили меня с глумливой ухмылкой:

— Ты на гражданке баб трахаешь, портвейн хлебаешь, а мы тут на жестянке, как последние мудаки…

Что делать? Пошел к помполиту, человеку, отвечающему за наше культурно-политическое воспитание.

— Значит, не дают? — изумился широкоплечий капитан второго ранга.

Приходим в библиотеку.

— Он книжки просил? — спрашивает помполит.

— Просил.

— Не дали?

— Так точно.

— Отлич-чно! — помполит разворачивается и сначала по морде одному старослужащему, тот шарахается об стеллажи, затем другому.

Увлекался я тогда Львом Толстым. Читал о непротивлении злу насилием.

Прижав к груди, я нес в кубрик стопку дорогих сердцу книг. Они  были слегка обрызганы кровью.

 

ЗА ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЫХ!
Было это в начале 80-х. Новороссийская морская академия. Стипендия двенадцать рублей. Не разгуляешься… Мой же сокурсник, Виталик Сухов нашелся.

Рассказывает:

— Фланирую в субботу мимо разных ресторанов. Выпасаю свадьбу. Запеленговал! Дожидаюсь, когда все дойдут до определенного градуса. Потом захожу в банкетный зал и говорю: «Разрешите выпить за здоровье молодых?» Обычно отвечают: «Садись, морячок!» И вот я сыт, пьян, нос в табаке. Правда, один раз меня вышвырнули в окно. Но это детали…

 

КОРОННАЯ ОТМАЗКА
Тот же Виталик Сухов узнал, что я за самоволку получил четыре наряда вне очереди.

— А ты отмазывался?

— Как?

— Принцип один. Надо пороть чудовищную дичь. Вот однажды я иду с бодуна. Останавливает меня начальник строевой подготовки. «Курсант, вы пьяны!» — «Что вы, я просто сидел в троллейбусе и надо мной навис алкаш». — «И?..» — «Он выблевал мне прямо на голову». — «Пошел вон!» А ты говоришь, как отмазываться.

 

ЛЕТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ
Приятель по новороссийской морской академии, Саша Куницкий рассказывал.

— Возвращаюсь из увольнения, понятно, бухой. Смотрю у КПП усиленный наряд, там же капитан третьего ранга, по кличке Бабушка Удава, ужасная, сам знаешь, сволочь. Чувствую, заметут. Озарило! Забираюсь в истребитель. Думаю, перекантуюсь ночь.

— Какой истребитель?

— Ну, памятник, который стоит рядом с бурсой. Кабина легко открылась. А там кресло из кожзаменителя. Тепло, уютно. Отлично выспался. Утром продираю глаза и вижу, что возле монумента толпится экскурсионная группа. Какие-то школяры мелкого возраста. Экскурсовод им что-то пламенно вешает на уши. Смотрю на часы, надо поторапливаться. Открываю кабину, триумфально спускаюсь. Гюйс развевается. Бескозырка набок…

Девочка с красными бантиками восторженно глядит на меня:

— А я и не знала, что летчики были моряками!

 

СТО КРЫСИНЫХ ХВОСТОВ
В 80-х проходил военную практику в славном городе Севастополь, на вертолетоносце «Москва». Народу аж полторы тысячи. А крыс на порядок больше. Когда экипаж смотрел фильм, крысаки рысью пробегали по верхней плашке экрана. Матросы приветствовали грызунов удалым хохотом и дружным свистом.

И вот капитан бросил клич — за сто крысиных хвостов каждый будет награжден недельным отпуском.

Ох, что же здесь началось! Матросы на свои последние денежки покупали капканы и расставляли повсюду. На камбузе, у торпедных аппаратов, в прачечной, в душе…

Больше всех преуспел матрос Егор Матюшкин. За считанные дни он связал вязанку из девяноста крысиных хвостов. Один из капканов поставил у капитанской рубки. И надо же было в него угодить… самому капитану. Неделю кап-раз хромал.

Словом, вместо недельного отпуска в родной Могилев матрос Матюшкин получил трое суток «губы».

А крыс на вертолетоносце «Москва» стало действительно меньше. И фильмы мы уже смотрели почти без свиста и хохота. Когда картина оказывалась скучноватой — такая тоска!

 

КАПИТАН ВИНОВОЗА
После мореходки попал я по распределению на виновоз «Комсомолец Ленинграда».

Веселенький был корабль. Вся команда вусмерть пьяна. Причем на халяву.

Операция на диво проста.

Ящик опускали в холстяной мешок. Шарахали им о борт. И подставляли таз. Вина — залейся! Все же разбитые бутылки канали в качестве боя при транспортировке.

Переступаю я впервой трап этого дивного судна. Прямо за ним лежит пузатый мужик в тельняшке. Понятно, в дугину бухой.

— Кто это? — спрашиваю у вахтенного, высоко задирая ногу, перешагивая пузана.

— Капитан, мать его…

 

ПОРТРЕТ ИЛЬИЧА И СТЫРЕННЫЙ РУБЕРОИД
Семейная жизнь моя началась в Туапсе. Тесть — художник-оформитель. Страшно гордился своим козырным произведением. Спрашивал:

— Что ты видишь при входе в наш порт?

— Высотку.

— А на ней?

— Портрет Ильича.

— Моя работа!

И хотя тесть писал маслом классиков марксизма-ленинизма, был он антисоветчиком. Как подопьет, так кричит:

— Суки-коммуняки, сгноили Россию!

Как-то вечером позвал меня с собой на дело. Едем на новеньком «Жигуленке». Стройка. Охраны не видно. И огромная гора рубероидов, как это было обычно при достопамятном советском режиме, валяющаяся бесхозно.

— Хватай! — кричит тесть.

— Это же воровство? — мертвею я.

И тогда тесть выдает крылатую фразу:

— Привыкая к нашей жизни, сынок!

 

СЕКУНДОМЕР
По молодости лет тянул лямку корреспондента в «Новгородском комсомольце». И был там у нас славный курьер, Вася Шмаков. Личность достопримечательная. Зимой и летом он ходил в фуфайке и шароварах, жил в каком-то туберкулезном подвале.

Как-то главному редактор газеты надоел чмошный вид Васи. Он выдал ему сто рублей, со строгим напутствием:

— Пойди и купи себе нормальные брюки, пиджак и рубашку. Ты же позоришь советские органы!

Назавтра Вася появляется в своем обыкновенном, фриковском виде.

— Васенька, что такое? — кидаемся мы к нему.

— Вот! — курьер гордо достает из кармана серебряный секундомер. — Буду засекать время! За сколько я дохожу от редакции до типографии и… обратно.

— А что одежей?

Васенька нас уже не слушал. Он приложил секундомер к уху и с блаженной ухмылкой слушал тиканье.

 

БРЫЗГИ ШАМПАНСКОГО
В конце восьмидесятых годов послали меня в командировку, в город Сольцы.

Приезжаю. Останавливаюсь в гостинице «Садко», рядом с горкомом. Неизбежный монголоидный Ленин с протянутой рукой, усердно обгаженный политнекорректными голубями. Прогалопировала пегая собака на трех ногах.

Гостиница отвечала ландшафту. Электричества, отопления, горячей воды решительно нет. А в полу — дыра. Посмотришь, а там твой плешивый сосед чего-то ходит-бродит. Щеголяет, подлец, в белой майке.

Сходил я в коровник. Взял интервью у доярок-ударниц. Вечером возвращаться в гостиницу, жрать хочется — смерть.

Заглядываю в один магазин. Пусто! В другой… Шаром покати!

В конце концов, прикупил я ржавую банку балтийских килек и… шампанское «Абрау-Дюрсо». Пару пузырей!

И откуда элитное вино взялось в этой медвежьей дыре? Наверно, поддержка Кремлем Нечерноземья.

На ночь глядя, я скушал кильку и шарахнул сразу две склянки игристо-шипучего.

Забрался под солдатское одеяло и стал, от холода стуча зубами, думать об упоительном будущем нашей Отчизны.

— Все будет хорошо! — бормочу я. — Просто бьютифул!

 

ДОЯРУШКИ
Отправила меня как-то родная газета в дальний колхоз. Там десятиклассницы вместо того, чтобы уехать в город, остались на селе доярками. Был такой популярный тогда комсомольский почин, ни шагу с родной земли.

Приезжаю. В мозгу уже кипит лава горячечных слов статьи. Мол, молодцы! Не предали родимое село! От вековечных корней не оторвались.

Указывают мне аборигены на неказистый домик с полуобрушенной крышей.

Захожу, а там мои доярушки сидят за столом, обильно заваленным немытой посудой, пьют на троих горькую, заедают пупырчатыми огурцами.

Делаю вид, что ничего не замечаю.

Прошу прийти со мной в коровник, дабы на месте, так сказать, среди живого антуража взять интервью.

Бухие девицы, вяло переругиваясь, одеваются.

Идем на ферму.

— Туда не поворачивайте, — говорят мне барышни-крестьянки, когда я хотел войти в коровник с правого фланга.

— Почему?

— Там выгребная яма с навозом. Пара буренок уж утонула.

 

ДОРОГА ЗА ОБЛАКА
С красной корреспондентской корочкой приезжаю в какой-то занюханный колхоз Холмского района. Нищета вопиющая. Через одну — соломенные крыши. Хмельные мужики в чумазых ватниках и ржавой кирзе. Очередь за хлебом в сельпо старушки занимают с шести утра. А до районного центра, хоть до какого-то оплота цивилизации, больше 100 км.

Разговариваю с трактористом:

— А как вы в город попадаете? Слышал из-за непролазной грязи рейсовый автобус отменили.

— Очень просто, — усмехается водила. — Выводишь трактор ближе к ночи на пашню. Заводишь. Направляешь на районный центр, Холм, то бишь. Врезаешь два пузыря водки. И вырубаешься дрыхнуть. А к утру, как глаза продерешь: «Здравствуй, Холм!

 

ОСКВЕРНЕННЫЕ ПОХОРОНЫ
Это случай мне рассказал журналист из Киева, карикатурный еврей, маленький, пейсатый, с орлиным носом.

Ультра-украинские националисты хоронили своего кумира. Что-то вроде Адольфа Гитлера, но для хохлов. Там подсуетился и наш Сеня. Щелкает фотиком справа-слева.

Оступился, в конце концов, и свалился в могилу.

Наци его из ямы доставали на веревке.

— Артур, — выпучивал на меня Сеня, как черные оливки, глаза, — я думал, они меня там и похоронят. Я же своим падением осквернил святую могилу!

 

ВОСТОЧНАЯ ФАМИЛИЯ
Звоню на завод, заказываю пропуск.

— Как ваша фамилия?

— Кангин.

— Как?

— Кангин.

— Как?!

— Кан-гин!

— А! — с душевным облегчением. — Так вы кореец?!

 

БОСЯК И ШВЕДЫ
Для кого-то Сочи — вожделенный рай, для меня же, в конце восьмидесятых, оказалось рабочим местом. Служил замом ответсека краевой газеты «Черноморская здравница».

Поселили меня в славном перепелином совхозе, в поселке Красный Спуск. Диковатое название, согласитесь?

Питался там, по причине скудных финансов, в основном перепелиными яйцами. Жарил себе омлеты из сорока яиц. Дешево и сердито.

Спускаюсь как-то из своего горного совхоза и на меня вдруг обрушивается ураган. Хлынул проливной дождь. Откуда что взялось?

Явился в газету мокрый насквозь. Из ботинок хоть воду выливай. Снял обувку, носки развесил на батарее. Босые ноги сунул глубоко под стол.

И тут, на мою беду, в комнату входит делегация. Как потом оказалось, шведов. Коллеги из Стокгольма. Ведомые нашим седовласым главредом.

Все вскакивают. Лишь я сижу. Пятки-то голые.

Делаю вид, что ожесточено черчу макет очередного номера.

— Встань! — толкает меня ответсек.

Я сижу.

— Вот, — говорит главред, указывая на меня, — наша славная молодая поросль.

А сам уничтожающе выкатывает глаза.

Шведы пялятся на меня. Я лишь глубже и глубже сую ноги под стол.

Ушла делегация. Главред же вернулся.

— Ты чего? — спрашивает.

— Вот! — показываю я ему босые пятки.

Все рассказал…

Главред долго смеялся. И выписал мне премию за моральные муки.

В Стокгольме моя фотка появилась в местной газете. Причем на ней — все стоят, лишь я угрюмо сижу и что-то черчу. На батарее, в «красном» углу кадра, мои носки.

 

ТОВАРИЩ ГОРБУНОВ
Служил в «Литгазете», услышал там такую байку.

В застойные времена редактором литературки был Чаковский, заслуженный писатель, орденоносец, член всевозможных президиумов.

Лауреат редко приезжал в издание, далеко не всех сотрудников знал в лицо.

И был там такой ответсек по фамилии Горбунов. Ушел он в отпуск. А в его кресло сел помощник, товарищ Митрофанов.

Приехал Чаковский в литературку. Гордо шествует в кабинет ответственного секретаря. На двери табличка золотом: В.И. Горбунов.

А надо сказать, что у Митрофанова был большой горб.

Величественно вплывает Чаковский:

— Добрый день, товарищ Горбунов!

Митрофанов чудом удержался, чтобы не задушить творца легендарной «Блокады».